Анима
Анимой называется идеальный образ женщины в воображении мужчины. Анима не сводится к прототипу. Нельзя сказать, к примеру, что моя анима — это Оленька из соседнего подъезда. Анима — собирательный образ, в котором есть нечто от образа матери, первой влюбленности, романтического обожания, Джоконды и т.д. Эту идею хорошо выразил Пушкин в "Моцарте и Сальери":
Моцарт говорит:
Представь себе... кого бы? Ну, хоть меня — немного помоложе; Влюбленного — не слишком, а слегка — С красоткой или с другом — хоть с тобой. Я весел... Вдруг виденье гробовое, Внезапный мрак иль что-нибудь такое... Ну, слушай же.
Анима — бессознательная, женская сторона личности мужчины; персонифицируется в сновидениях образами женщин, варьируя от проститутки и совратительницы до духовного проводника (Мудрости).
Анима являет принцип Эроса, так как развитие анимы у мужчины отражено в том, как он относится к женщинам. Идентификация с анимой проявляется как переменчивость в настроении, утрата мужественности (обабивание) и сверхчувствительность. Как и анимус у женщин, ОГЛАВЛЕНИЕ мужской анимы определяется комбинацией архетипических образов, содержащихся в той или иной культуре, в которой пребывает мужчина, а также мужским опытом общения с женщинами, в особенности с матерью. Архетипическая анима проявляется в четырех главных образах, которые мужчина проецирует на женщин. Ева воплощена в Матери-Земле. Она может появиться в сновидениях мужчины в виде сельской женщины-крестьянки, убирающей урожай, готовящий пищу или ухаживающей за детьми. Положительный аспект Евы олицетворяет жизнеподдерживающее начало (питание, забота), отрицательный — сдерживает развитие, ограничивает, например перекармливает. Елена представляет соблазнительницу, сексуальный объект. В сновидениях это может быть образ фотомодели из журнала или героини фильма, телесериала. В положительной форме Елена выступает как источник радости и восхищения, в отрицательной — оказывается фигурой, манипулирующей своим шармом в ущерб другим (сновидцу).
Мария — чистая девственница, духовная мать. В снах она может оказаться всеми уважаемой учительницей, наставником. В положительном смысле Мария — личность независимая, цельная, знающая себе цену, защищающая свои интересы. В отрицательном — ведет себя отчужденно, держится в стороне и требует высоких достижений за счет личных отношений. София — образ мудрости. В снах она появляется пожилой зрелой женщиной. Положительная сторона такой фигуры самоочевидна. Отрицательная — выступает в использовании мудрости или знания в злых разрушительных целях.
В качестве психического компонента анима размещена ниже порога сознания, комплементарна персоне и состоит с ней в компенсаторных взаимоотношениях.
Архетип Персоны отражает ту часть психики, которая обращена к социуму.
Персона — идеальная картина мужчины, каким он должен быть, внутренне скомпенсирована женской слабостью, и в той степени, в какой мужчина играет роль сильного снаружи, внутри он оказывается слабой женщиной, т.е. анимой, поскольку именно анима реагирует на персону. Но так как внутренний мир темен и невидим и так как мужчина, чем меньше он способен признать свою слабость, тем больше отождествляется с персоной, то антипод персоны — анима остается в совершенной темноте и оказывается полностью спроектированной, а нашего героя можно обнаружить под каблуком у своей жены.
Иначе, под анимой понимается внутренняя установка, которая требует такой же самостоятельности, что и установка внешняя — персона. Опыт показывает нам, что анима обыкновенно содержит все те общечеловеческие черты, которых лишена сознательная установка. Тиран, преследуемый кошмарными снами, мрачными предчувствиями и внутренними страхами, является типичной фигурой. С внешней стороны бесцеремонный, жестокий и недоступный, он внутренне реагирует на любую тень, подвержен каждому капризу, словно является слабым и болезненно впечатлительным существом. Следовательно, его анима несет в себе те общечеловеческие свойства болезненной впечатлительности и слабости, которых совершенно лишена его внешняя установка, его персона. Если персона интеллектуальна, то анима определенно сентиментальна (Юнг).
Характерно, что в тех случаях, когда человек отождествляет себя со своей персоной, он фактически одержим анимой с сопутствующими симптомами. Психологическим приоритетом первой половины жизни для мужчины является стремление освободиться от чар материнской анимы. В более позднем возрасте недостаток сознательной связи с анимой сопровождается симптомами, характерными для "потери души".
Молодые люди могут пережить полную утраты анимы без всякого ущерба. На этой стадии развития главное — быть мужчиной. После середины жизни, однако, постоянная потеря анимы означает снижение жизненности, гибкости, подвижности и человеческой доброты. В результате, как правило, наблюдаются преждевременная ригидность, сварливость, стереотипность, фанатическая односторонность, упрямство, педантичность и помимо этого еще безропотность, утомляемость, неряшливость, безответственность и, в конечном счете, детская раздражительность со склонностью к употреблению алкоголя.
Анимус — бессознательная мужская сторона личности женщины. Анимус персонифицирован в принципе Логоса. Идентификация с Анимусом делает женщину жесткой, самоуверенной и любящей спорить. В положительном смысле анимус есть внутренний мужчина, который действует как мост между женским эго и ее собственными творческими источниками в бессознательном. Подобно аниме, анимус представляет как личностный комплекс, так и архетипический образ и рассматривается как противоположность анимы. Как психический компонент анимус размещен ниже порога сознания и действует из бессознательного психического. Аналогично аниме, анимус обслуживает сознание, но может ввергнуть человека в состояние собственной одержимости. О женщине, одержимой анимой, говорят, что она стала совсем другой, в нее вселился другой дух. Женщина, одержимая анимусом, рискует утратить свою женственность.
Если у мужчины в общем во внешней установке преобладает или, по крайней мере, считаются идеалом логика и предметность, то у женщины — чувство. Но в душе оказывается обратное: мужчина внутри чувствует, а женщина — рассуждает. Поэтому женщина делается проституткой, а мужчина — алкоголиком.
Анимус становится полезным психологическим фактором, если женщина в состоянии понять разницу между идеями, генерируемыми этим автономным комплексом, и тем, что она действительно думает.
Юнг описал четыре стадии развития анимуса у женщины. Сначала он возникает в сновидениях и фантазиях как воплощение физической силы — атлета, мускулистого человека или разбойника. На второй стадии анимус дает женщине инициативу и способность к планируемому действию. Он стоит за желанием независимости и стремлением сделать собственную карьеру. На третьей стадии анимус делается "словом", зачастую персонифицируемым в сновидениях и образе профессора или священника. На четвертой стадии анимус оказывается воплощением здравого смысла. На этом высшем уровне, как и София в случае анимы, анимус опосредует сознательный женский разум и бессознательное. В мифологии этот аспект представлен Гермесом, посланцем богов — в сновидениях он обычно является проводником, помощником. Любой из этих аспектов анимуса может проектироваться на мужчину. Как и в случае спроектированной анимы, это ведет к нереалистическим ожиданиям и язвительной желчности во взаимоотношениях.
Персона — социальное Я человека, роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте, обычно идеальные аспекты личности, вынесенные во внешний мир.
Персона есть комплекс функций, создававшийся на основах приспособления или необходимого удобства, но отнюдь не тождественный с индивидуальностью. Комплекс функций, составляющий персону, относится исключительно к объектам. Персона есть то, чего в действительности вовсе и нет, но о чем ее представитель, равно как и другие люди, думает как о существующем.
Есть такие люди с неразвитой персоной, которые из одной публичной неловкости, сами того не ведая, попадают в другую, совершенно бесхитростно и невинно, душевные надоедалы или трогательные дети, или, если это женщины, внушающие страх своей бестактностью Кассандры, вечно не так понимающие, не ведающие что творят, а потому рассчитывающие на прощение, они не видят мир, а только грезят его... Такие люди могут избежать разочарований и страданий всякого рода, сцен и актов насилия, лишь когда они научатся понимать, как вести себя в обществе. Им надо научиться понимать, чего ожидает от них социум. Они должны увидеть, что в мире есть обстоятельства и люди, которые намного их превосходят. Они должны знать, что означают их поступки для других и т.д.
Персона переживается как индивидуальность на этапе, предшествующем отделению себя от эго. Фактически очень мало индивидуального в том, что персона воспринимается, с одной стороны, как социальная идентичность, а с другой — в качестве идеального образа.
Если мы рискнем предпринять точное различение того, что следует считать личностным, а что — неличностным психическим материалом, то вскоре окажемся в величайшем затруднении, поскольку и о содержаниях персоны мы должны будем сказать то же самое, что сказали о коллективном бессознательном, а именно что оно всеобще. Лишь благодаря тому обстоятельству, что персона — это более или менее случайный или произвольный фрагмент коллективной психики, мы можем впасть в заблуждение, посчитав, что она полностью или целиком есть нечто индивидуальное. Но она лишь маска коллективной психики, маска, которая инсценирует индивидуальность, которая заставляет других и ее носителя думать, будто он индивидуален, тогда как это всего лишь сыгранная роль, которую произносит коллективная психика. Когда мы анализируем персону, то снимаем маску и обнаруживаем следующее: то, что казалось индивидуальным, в основе своей коллективно. Иначе говоря, персона была лишь маской коллективной психики. В сущности персона не является чем-то действительным. Она — компромисс между индивидом и обществом по поводу того, кто кем является. Это "кто-то" носит имя, титул, представляет должность и является тем-то и тем-то. Конечно, в известном смысле, так оно и есть, но в отношении индивидуальности того, о ком идет речь, персона выступает в качестве вторичной действительности, чисто компромиссного образования, в котором другие иногда принимают гораздо большее участие, чем он сам. Персона есть видимость, двумерная действительность, как можно было назвать ее в шутку.
Построение персоны, пригодной коллективным представлениям, означает внутреннее самопожертвование, в свою очередь принуждающее Я к отождествлению с персоной. И довольно часто встречаются люди, искренне думающие, будто являются теми, кем себя представляют. Подобная идентификация с социальной ролью является источником всякого рода неврозов вообще.
Человек не может безнаказанно отделаться от самого себя в пользу искусственной личности. Уже только попытка этого обыкновенно вызывает бессознательные реакции, настроения, аффекты, фобии, навязчивые представления, слабости, пороки и т.д. Социально сильный мужчина в частной жизни чаще всего обыкновенное дитя по отношению к состоянию собственных чувств, его общественная дисциплинированность (которую он так настойчиво требует от других) в частной жизни жалко буксует. Его любовь к своей профессии дома обращается в меланхолию, его безупречная публичная мораль под маской выглядит поразительно — мы уже говорим не о поступках, а только о фантазиях.
Требования приличий и добрых нравов довершают мотивацию удобной маски. Тогда под ней возникает то, что называется частной жизнью. Этот уже набивший оскомину разрыв сознания на две частенько до смешного различные фигуры — радикальная психологическая операция, которая не может пройти бесследно для бессознательного.
Среди последствий отождествления с персоной наблюдается утрата индивидуального взгляда на себя. Реакции такого человека предопределены коллективными ожиданиями: мы чувствуем, думаем и поступаем так, как "должна" чувствовать, думать и поступать наша персона. В этом случае близкие люди будут жаловаться на эмоциональную отстраненность такого индивида, он же с трудом может вообразить себе жизнь без этого. В той степени, в какой эго сознания отождествлено с персоной, внутренняя жизнь отвергнута. Он оказывается персонифицированной тенью и анимой или анимусом и активизируется компенсаторным путем. Последствия могут проявляться в невротических симптомах и могут стимулировать процесс индивидуации.
Тень — спрятанные или бессознательные аспекты психологической структуры личности, ее негативная сторона, обычно отвергаемая сознательным эго. Сумма всех неприятных личностных качеств. Кем человек не хотел бы быть.
Каждый человек имеет свою тень, подобно любой другой материальной субстанции. И это соотносится с тенью, как свет с мраком, и именно наличие тени делает нас людьми.
Каждый носит с собой тень, и чем меньше она подключена к индивидуальной сознательной жизни, тем она темнее и гуще. Если плохое качество осознано, то всегда есть шанс его исправить. Помимо этого оно находится в постоянном контакте с другими интересами, так что подвержено непрерывной модификации. Но если теневая сторона подавлена и изолирована от сознания, то она никогда не будет исправлена, и постоянно имеется возможность ее внезапного прорыва в самый неподходящий момент. Так что, по подсчетам, она создает бессознательное препятствие, мешая нашим самым благонамеренным побуждениям и порывам. Мы несем в себе свое прошлое, а именно примитивного, низкого человека с его желаниями и эмоциями. Лишь приложив значительные усилия, мы можем освободиться от этой ноши. Если дело доходит до невроза, то мы неизменно сталкиваемся с сильно увеличившейся тенью. И если мы хотим изменить невроз, нам нужно найти способ сосуществования сознательной личности и ее тени.
Индивидуация (лат. individuado — выделение единичного из всеобщего) — в аналитической психологии Юнга процесс, который производит психологическую индивидуальность, т.е. обособленную неделимую единицу, являющуюся в то же время целостностью. Согласно Юнгу, индивидуация означает становление личности. Он полагал, что это слово можно было бы перевести и как самосозидание, самовоплощение. Юнг проводил различие между процессом индивидуации и процессом осознания Я. Например, некоторые авторы называли индивидуацией обыкновенный эгоцентризм или ауэтоэротизм. Юнг показал также, что понятия "индивидуализм" и "индивидуация" не одно и то же. Индивидуализм — это подчеркивание мнимого своеобразия в противовес коллективным требованиям. Индивидуация — результат ассимиляции в сознании личного и коллективного бессознательного.
Индивидуация — своего рода личная программа духовного и религиозного развития. В процессе ее реализации бессознательное становится сознательным. Юнг делает акцент на индивидуации как на процессе образования и специализации индивидуальной натуры. Этот процесс он описывает как естественную необходимость. При этом важно, что индивидуация ведет к чувству сильной и универсальной солидарности, а не к простой изоляции. Но чем больше жизнь человека пронизана коллективными нормами, тем более аморален человек.
В первой половине жизни задача человека заключается в том, чтобы научиться адаптироваться к образованию, диктату общества. Вторая половина жизни требует интеграции всех элементов личности.
Индивидуация — осознание человеком реальной психологической уникальности, включающее в себя как его возможности, так и ограничения. Индивидуация приводит к тому, что регулирующим центром психики становится Самость.