Английское и Немецкое Просвещение
Подобно гуманизму, Просвещение в разных странах получало местный и национальный характер, который определялся различием социально-экономических условий и национальных культурных традиций Англии, Франции, Германии, России, Шотландии, США.
Просветительство возникло в Англии в конце XVII в. Главными представителями Просвещения в Англии были: основатель доктрины либерализма Джон Локк (1632–1704), его последователь философ-материалист Джон Энтони Коллинз (1676–1729), философ-материалист Джон Толанд (1670–1722), философ, моралист и политик Энтони Эшли Купер Шефтсбери (1671 – 1713). В их сочинениях были сформулированы основные понятия просветительского учения: "естественный человек", "естественное право", "естественная религия", "общественный договор". Но считали ли они себя просветителями, призванными всеми силами бороться с предрассудками и невежеством? Очевидно, нет.
Национальная самобытность английского Просвещения определяется тем, что в Англии XVII–XVIII вв. развитие парламентаризма привело к упрочению правовых форм борьбы за власть. Деятельность английских просветителей характеризуется лояльностью по отношению к церкви и государству, так как уже к началу XVII в. в Англии существовала парламентская монархия, следовательно, демократическая борьба политических течений и партий. Англиканская церковь не противопоставляла себя Просвещению, а в какой-то мере даже отвечала сто идеалу веротерпимости. Это имело далеко идущие последствия для культурного развития страны, поскольку позволило сохранить равновесие между традиционными ценностями, хранительницей которых выступала церковь, и новаторскими, которые несло Просвещение.
Особенностью политической программы английских просветителей было отсутствие в ней радикальных лозунгов и призывов. Видные деятели английского Просвещения не порывали ни с христианством, ни с англиканской церковью.
Этика английского Просвещения способствовала закреплению в британском национальном характере таких черт, как правосознание, предприимчивость, изобретательность, практицизм, чувство собственного достоинства.
Немецкое Просвещение отличалось значительно меньшим радикализмом в сравнении не только с французским, но и с английским. Если в Британии и Франции формой религиозного свободомыслия раннего Просвещения был деизм, то в Германии большее распространение получил пантеизм, допускавший умеренно материалистическое толкование.
Просвещение в Германии проявило себя преимущественно в литературе, искусстве, приняв форму художественно-литературного движения. Произведения писателя, одного из основоположников немецкого национального театра, Готхольда Лессинга (1729–1781), корифея мировой литературы Иоганна Вольфганга Гете (1749–1832), поэта, теоретика искусства и драматурга Иоганна Кристофа Фридриха Шиллера (1759–1805) вошли в золотой фонд мировой литературы.
Большое внимание в немецком Просвещении уделялось культуре. Иоганн Готфрид Гердер (1744–1803) в своей главной работе "Идеи к философии истории человечества" рассматривает культурную историю человечества по аналогии с организмом: оно переживает периоды молодости и дряхлости. С века Просвещения, как считал Гердер, начинается новый омоложенный круг культурного развития Европы. С теорией циклического развития мировой культуры Гердер совмещает теорию прогрессивного развития человечества. Он привлек все имеющиеся знания по истории культуры, показал роль не только европейских, но и восточных народов в формировании общечеловеческой культуры. Основным критерием прогресса общества, согласно Гердеру, является рост гуманности в отношениях между людьми.
Немецкие просветители делали ставку в преобразовании общества на реформы образования, воспитания, в частности нравственно-эстетического воспитания, о чем писали Ф. Шиллер и Г. Лессинг. Главную цель они видели в создании гуманного общества через нравственно-образовательную деятельность. В процессе просвещения общества и личности особую роль немецкие просветители отводили искусству.
Великий Иммануил Кант был последним немецким просветителем в плане верности идеалам Просвещения – и первым критиком просветительской философии за ее некритическое, догматическое отношение к своим исходным принципам.