Анализ отношений понятий
Учащимся предъявляется бланк, на котором представлена исходная пара слов, находящихся в определенном отношении, и затем слово и пять других слов, из которых только одно находится с первым словом в том же отношении, как и в паре исходных слов. Остальные четыре слова должны быть отвергнуты. Всего предъявляется 20 заданий на 3 минуты. Во втором ряду в каждом задании необходимо подчеркивать одно нужное слово.
1. Школа — обучение.
Больница — доктор, ученик, учреждение, лечение, больной.
2. Песня — глухой.
Картина — хромой, слепой, художник, рисунок, больной.
3. Нож — сталь.
Стол — вилка, дерево, стул, пища, скатерть.
4. Рыба — сеть.
Муха — решето, комар, комната, жужжать, паутина.
5. Птица — гнездо.
Человек — люди, птенец, рабочий, зверь, дом.
6. Хлеб — пекарь.
Дом — вагон, город, жилите, строитель, дверь.
7. Пальто — пуговица.
Ботинок — портной, магазин, нога, шнурок, шляпа.
8. Коса — трава.
Бритва — сено, волосы, сталь, острая, инструмент.
9. Нога — сапог.
Рука — калоши, кулак, перчатка, палец, кисть.
10. Вода — жажда.
Пища — пить, голод, хлеб, рот, еда.
11. Электричество — проводка.
Пар — лампочка, лошадь, вода, трубы, кипение.
12. Паровоз — вагоны.
Конь — поезд, лошадь, овес, телега, конюшня.
13. Алмаз — редкий.
Железо — драгоценный, железный, сталь, обычный, твердый.
14. Бежать — стоять.
Кричать — молчать, ползать, шуметь, звать, плакать.
15. Волк — пасть.
Птица — воздух, клюв, соловей, яйцо, пение.
16. Театр — зритель.
Библиотека — актер, книги, читатель, библиотекарь, любитель.
17. Железо — кузнец.
Дерево — пень, пила, столяр, кора, ветка.
18. Нога — костыль.
Глава — палка, очки, зрение, нос, слезы.
19. Утро — ночь.
Зима — мороз, день, январь, осень, сани.
20. Спортсмены — тренеры.
Студенты — институты, воспитатели, учителя, преподаватели, родители.
Оценка за выполнение задания выводится в условных баллах (табл. 3.6).
Таблица 3.6. Оценка за выполнение задания на анализ отношения понятий
Оценка, баллы |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Количество |
20 |
— |
19 |
18 |
15-17 |
13-15 |
11-12 |
10 |
9 |
правильных |
|||||||||
ответов |
Инструкция: "Перед вами 20 заданий, представляющих собой пары слов. В первой строчке дана пара слов, которые находятся в определенном отношении, например: "лес — деревья" (целое и часть, можно сказать: "в лесу деревья"). Во второй строчке даны слово и пять слов, одно из которых относится к этому первому слову так же, как и в соответствующей паре слов из первой строчки, например: "библиотека — книги" (в библиотеке книги, библиотека целое, книги — часть библиотеки). В этом случае во второй строке следует подчеркнуть слово "книги". Есть ли вопросы? (Ответить на вопросы.) Начали!" Включается секундомер. Через 3 минуты подать команду "Стоп!".
Сложные ассоциации
Учащимся предъявляется бланк с набором из 20 пар слов. Каждая пара находится в определенных отношениях. Представлены также шесть пар слов в шифре, обозначенных буквами. Надо определить, какой паре слов из шифра соответствует по сходству пара слов в наборе.
Шифр: А Овца — стадо.
Б Малина — ягода.
В Море —океан.
Г Свет — темнота.
Д Отравление — смерть.
Е Враг — неприятель.
1. Испуг — бегство.
2. Физика — наука.
3. Правильно — верно.
4. Грядка — огород.
5. Пара — два.
6. Слово — фраза.
7. Бодрый — вялый.
8. Свобода — воля.
9. Страна — город
10. Похвала — брань.
11. Месть — поджог.
12. Десять —число.
13. Плакать — реветь.
14. Глава — роман.
15. Покой — движение.
16. Смелость — геройство.
17. Прохлада — мороз.
18. Обман — недоверие.
19. Пение — искусство.
20. Тумбочка — шкаф.
Оценка за выполнение задания выводится в условных баллах (табл. 3.7).
Таблица 3.7. Оценка за выполнение задания на сложные ассоциации
Оценка, баллы |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Количество |
19 |
18 |
17 |
15 |
12-14 |
Н)-1 1 |
N-9 |
7 |
6 |
правильных |
|||||||||
ответов |
Инструкция: "Перед нами на таблице сверху шесть пар слов под названием "Шифр". Каждая из этих пар слов находится в какой-то логической связи и отмечена буквой. Внизу 20 пар слов под номерами. Эти пары слов также находятся в какой-то логической связи. Необходимо к этим парам слов подобрать наиболее близкие к ним по аналогии (ассоциации) пары слов из шифра. Ставьте на своем листке номер каждой пары слов, а за ним букву соответствующей пары из шифра. Например, первая пара слов: "испуг — бегство". Отношение между ними таково: испуг— причина, следствие — бегство. Этому соответствует в шифре пара: "отравление — смерть". Значит, пишем номер пары 1 и рядом букву "Д" и т.д. На выполнение задания дается 7 минут. Есть ли вопросы? (Ответить на вопросы.) Начали!" Включается секундомер. Через 7 минут подается команда "Стоп!".