Анализ российского опыта противодействия офшорному бизнесу
Согласно п. 3 ст. 284 НК РФ офшорными центрами в целях налогообложения признаются государства и территории, предоставляющие льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающие раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций. Перечни таких государств и территорий утверждены Указанием Банка России от 07.08.2003 № 1317-У3 и приказом Минфина России от 13.11.2007 № 108н.
В 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 № 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения", который положил начало регулированию трансфертного ценообразования с использованием торговых операций, проводимых через территории (государства) с низким уровнем налогообложения, а также разработке связанных с ним возможных подходов к налоговой оптимизации и условиях ужесточения российского законодательства.
Данный Закон ввел в НК РФ разд. V.1 "Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании". Основной целью данного Федерального закона является упорядочение и повышение эффективности налогового контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов при применении трансфертного ценообразования, уточнение перечня взаимозависимых лиц и совершенствование основ определения соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным (регулируемым) ценам для целей налогообложения, создание действенных механизмов противодействия использованию трансфертных цен в целях минимизации налогов.
Переломным моментом в борьбе с офшорным бизнесом в экономике России следует расценивать Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному собранию 12 декабря 2013 г. и его выступление на совещании в Росфинмониторинге по вопросам противодействия незаконным финансовым операциям 4 марта 2014 г.2 В 2013 г. через офшоры или полуофшоры прошли российские товары общей стоимостью 111 млрд долл. (примерно 1/5 российского экспорта).
Во исполнение перечня поручений Президента РФ от 27.12.2013 № Пр-3086 премьер-министр Дмитрий Медведев 9 января 2014 г. дал Поручение (резолюция от 31.12.2013 № ДМ-П13-9589) подготовить и представить в Правительство РФ проект федерального закона, которым будет реализован комплекс мер по деофшоризации экономики России.
Политика Президента РФ и Правительства РФ была одобрена в Резолюции парламентских слушаний в Совете Федерации Федерального Собрания РФ, проведенных 21 ноября 2013 г.
Россией поддержан провозглашенный ОЭСР в феврале 2013 г. план борьбы с эрозией налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения Base Erosion and Profits Shifting (проект BEPS).
Среди значительных шагов по деофшоризации экономики следует назвать и пересмотр с 1 января 2014 г. российских правил удержания налога у источника по так называемым каскадным выплатам в пользу иностранных получателей но российским ценным бумагам, что одновременно служит цели обеспечения прозрачности офшоров и облегчает внедрение в России правил FATCA, определяющих место реализации товаров, работ и услуг для целей налогообложения.
Россия расширила применение в случае нераскрытия информации о бенефициаре 30%-ного налога у источника выплаты, удерживаемого Национальным расчетным депозитарием с доходов по отдельным российским эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным храпением, которое было ведено с 2013 г., распространив его в том числе на доходы в виде дивидендов по эмиссионным ценным бумагам российских организаций (включая акции).
Таким образом, в России уже введены и успешно применяются антиофшорные механизмы, соответствующие рекомендациям ОЭСР глобального характера: регулирование трансфертного ценообразования, правило контролируемой задолженности ("тонкой капитализации"), ведение так называемого национального "черного списка" офшоров, осуществление финансового мониторинга и валютного контроля международных сделок. В самой ближайшей перспективе намечено введение механизмов налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний, планируется введение определения налогового резидентства организаций.
В Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и плановый период 2016—2017 годов отмечается, что борьба с теневым офшорным бизнесом предполагает в ближайшей перспективе определение налогового резидентства для юридических лиц и законодательное введение этого понятия в НК РФ (в законодательствах других стран такое понятие содержится). Смысл заключается в том, что налоговыми резидентами РФ предполагается признать организации, местом управления которых является Российская Федерация.
Введение налогового резидентства юридических лиц должно противодействовать злоупотреблениям при определении доходов иностранных организаций, подлежащих налогообложению в Российской Федерации, а также более эффективно противодействовать злоупотреблениям при использовании льгот, предоставляемых договорами об избежании двойного налогообложения.
Подходы к решению проблемы "резидентства" в развернутом виде впервые сформулированы в разд. 5 Основных направлений налоговой политики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. Кратко они сводятся к следующему:
- определить понятие контролируемой иностранной компании (отметим, что определение данного понятия в разд. 5 НК РФ не предлагается, однако указывается, что данное понятие должно быть основано на определении взаимозависимых лиц, а также фактов стратегического участия в организации);
- для российских компаний или компаний, являющихся налоговыми резидентами РФ, ввести обязанность указывать в налоговых декларациях все иностранные аффилированные компании;
- предложить условия, при которых у российских налогоплательщиков будет возникать обязанность платить налог на прибыль в отношении доходов, полученных иностранными контролируемыми компаниями;
обязать налогоплательщиков предоставлять сведения о доле в контролируемой иностранной компании и уплате налога с соответствующей доли нераспределенного дохода этой компании;
- обеспечить возможность эффективного налогового администрирования в части получения налоговыми органами необходимой информации о контролируемых иностранных компаниях путем развития системы двусторонних и многосторонних договоров об обмене информацией по налоговым вопросам, а также путем установления штрафов за уклонение от предоставления указанной информации;
- определить в НК РФ понятие юридического лица — налогового резидента РФ, максимально расширив его за счет использования критериев, аналогичных тем, что используются в международных налоговых соглашениях Российской Федерации с отражением в указанных критериях связей как между российской организацией и ее учредителями, так и между организацией и ее дочерними (иностранными ) компаниями;
- ввести понятие фактического получателя дохода как лица, имеющего право на доход, без уточнения того, как именно он должен быть определен, и в каком порядке получатель дохода будет нести ответственность по обязательствам иностранных компаний, чьим бенефициаром является.
Дальнейшее развитие подходы к решению проблемы "резидентства" получили в разд. 2.4 Основных направлений налоговой политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, имеющем название "Противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикции". Сущность предложений сводится к следующему:
- подготовить предложения по внесению в законодательство РФ положений о контролируемых иностранных компаниях и конечных получателях дохода (выгодоприобретателях);
- разработать Типовое межправительственное соглашение об обмене налоговой информацией с офшорными и низконалоговыми юрисдикциями (далее — Типовое соглашение) и на его основе провести переговоры о заключении соответствующих соглашений с упомянутыми юрисдикциями в целях противодействия схемам минимизации налогообложения;
- ввести в положения Типового соглашения возможность участия российских налоговых органов в налоговых проверках за рубежом с предоставлением аналогичной возможности представителям налоговых органов низконалоговых юрисдикции;
- разработать предложения о внесении изменений в ПК РФ, устанавливающих понятие налогового резидентства организаций, позволяющих противодействовать злоупотреблениям при определении доходов иностранных организаций, подлежащих налогообложению в Российской Федерации;
- внести изменения в законодательство о налогах и сборах, направленных на урегулирование порядка налогообложения в Российской Федерации доходов от продажи акций (долей) организаций, активы которых более чем на 50% представлены недвижимым имуществом, расположенным в России. При этом отмечается, что указанная норма уже содержится как в НК РФ, так и в ряде соглашений об избежании двойного налогообложения, однако механизмы ее реализации до сих пор недостаточно проработаны.
Продолжается переговорный процесс с офшорными юрисдикциями для уточнения и приведения в соответствие с актуальной позицией ОЭСР положений об обмене информацией в международных налоговых соглашениях. Люксембург, Швейцария и Кипр стали пионерами среди юрисдикции, с которыми такие положения уже применяются. Ведутся переговоры о внедрении российско-американского соглашения, вводящего правила FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act), подготовка к подписанию (присоединению) к многосторонней конвенции ОЭСР об административной помощи в сборе налогов.
В настоящее время готовится к ратификации Совместной конвенции Совета Европы и ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам, которой предусмотрена возможность обмена налоговой информацией, включая проведение одновременных налоговых проверок со странами — участниками Конвенции, а также помощь по взиманию налогов на их территориях.
Российской Федерацией разработан проект Типового межправительственного соглашения об обмене налоговой информацией с офшорными и низконалоговыми юрисдикциями, на основе которого будут проводиться переговоры о заключении соответствующих соглашений с упомянутыми юрисдикциями в целях противодействия использованию незаконных схем минимизации налогообложения.
В развитие политики деофшоризации в последнее время в России принят закон о противодействии нелегальным финансовым операциям. Членами Комитета по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации Федерального Собрания РФ подготовлен ряд проектов федеральных законов (о внесении изменений в НК РФ, БК РФ, УК РФ, отдельные законодательные акты РФ), направленных па деофшоризацию российской экономики. Запланировано введение в НК РФ понятия необоснованной налоговой выгоды, в УК РФ — ответственности за ее получение (вплоть до конфискации имущества), а для раскрытия конечного бенефициара предложены меры по ужесточению принципа двойного налогообложения.
18 марта 2014 г. Минфин России разместил на своем сайте законопроект о контролируемых иностранных компаниях "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и повышения эффективности налогового администрирования иностранных организаций)"6. Проект предполагает ряд нововведений, включая:
- обязанность российских налоговых резидентов (физических и юридических лиц) декларировать и платить налоги с нераспределенной прибыли иностранных компаний, в которых им принадлежит более 10% акций (долей), и подконтрольных иностранных "структур", если такие компании и "структуры" зарегистрированы в странах из "черного списка" Минфина России;
- обязанность российских налоговых резидентов (физических и юридических лиц) самостоятельно уведомлять о владении более 1% в иностранных компаниях и контроле в отношении иностранных "структур", если такие компании и "структуры" зарегистрированы в странах из "черного списка";
- иные важные правила, включая признание иностранной компании российским налоговым резидентом на основании места управления, а также налогообложение в России доходов от косвенной передачи российской недвижимости путем продажи акций иностранных компаний.
Прогнозируется, что указанная политика может серьезно подорвать основы российского офшорного бизнеса.