Анализ региона. Основные характеристики
Анализ региона проводится по данным областной статистической отчетности, средств массовой информации, выборочных исследований и прочим источникам.
Проводимый анализ должен способствовать:
• оценке общеэкономических тенденций и перспектив развития электроэнергетики региона;
• определению основных групп потребителей (целевых рынков) и их укрупненной характеристики.
Основные характеристики:
1. Объем рынка энергии и мощности (валовой региональный продукт (ВРП), энергоемкость ВРП, наличие энергоемких отраслей).
2. Электропотребление жилищно-коммунального хозяйства (численность населения, энергопотребление на душу населения (по электроэнергии и по теплу)).
3. Уровень платежеспособности региона (исполнение бюджета РФ; число убыточных организаций в процентах к общему числу организаций; объемы дебиторской и кредиторской задолженности: в банк, в бюджет, поставщикам).
4. Источники развития региона (средства коммерческих организаций, муниципальных и федеральных бюджетов, наличие рынка инвестиционного ресурса).
5. Уровень инфляции (сопоставление темпов роста тарифов и потребительских цен).
6. Денежные доходы населения (прожиточный минимум; средняя заработная плата; количество организаций, имеющих задолженность по оплате труда; объем просроченной задолженности по оплате труда; численность населения с доходами ниже прожиточного минимума; доля расходов на электроэнергию и тепло в расходах семьи).
7. Наличие профессиональных кадров (потребность региона в квалифицированных кадрах по профессиям и уровню образования; общая численность безработных).
8. Погодные условия и экологическая ситуация и проч.
Анализ крупных потребителей.
Основные характеристики
По крупным потребителям (табл. 8.1) проводится тщательный анализ с целью выявления их текущих и перспективных
потребностей в энергии и мощности, а также возможности оплаты энергопотребления и управления спросом.
Таблица 8.1. Крупные потребители электроэнергии
Заявленная мощность |
Европа и Урал |
Сибирь |
► 100 МВ-А |
251 |
– |
► 50 МВ-А |
404 |
86 |
► 20 МВ-А |
731 |
115 |
Основные характеристики промышленных компаний:
1. Объем продукции по номенклатуре выпуска.
2. Нормативная энергоемкость каждой единицы продукции. Обычно очень высокая, в 2–3 раза выше, чем за рубежом. Основные факторы: объективные – северная страна, требуются большие расходы на отопление и освещение; субъективные факторы – изношенное оборудование и старые технологии.
Структура энергопотребления в целом по России составляет: промышленность – 48%, население – 23%, транспорт и связь – 9%; потери электроэнергии в сетях –13%, собственные нужды электростанций – 7%.
3. Заявленный максимум нагрузки по каждому потребителю, участие в суммарном максимуме нагрузок по региону.
4. Конфигурация суточного, месячного и годового графиков нагрузки.
5. Задолженность за электро- и теплоэнергию и отнесение к тарифной группе потребителей (население, "прочие потребители", на компенсацию потерь).
6. Доля энергетической составляющей в затратах потребителей. Обычно эта доля составляет – 5% и меньше, но есть энергоемкие производства в отдельных отраслях промышленности (цветная металлургия, нефтехимическая промышленность), где доля энергетической составляющей превышает 20%.
7. Рентабельность по отдельным видам продукции.
8. Коэффициенты ликвидности и независимости.
9. Уровень дивидендов.
10. Курс акций.
На основе данных, полученных от крупных потребителей, энергокомпания должна сформировать свою стратегию поведения в отношении этих потребителей в части возможного объема, договорных тарифов (цен) и условий поставки, а также оплаты энергии и мощности.