Анализ внутренней среды
Исследование внутренних возможностей предприятия предполагает анализ его экономического потенциала, уровня производственных и сбытовых возможностей, доли в объеме всего производства продукции в стране, республике или отрасли, места в мировом производстве и торговле (если предприятие крупное).
Главная цель такого анализа - определить конкурентные возможности предприятия, выявить его сильные и слабые стороны. Он проводится но основным показателям, характеризующим производственные и сбытовые масштабы. Это средства, которыми оно располагает (включая основные производственные фонды), количество и стоимость произведенной продукции но ее видам, рентабельность и технические параметры изделий, а также организация производства и сбыта продукции. Оценке также подлежат показатели общих доходов и расходов, в том числе на маркетинговую деятельность.
Эффективность работы предприятия характеризуют следующие величины: отношение общей стоимости продаж к оборотным и внеоборотным активам, к основным производственным фондам (фондоотдача), к стоимости потребленных материально-производственных ресурсов (материалоотдача); отношение общей стоимости издержек производства к стоимости продаж; отношение объема продаж к числу работающих (производительность труда); отношение балансовой стоимости основных производственных фондов к числу работающих (капиталовооруженность труда). Данный анализ позволяет правильно оценить ценовую политику предприятия. Расчет и изучение перечисленных показателей ведется но данным табл. 2.16.
Таблица 2.16. Данные для анализа конкурентных способностей предприятия
Показатель |
Анализируемое предприятие |
Конкурент |
Преимущество (+), недостаток (-) |
|
Объем производства, тыс. руб. |
||||
Объем сбыта, тыс. руб. |
||||
Доля в общем производстве в стране (республике) данного товара, % |
||||
Место в экспорте |
||||
Активы предприятия, тыс. руб., в том числе основные производственные фонды, тыс. руб. |
||||
Издержки производства, тыс. руб., в том числе на маркетинговую деятельность, тыс. руб. |
||||
Затраты на 1 руб. продукции, руб. |
||||
Размеры оборотных средств, тыс. руб. |
||||
Рентабельность видов продукций |
||||
Оценка технического уровня каждого вида продукции |
||||
Число и место размещения производственных и сбытовых отделений и филиалов |
||||
Количество центров технического обслуживания |
||||
Количество демонстрационных залов |
||||
Чистая прибыль, тыс. руб. |
||||
Амортизационные отчисления, тыс. руб. |
||||
Долгосрочная задолженность, тыс. руб. |
||||
Краткосрочная задолженность, тыс. руб. |
||||
Объем инвестиций, тыс. руб. |
||||
Рентабельность продаж |
||||
Рентабельность активов |
||||
Рентабельность производственных фондов |
||||
Рентабельность инвестиций, % |
||||
Особое место в оценке финансово-экономического положения предприятия занимает анализ его финансового состояния. С этой целью рассчитываются показатели независимости от внешних источников, кредитоспособности, возможности совершать внешнеэкономическую деятельность, эффективности использования капитала.
Анализ внутренней деятельности организации включает изучение ее сильных и слабых сторон. Последнее нужно, чтобы показать участникам процесса планирования маркетинга, какие области деятельности предприятия нуждаются в улучшении, поскольку в настоящее время рассматриваются рынком как слабые его стороны. Проводить мероприятия по улучшению следует именно по выявленным структурам.
При осуществлении анализа имеет смысл многократно "проигрывать" ситуацию, пытаясь ответить на следующие вопросы: как мы видим себя сами? Как видят нас наши деловые партнеры?
Предлагаемая табл. 2.17 для исследования сильных и слабых сторон не претендует на полноту, может быть расширена или ограничена. С ее помощью могут быть построены соответствующие кривые, которые наглядно покажут достоинства и недостатки предприятия с различных точек зрения. Знаком "о" в ней обозначен собственный взгляд предприятия, знаком "х" - то, как его могут воспринимать конкуренты или покупатели.
Данные табл. 2.17 показывают, что кривые, характеризующие мнение работников и покупателей, значительно расходятся, сближение отмечается только но отдельным пунктам. Таблица для анализа сильных и слабых сторон может быть сформирована по укрупненным показателям (табл. 2.18).
Таблица 2.17. Кривая сильных и слабых сторон предприятия
Таблица 2.18. Укрупненные показатели для анализа сильных и слабых сторон предприятия
Данные табл. 2.17 и 2.18 показывают, что мнения работников предприятия и независимых респондентов не всегда совпадают, и эти различия необходимо отслеживать и учитывать.