Анализ отношений понятий

Учащимся предъявляется бланк, на котором представлена исходная пара слов, находящихся в определенном отношении, и затем слово и пять других слов, из которых только одно находится с первым словом в том же отношении, как и в паре исходных слов. Остальные четыре слова должны быть отвергнуты. Всего предъявляется 20 заданий на 3 минуты. Во втором ряду в каждом задании необходимо подчеркивать одно нужное слово.

1. Школа — обучение.

Больница — доктор, ученик, учреждение, лечение, больной.

2. Песня — глухой.

Картина — хромой, слепой, художник, рисунок, больной.

3. Нож — сталь.

Стол — вилка, дерево, стул, пища, скатерть.

4. Рыба — сеть.

Муха — решето, комар, комната, жужжать, паутина.

5. Птица — гнездо.

Человек — люди, птенец, рабочий, зверь, дом.

6. Хлеб — пекарь.

Дом — вагон, город, жилите, строитель, дверь.

7. Пальто — пуговица.

Ботинок — портной, магазин, нога, шнурок, шляпа.

8. Коса — трава.

Бритва — сено, волосы, сталь, острая, инструмент.

9. Нога — сапог.

Рука — калоши, кулак, перчатка, палец, кисть.

10. Вода — жажда.

Пища — пить, голод, хлеб, рот, еда.

11. Электричество — проводка.

Пар — лампочка, лошадь, вода, трубы, кипение.

12. Паровоз — вагоны.

Конь — поезд, лошадь, овес, телега, конюшня.

13. Алмаз — редкий.

Железо — драгоценный, железный, сталь, обычный, твердый.

14. Бежать — стоять.

Кричать — молчать, ползать, шуметь, звать, плакать.

15. Волк — пасть.

Птица — воздух, клюв, соловей, яйцо, пение.

16. Театр — зритель.

Библиотека — актер, книги, читатель, библиотекарь, любитель.

17. Железо — кузнец.

Дерево — пень, пила, столяр, кора, ветка.

18. Нога — костыль.

Глава — палка, очки, зрение, нос, слезы.

19. Утро — ночь.

Зима — мороз, день, январь, осень, сани.

20. Спортсмены — тренеры.

Студенты — институты, воспитатели, учителя, преподаватели, родители.

Оценка за выполнение задания выводится в условных баллах (табл. 3.6).

Таблица 3.6. Оценка за выполнение задания на анализ отношения понятий

Оценка, баллы

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Количество

20

19

18

15-17

13-15

11-12

10

9

правильных

ответов

Инструкция: "Перед вами 20 заданий, представляющих собой пары слов. В первой строчке дана пара слов, которые находятся в определенном отношении, например: "лес — деревья" (целое и часть, можно сказать: "в лесу деревья"). Во второй строчке даны слово и пять слов, одно из которых относится к этому первому слову так же, как и в соответствующей паре слов из первой строчки, например: "библиотека — книги" (в библиотеке книги, библиотека целое, книги — часть библиотеки). В этом случае во второй строке следует подчеркнуть слово "книги". Есть ли вопросы? (Ответить на вопросы.) Начали!" Включается секундомер. Через 3 минуты подать команду "Стоп!".

Сложные ассоциации

Учащимся предъявляется бланк с набором из 20 пар слов. Каждая пара находится в определенных отношениях. Представлены также шесть пар слов в шифре, обозначенных буквами. Надо определить, какой паре слов из шифра соответствует по сходству пара слов в наборе.

Шифр: А Овца — стадо.

Б Малина — ягода.

В Море —океан.

Г Свет — темнота.

Д Отравление — смерть.

Е Враг — неприятель.

1. Испуг — бегство.

2. Физика — наука.

3. Правильно — верно.

4. Грядка — огород.

5. Пара — два.

6. Слово — фраза.

7. Бодрый — вялый.

8. Свобода — воля.

9. Страна — город

10. Похвала — брань.

11. Месть — поджог.

12. Десять —число.

13. Плакать — реветь.

14. Глава — роман.

15. Покой — движение.

16. Смелость — геройство.

17. Прохлада — мороз.

18. Обман — недоверие.

19. Пение — искусство.

20. Тумбочка — шкаф.

Оценка за выполнение задания выводится в условных баллах (табл. 3.7).

Таблица 3.7. Оценка за выполнение задания на сложные ассоциации

Оценка, баллы

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Количество

19

18

17

15

12-14

Н)-1 1

N-9

7

6

правильных

ответов

Инструкция: "Перед нами на таблице сверху шесть пар слов под названием "Шифр". Каждая из этих пар слов находится в какой-то логической связи и отмечена буквой. Внизу 20 пар слов под номерами. Эти пары слов также находятся в какой-то логической связи. Необходимо к этим парам слов подобрать наиболее близкие к ним по аналогии (ассоциации) пары слов из шифра. Ставьте на своем листке номер каждой пары слов, а за ним букву соответствующей пары из шифра. Например, первая пара слов: "испуг — бегство". Отношение между ними таково: испуг— причина, следствие — бегство. Этому соответствует в шифре пара: "отравление — смерть". Значит, пишем номер пары 1 и рядом букву "Д" и т.д. На выполнение задания дается 7 минут. Есть ли вопросы? (Ответить на вопросы.) Начали!" Включается секундомер. Через 7 минут подается команда "Стоп!".