Английская литература Возрождения
Расцвет английской литературы Возрождения приходится на конец XVI - начало XVII в., когда в ряде западноевропейских стран ясно обозначался кризис гуманизма. Английская ренессансная литература может считаться едва ли не самой молодой из возрожденческих литератур Запада. Но, быстро развиваясь, молодая литература вскоре превзошла своих предшественниц, особенно в сфере театра. Она призвана была отобразить всю сложность жизни Англии того времени с ее подчас трагическими противоречиями. В стране, оказавшейся благодаря великим географическим открытиям в центре новых мировых торговых путей, начал быстро протекать процесс буржуазного развития. Он облегчался тем, что в результате длительных междоусобных войн Алой и Белой розы (1455- 1458) английские феодалы в значительной части истребили друг друга. Вместо старой аристократии появилось "новое дворянство", которое постепенно обуржуазивалось. Вместе с тем в Англии бурно протекал процесс становления нации и национального самосознания.
Известное воздействие на формирование английской гуманистической литературы оказал более ранний гуманизм других стран Европы (Эразм Роттердамский, И. Вивес и др.).
Достигший расцвета в XVI - начале XVIII в., английский гуманизм имел и подготовительный период, приходящийся на конец XIV в. Гуманистические черты были заложены уже в творчестве Джеффри Чосера (1340-1400), автора замечательного произведения в стихотворной форме "Кентерберрийские рассказы", не уступающего по художественной яркости и жизнерадостности "Декамерону" Боккаччо.
Центром гуманистической мысли становится Оксфордский университет. Наиболее яркой фигурой из оксфордских гуманистов был Томас Мор (1478-1535), политический деятель (канцлер короля Генриха VIII), философ и писатель, автор знаменитой "Утопии".
Наивысшего развития из всех литературных жанров достигла в эпоху английского Возрождения драматургия, имевшая глубокие народные основы и не чуждая воздействия античных авторов, особенно Плавта и ренессансных итальянских новеллистов. Для ее утверждения на сцене английских театров много сделано группой драматургов, предшественников Шекспира, прозванных за высокую образованность "университетскими умами" (Дж. Лили, Р. Грин, Т. Кид, К. Марло и др.).
Уильям Шекспир (1564-1616) - гениальный драматург и поэт-бард не только Англии эпохи Возрождения, но и всего мира и всех времен. С неизменным успехом идут на театральных сценах, на различных языках, перед многими поколениями зрителей изменяющегося мира его нестареющие драматические произведения. К Шекспиру-драматургу и поэту относится емкая характеристика деятелей Возрождения как "титанов по силе мысли, страсти и характеру" (Ф. Энгельс). Его титанизм - в необычайной глубине раскрытия противоречий своей сложной эпохи, отразившихся в характерах его героев с их страстями, исканиями, сомнениями, провидением будущего, в показе того, как несправедливый общественный порядок извращает "дивное создание" - человека - и как человек все же оказывается способным победить все мерзости и несправедливости жизни.
Скудность сведений о жизни Шекспира дала повод к возникновению середине XIX в. гипотезы, согласно которой автором 37 пьес, двух поэм и 154 сонетов был не актер Уильям Шекспир, а какое-то другое лицо, по неизвестным причинам пожелавшее скрыть свое имя. Так рождался "шекспировский вопрос", вылившийся в длительный спор "стратфордианцев" и "антистратфордианцев", опирающийся на огромный разрыв между "ОГЛАВЛЕНИЕм произведений Шекспира и его бытием". Ответ на этот вопрос дал ученый секретарь Шекспировской Комиссии при Российской академии Наук И.М. Гилилов в книге "Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна Великого Феникса" (М., 1997 г.). Шекспировская тайна сродни тайне Атлантиды. Шекспир, как оказалось, есть огромная загадочная страна, терпеливо дожидающаяся более двух веков извлечения на свет своих погребенных под слоем неизвестности сокровищ. Благодаря этой книге загадочная страна "Шекспир" начинает "всплывать" из глубин неизвестности. Автор ее хорошо знает историю "шекспировского вопроса", т.е. проблемы авторства, и потому выбрал единственно верный путь - научный. Можно утверждать, что это уже не версия, а сама разгадка. При всей научности книги И.М. Гилилова, подкрепленности каждой фразы документами и фактами, собранными прежними поколениями исследователей и более всего автором, - никакой другой ответ на вопрос об авторстве шекспировских произведений автору раздела не представляется возможным. Величайшая в истории мистификация, как доказал И.М. Гилилов, проделана семейной парой Роджером Мэннерсом, графом Ретлендом (1576-1612), и Елизабет Мэннерс, графиней Ретленд (1585-1612). Человечество и впредь будет пользоваться именем "Шекспир", но при этом знать, кто стоит за ним.
Шекспир создает произведения непреходящей идейной и художественной ценности. К выдающимся поэтическим произведениям относятся его 151 сонета, созданные между 1592 и 1598 гг. (опубликованы в 1609 г.). Их лирический герой - человек Возрождения, которому присуще высокое представление о дружбе, любви, об искусстве и озабоченность судьбами всего человечества. Картина торжествующего зла делает для него жизнь почти невыносимой. Ему невтерпеж видеть "Достоинство, что просит подаянья. / Над простотой глумящуюся ложь, / Ничтожество в роскошном одеянье / И прямоту, что глупостью слывет, / И глупость в маске мудреца, пророка, / И вдохновения зажатый рот, / И праведность на службе у порока..." (перевод С. Маршака). Однако этот самый мрачный из сонетов (66) заканчивается решением остаться в живых ради друга: "Все мерзостно, что вижу я вокруг, / Но жаль тебя покинуть, милый друг". В некоторых сонетах забота о друге, образ которого временами перерастает во все будущие поколения людей, заметна еще более, что придает стихам жизнеутверждающий характер. Большим совершенством отличается художественная форма сонетов, искренних, лишенных преувеличений, созданных по закону правдивого искусства, провозглашенному в 21 из 54 сонетов: "В любви и в слове - правда мой закон", "Прекрасное прекрасно во сто крат, увенчанное правдой драгоценной".
Драматические хроники Шекспира, с которых начался его путь драматурга, девять пьес, называющихся по именам королей - "Король Джон", "Ричард II", "Ричард III" и другие воспроизводят в основном картины жизни средневековой Англии. Хотя в качестве главных персонажей в них выступает знать, но здесь ощущается и широкий социальный ("фальстафовский" фон), где действуют и разорившиеся рыцари (Фальстаф и др.), и гордые шекспировские йомены, и мастеровые, и слуги, и солдаты. В хрониках подается отношение народа к событиям и правителям ("Генрих VI"). В качестве силы, направляющей ход истории, Шекспир выдвигает "веление Времени", приближаясь к идее исторической закономерности.
Комедии Шекспира отличаются прежде всего большой жизнерадостностью, царящей в них атмосферой веселья.
В комедиях всегда одерживает победу все человечное - умное и доброе, торжествующее над глупым и злым ("Виндзорские насмешницы", "Два веронца" и др.)- В этом проявляется вера автора в победу добрых начал в жизни, его умение, смеясь, расстаться с отжившим.
Гимном во славу большой ренессансной любви, не считающейся со средневековой феодальной враждой семейств, к которым принадлежат любящие, является трагедия "Ромео и Джульетта" (1595). Она несет в себе яркое жизнеутверждающее начало. Гибнут юные Ромео и Джульетта, но похоронены и вековые феодальные предрассудки, вселившие вражду в семьи их родителей, которые примиряются над телами своих детей.
Трагедия "Гамлет, принц Датский" (1601) отличается исключительной глубиной и сложностью. Не случайно ей посвящены тысячи научных исследований. Углубленный социально-психологический и художественный смысл трагедии проявляется в утверждении необходимости борьбы против зла, в предельном негодовании против всего, что извращает природу человека, лишая его истинной человечности.
Выразителем этого негодования и защитником человечности является Гамлет - типичная ренессансная фигура с присущими ей обостренной критической мыслью, силой страсти и характера. В прологе пьесы Гамлету, датскому принцу, студенту Виттенбергского университета, является тень убитого отца, который просит сына отомстить убийце. Отец был для Гамлета идеалом: "он человек был, человек во всем". Убийца отца Гамлета - его дядя Клавдий, подлый и властолюбивый, "стянувший драгоценную корону и сунувший ее в карман". Гуманисту Гамлету вскоре стало ясно, что преступление Клавдия - лишь частный случай зла, царящего в датском королевстве, где явно "что-то подгнило". Выражением этой гнилости является и поведение матери Гамлета, королевы Гертруды, слишком скоро после смерти мужа ставшей женой Клавдия, что особенно ранит душу ее сына. Печать королевского двора с его гнилостью лежит даже на юной невесте принца Офелии. Гамлет в конце концов приходит к неминуемому тяжкому выводу, что не только Дания, но весь мир - "тюрьма, и превосходная: со множеством затворов, темниц и подземелий". Гамлету также ясно, что "век расшатался" и что он, Гамлет, в ответе за то, чтобы придать ему прочность. Поэтому конкретная, частная задача, стоящая перед Гамлетом - месть за отца, - перерастает для него в осознание необходимости борьбы со злом века. Задача его безмерно усложняется и становится для него, борющегося в сущности в одиночку, невероятно тяжелой. Отсюда трагические раздумья Гамлета над ее тяжестью, как это видно из его знаменитого монолога "Быть или не быть...", где речь идет о самых различных формах зла в окружающем мире: о "гнете сильного", "заносчивости властей", об оскорблениях, причиняемых "безропотной заслуге", и о многом другом. Под тяжестью выполнения своей задачи Гамлет гибнет, выражая своей судьбой судьбу гуманистов своего времени. Хотя "к нему пристрастна буйная толпа", он остается борцом-одиночкой. И в этом его трагедия. В живых остается единственный верный друг принца - Горацио, который выполнит последнюю волю Гамлета: поведать правду людям о нем. "Герой оказывается побежденным не врагами, не собственной слабостью, а историей" (А. Кеттл). На датский престол вступает Фортинбрас, стоящий много выше злодея Клавдия, но "не способный понять то, что понял Гамлет" (А. Кеттл). Образ Гамлета, очень сложный в психологическом отношении, получал различную трактовку при его сценическом воплощении. История датского принца поднята гением Шекспира до выражения трагедии всего человечества на определенном этапе развития.
Большой глубиной проблематики и выразительностью в обрисовке характеров, в раскрытии человеческих страстей отличаются и последующие трагедии драматурга. В "Отелло" вновь показано столкновение носителей ренессансных черт - Отелло и Дездемоны - с цинизмом и хищничеством антигуманистических сил, воплощенных в Яго. И хотя столкновение "благородства и доверия к человеку" (А. Пушкин) с коварством и подлостью приводит здесь к трагическому исходу - к смерти невинной, полной обаяния Дездемоны и затем Отелло, моральная победа остается за носителями гуманизма. Отелло, сам казнивший себя за преступление, совершенное по вине Яго, умирает просветленным, вновь обретая былую веру в человека.
В трагедии "Король Лир" представлены два мира: мир истинной человечности и противостоящий ему мир хищников и черствых эгоистов, воплощенный в старшей и средней дочерях Лира Гонерилье и Регане, Корнуоле и Эдмунде. Состав мира человечности в трагедии меняется. Сначала это младшая дочь Лира Корделия и Кент, затем к ним присоединяется Эдгар, затем сам Лир со своим шутом и Глостер. Особенно примечательна судьба Лира, который приобщается к миру человечности, пройдя через безмерные страдания, дающие ему возможность до конца понять всю неправду и иллюзии своей прежней жизни. Силой грандиозных обобщений Шекспир за трагедией Лира, оказавшегося без крыши над головой, увидел судьбу многих английских "бездомных горемык", обреченных на нищету преступной системой "огораживания". Хотя финал "Короля Лира" трагичен - гибнут благородная Корделия и прозревший Лир, - все же он не лишен оптимизма, и даже в большей степени, чем в "Гамлете".
Творчество Шекспира в своей основе глубоко народно, гуманистично и реалистично. Принципы реализма не только воплощены практически в его драматургии, но и непосредственно изложены в творениях, причем особенно выразительно в "Гамлете". Творчество Шекспира - великий синтез эпохи Возрождения, совмещающий в себе ее достижения и открытия. Оно бессмертно и нестареюще. Им вдохновляются композиторы, живописцы, кинодеятели.