Воздушный транспорт
Краткая история развития.
Коммерческая авиация представляет собой самый молодой вид транспорта, который зародился в первые годы XX в. и развивался невероятно быстрыми темпами. Братья Райт совершили свой первый полет в 1901 г., а уже через шесть лет появилась первая авиакомпания, через семь — перевезен первый авиапассажир, через девять — доставлен первый коммерческий авиагруз.
В течение долгого времени перевозки грузов были для авиации второстепенным видом деятельности. Маршруты и расписания полетов, требования к воздушным судам, оснащение аэропортов определялись, прежде всего, с ориентацией па пассажиропотоки, а немногочисленные авиагрузы доставлялись "попутно" вместе с багажом пассажиров, если в багажном отсеке самолета оставалось свободное место.
После Второй мировой войны ситуация изменилась. Большой парк военно-транспортных самолетов был высвобожден для гражданских нужд и стал использоваться для доставки коммерческих грузов, а развитие международной торговли повысило спрос на такие услуги. Грузовые авиаперевозки стали составлять реальную конкуренцию услугам других видов транспорта.
Организация и техническая база воздушного транспорта
Воздушный транспорт наряду с морским относится к глобальным видам транспорта. Его деятельность координируется авторитетными международными организациями. Одна из них — созданная в 1945 г. международная организация воздушного транспорта 1АТА, представляющая интересы авиаперевозчиков и содействующая росту конкурентоспособности воздушного транспорта. В 2014 г. членами ассоциации являлись 240 авиакомпаний, на долю которых приходилось 84% всего объема авиаперевозок. 1АТА реализует программы по обеспечению безопасности, упрощению бизнес-процедур, повышению экологичности авиационных перевозок, разрабатывает проформы документов, правила перевозок различных видов грузов, стандарты оборудования, требования к грузовым агентам, а также вырабатывает обязательные для членов 1АТА тарифы.
Деятельность IATA учитывает региональные особенности авиатранспортного рынка, для чего вся территория земного шара разделена на три так называемых зоны IATA: зона 1 — Северная и Южная Америка; зона 2 — Европа (включая часть России к западу от Урала), Средний Восток и Африка; зона 3 — Азия (включая часть России к востоку от Урала) и Юго-Западный атлантический регион.
Нормы IATA практически повсеместно применяются авиакомпаниями как для международных, так и для внутренних авиаперевозок. Из-за высокой степени концентрации функций управления на международном уровне гражданскую авиацию называют иногда "глобальной регулируемой олигополией".
Важным этапом в развитии грузовой авиации стало создание в 1950 г. института грузовых агентов IATA — сертифицированных специалистов, главной задачей которых является привлечение грузов на воздушный транспорт. Решая эту задачу, агенты IATA выступают на рынке как организаторы мультимодальных перевозок, принимая на себя обязательства перевозчика по договору, и организуют всю перевозку, включая ее наземную часть. Развитие агентской сети изменило генеральную концепцию грузовой авиации: на смену авиаперевозке "от аэропорта до аэропорта" все чаще стала приходить доставка "от двери до двери", что значительно повысило конкурентоспособность грузовых авиасервисов.
В 1970-е гг. глобализация торговли обусловила рост спроса на межконтинентальные перевозки дорогостоящих и срочных грузов. В этот же период начался ввод в эксплуатацию широкофюзеляжных реактивных самолетов, что значительно снизило себестоимость и повысило привлекательность авиатранспорта как для пассажирских, так и для грузовых перевозок. На рынке стало возникать все больше компаний, которые специализировались исключительно на грузовых перевозках.
В табл. 9.14 приведены данные о грузообороте, выполняемом ведущими грузовыми авиаперевозчиками.
Таблица 9.14. Десятка ведущих грузовых авиаперевозчиков (включая дочерние структуры), 2012 г.
В период с 20(11 по 2011 г. мировые грузовые авиаперевозки возрастали темпами 3,7% в год. После экономического кризиса этот рост замедлился, а в 2011 и 2012 гг. наблюдалось даже снижение объемов в пределах одного процента. Причинами стали общее снижение объемов мировой торговли в посткризисный период, а также определенное изменение структуры перевозимых грузов. Опережающий рост рынков развивающихся стран стимулировал рост спроса на массовые грузы, перевозимые морем, тогда как в развитых странах снизился спрос на дорогостоящие товары, доставляемые по воздуху. Тем не менее, согласно оценке компании Boeing, в период до 2031 г. рынок грузовых авиаперевозок будет расти среднегодовыми темпами от 4,5 до 5,6%.