Анализ реализации продукции
Методика анализа реализации продукции включает:
1) определение уровня выполнения плана но реализации продукции и оценку ее динамики;
2) выявление и измерение факторов, влияющих на изменение выручки от продаж;
3)оценку выполнения договорных обязательств.
Анализ выполнения плана но реализации продукции осуществляется методом сравнения фактического уровня с плановым. Для оценки динамики выручки от продаж в условиях инфляции необходимо определить реальность суммы этого денежного дохода, "очищенной" от инфляционного влияния. Для решения данной задачи необходимо номинальную сумму, отраженную в отчетности, разделить на индекс инфляции. Таким образом, получаем величину показателя в сопоставимых ценах. Располагая данными за ряд отчетных периодов, можно рассчитать базисные и ценные темпы роста и прироста, а также среднегодовые темпы роста и прироста объема продаж. Далее оценивается влияние цен и физического объема реализации на динамику выручки от реализации.
При анализе факторов, влияющих на изменение выручки от продаж, исследуется структура реализованной продукции. Определяется удельный вес основной (профильной) продукции предприятия, продукции непромышленных хозяйств. Если доля первой невысока, это свидетельствует о необходимости перехода на выпуск новой продукции или перепрофилирования предприятия.
Оценка влияния факторов на изменение объема реализации по сравнению с планом или каким-либо периодом осуществляется с использованием метода балансовой увязки. При этом прирост реализованной продукции (РП) представляется в виде функции следующих факторов:
где ДТП - изменение производства товарной продукции, руб.;
ДГПНК - изменение остатков готовой продукции на складе па начало и конец анализируемого периода соответственно, руб.; ДТОн,к ~~ изменение остатков продукции отгруженной, но неоплаченной (дебиторской задолженности) на начало и конец анализируемого периода соответственно, руб.
Для сопоставления все факторы модели пересчитываются в отпускных ценах. Так как в бухгалтерском учете готовая (товарная) и отгруженная продукция показывается по себестоимости, для их перевода в базовые цены используется коэффициент пересчета К"ер, устанавливаемый как отношение выручки от реализации продукции в отпускных ценах к себестоимости реализованной продукции.
После определения приращения перечисленных факторов аналитик должен установить причины, вызвавшие их динамику. При этом следует рассмотреть, по крайней мере, три группы причин:
■ связанные с производством (определяют ДТП);
■ связанные со сбытом (определяют АГП);
■ связанные с платежеспособным спросом (определяют ДТО). Процент выполнения договорных обязательств по поставкам продукции (%) рассчитывается по формуле
где #0 - плановый объем продукции для заключения договоров, тыс. руб; Л'нсд - недопоставка продукции по договорам, тыс. руб.
Анализ выполнения договорных обязательств необходимо организовать в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При этом производится оценка выполнения обязательств но договору нарастающим итогом с начала года.
Для анализа выполнения договорных обязательств за год в целом но предприятию составляется аналитическая таблица следующей формы (табл. 4.10).
Из таблицы 4.10 видно, что только в декабре отчетного года план договорных обязательств был выполнен на 100% , а в целом за год недопоставлено продукции по договорам на сумму 3500 тыс. руб., или на 2,6%.
В процессе анализа выясняются причины невыполнения договорных обязательств, которые могут быть как зависящими от предприятия (несоответствие объема выпуска объему поставок, низкая ритмичность производства и т.д.), так и не зависящими от него (срыв
поставок материально-технических ресурсов, сбои в транспортном обеспечении и т.д.).
Таблица 4.10. Анализ выполнения договорных обязательств
Месяц года |
План поставки продукции, тыс. руб. |
Недопоставка продукции, тыс. руб. |
Выполнение плана, % |
|||
за месяц |
с начала года |
за месяц |
с начала года |
за месяц |
с начала года |
|
Январь |
11 000 |
11 000 |
-300 |
-300 |
96,0 |
96,0 |
Февраль |
11 560 |
22 560 |
-50 |
-350 |
99,1 |
98,4 |
Март |
10 500 |
33 060 |
-200 |
-550 |
98,0 |
98,3 |
Декабрь |
12000 |
135 400 |
- |
-3 500 |
100 |
97.4 |