Возмещение вреда окружающей среде
Статья 1082 ГК предусматривает два способа возмещения вреда – в натуральном и денежном выражении. При невозможности возмещения вреда в натуре решается вопрос о денежном возмещении. Возможен смешанный вариант, при котором в пользу потерпевшего часть средств компенсируется в денежной форме, а часть – путем выполнения восстановительных работ за счет сил и средств ответчика. При выборе способа возмещения вреда судом приниматотся во внимание фактические обстоятельства дела, например, наличие (или отсутствие) у причинителя вреда материальных и технических возможностей, необходимых для проведения работ по восстановлению природной среды.
Если ответчик уклоняется от выполнения возложенных судом обязанностей, суд, арбитражный суд по требованию истца принимает решение о взыскании ущерба в денежной форме, включая убытки, вызванные неисполнением решения суда.
Возмещение экологического вреда в денежной форме является наиболее распространенным способом его возмещения, поскольку убытки включают в себя два элемента: реальный ущерб и упущенную выгоду.
Реальный ущерб – утрата имущества или повреждение имущества, расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести на его восстановление. Упущенная выгода – это неполученные доходы, на которые при отсутствии факта нарушения права лицо могло бы рассчитывать при обычных условиях гражданского оборота. Для истца обычно наиболее удобной формой возмещения вреда является денежная форма, а для ответчика натуральная.
Необходимо подчеркнуть, что возмещение экологического вреда в натуре возможно только на основании решения суда посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению за свой счет нарушенного состояния окружающей среды в соответствии с проектом восстановительных работ. При этом самостоятельная ликвидация несанкционированных свалок или высадка деревьев не считается возмещением вреда окружающей среде.
Возмещение экологического вреда окружающей среде в денежном выражении производится по таксам, методикам и по фактическим затратам.
Такса – это способ возмещения вреда природным объектам и комплексам, осуществляемый в рамках гражданско- правовой ответственности, представляющий собой взыскание с причинителя вреда денежных средств в изначально определенных подзаконными актами размерах, включающих в себя экономическую стоимость самого объекта природы и сумму, необходимую на развитие и восстановление природных объектов и комплексов. В соответствии с таксами и методиками происходит возмещение вреда как на территориях с обычным эколого-правовым режимом, так и на особо охраняемых природных территориях. В последнем случае с правонарушителя взыскивается таксовая сумма, умноженная на повышающий коэффициент[1].
При причинении вреда окружающей среде применяются следующие таксы.
1. Таксы для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесным насаждениям.
Так, например, постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" утверждены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, а также таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается. Размер ущерба, исчисленный в соответствии с таксами, увеличивается: в два раза, если нарушение лесного законодательства совершено в защитных лесах и на особо защитных участках эксплуатационных лесов; в три раза, если нарушение лесного законодательства совершено на особо защитных участках защитных лесов (приложение № 3 к Постановлению).
2. Таксы для определения стоимости каждого незаконно добытого (или уничтоженного) физическими или юридическими лицами объекта животного мира.
Утверждены таксы, устанавливающие размер возмещения вреда, причиненного незаконным добыванием (или уничтожением) животных, отнесенных к объектам охоты, и отдельно – животным, занесенных в Красную книгу.
3. Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, рыбным запасам.
В качестве примера здесь можно привести постановление Правительства РФ от 25.05.1994 № 515 "Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов".
Субъекты РФ устанавливают таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием, уничтожением объектов животного мира (в том числе водных биологических ресурсов), занесенных в Красную книгу субъекта РФ. Типичным примером в данном случае может являться Постановление Главы администрации Волгоградской области от 13.03.2007 № 326 "Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием, уничтожением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Волгоградской области".
Величина таксы определяется с учетом экологической ценности вида растений и животных и устанавливается за каждый экземпляр.
В случае причинения вреда состоянию вод, атмосферного воздуха и почв применяются методики подсчета ущерба.
Методика исчисления размера вреда – это способ возмещения вреда природным объектам и комплексам, осуществляемый в рамках гражданско-правовой ответственности и представляющий собой расчет размера вреда с использованием природно-климатических, биологических, экономических и иных показателей, включающих в себя экономическую стоимость нарушенного объекта природы и сумму, необходимую на развитие и восстановление природных объектов и комплексов[2].
Примером таких методик является Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах (утверждена Минтопэнерго России 01.11.1995), а также приказ Госкомэкологии России от 11.02.1998 № 81 "Об утверждении Методики исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод".
Размер взыскания за вред, причиненный загрязнением водного объекта, определяется суммированием ущерба от изменения качества воды и размера потерь, связанных со снижением биопродуктивности данного природного объекта.
Размер взыскания за вред, причиненный загрязнением атмосферного воздуха, определяется исходя из массы загрязняющих веществ, рассеивающихся в атмосфере. Масса загрязняющих веществ определяется расчетным или экспертным путем по действующим методикам.
В соответствии с приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды" исчисляется в стоимостной форме размер вреда, причиненного почвам, в результате:
– химического загрязнения почв в результате поступления в почвы химических веществ или смеси химических веществ, приводящее к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно (ориентировочно) допустимых концентраций химических веществ в почвах;
– несанкционированного размещения отходов производства и потребления;
– порчи почв в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными покрытиями и (или) линейными объектами.
Данная методика не распространяется на случаи загрязнения почв радиоактивными веществами, а также на случаи несанкционированного размещения радиоактивных отходов, биологических отходов, отходов лечебно-профилактических учреждений.
Выплаты по искам за загрязнение почв или иных природных объектов не освобождают виновных лиц от выполнения мероприятий по охране окружающей среды, уплаты штрафов и возмещения вреда окружающей среде, здоровью, имуществу граждан.
Последнее обстоятельство находит подтверждение в материалах судебной практики.
Так, Отделом государственного экологического контроля Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Астраханской области в 2005 г. была проведена плановая проверка соблюдения природоохранных требований на объектах ЗАО "Природоохранный комплекс ЭКО+", и установлено несанкционированное размещение отходов твердых продуктов зачистки и инертизированных отходов бурения. По фактам нарушений Управлением были вынесены постановления по делу об административном правонарушении, в соответствии с которыми ЗАО было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП. ЗАО было предложено в добровольном порядке оплатить ущерб от загрязнения земель несанкционированным размещением отходов, а после отказа Управление обратилось в суд.
Размер ущерба был рассчитан истцом в соответствии с Методическими указаниями по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений (утверждены Госкомэкологией России 06.09.1999) и Порядком определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами (утвержден письмом Минприроды России от 27.12.1993 № 04-25).
Как указывается в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16.01.2007 № А06-728/1-8/06, судебные инстанции удовлетворили иск в соответствии со ст. 77 Закона об охране окружающей среды, указав, что уплата штрафных санкций за экологические правонарушения не освобождает природопользователей от выполнения обязанности по внесению платы за загрязнение окружающей среды.
При отсутствии утвержденных такс и методик вред возмещается исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Следует подчеркнуть, что приведенные выше правила носят общий характер и фактически не применяются в случаях причинения вреда окружающей среде, носящих глобальный (катастрофический) характер.
Так, в городе Карабаш (Челябинская область) отходы и выбросы медеплавильного комбината привели к катастрофическому уровню деградации окружающей среды и причинили огромный вред жизни, здоровью и имуществу граждан. В подобных случаях следует придавать территории статус зоны экологического бедствия со всеми вытекающими из этого последствиями (включая выплаты гражданам государственных пособий и компенсаций). Однако федеральный закон о таких зонах до настоящего времени не принят, и ни одной территории статус зоны экологического бедствия до сих пор не придан.