Анализ отдельных произведений М. Горького
В пашей культуре Горький останется прежде всего не памятью о его удивительной жизни и странной, по сути, трагической писательской судьбе: начав "буревестником", глашатаем эпохи, он кончил пленником времени. Горький останется в русской литературе своими художественными произведениями с богатством колоритных характеров, неповторимостью ситуаций, свежестью авторского голоса и мечтой о Человеке, который когда-нибудь будет Гордым.
Пьеса "На дне" (1902)
В 1902 г. пьеса была с успехом поставлена Московским художественным театром и вскоре получила европейскую известность. Она и сегодня широко идет в театрах всего мира, в разных странах по ней снято несколько фильмов. Ее философско-поэтическую сущность точнее всего, пожалуй, определил позднее сам автор, когда писал: "...что лучше, истина или сострадание! Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?"
Перед нами множество людей, и каждый из них со своей болью - у каждого отнято, потеряно нечто такое, без чего жить нельзя: мы видим Актера без имени, женщину без любви (Настя), аристократа без прошлого, без гордости и чести (Барон), рабочего без работы (слесарь Клещ) и т.д. Действие пьесы начинается с того, что жизнь этих людей вдруг приходит в движение с появлением странного человека - Луки, обольщающего их всех некоей надеждой: на спасение, на возможность вырваться, подняться со дна. Лука - человек мягкий, мятый жизнью (мягкий, потому что много "мяли", но его словам), снисходительный к человеческим слабостям, к "греху", без тени суровой праведности (по его собственному признанию, лысый - из-за баб). Усмешливый, он не показывает без нужды своего острого ума, а при случае умеет легко словом прижать другого. К примеру, в ответ на слова Барона, попытавшегося уличить его в том, что он - человек без паспорта, Лука бросает реплику: "А ты кто, - сыщик?"
Ночлежникам, да поначалу и зрителю Лука кажется человеком неопределенным, непонятным: то ли добр, то ли хитер... Самое же непонятное в нем для ночлежников - зачем ему нужно спасать? "Постой... как это? За что?" -спрашивает Луку Пепел. Дело в том, что Лука - человек определенной жизненной философии, которая не вычитана из книг, а выстрадана, вынесена им из самой жизни. Это убежденность в ценности каждой человеческой личности. "Все - в человеке, все - для человека" - вот в чем сходятся Лука и Сатин, которые в другом отношении - к правде и жалости - расходятся. Отношение Луки к человеку раскрывается в пьесе многосторонне: его заинтересованность в людях, умение любоваться, восхищаться человеком. Например, Лука собирается идти в "хохлы":
"Лука. <...> Слыхал я - открыли там новую веру... поглядеть надо... да!.. Все ищут люди, все хотят - как лучше... Дай им, господи, терпенья! Пепел. Как думаешь... найдут?
Лука. Люди-то? Они - найдут! Кто ищет - найдет... Кто крепко хочет - найдет!"
Интерес Луки к человеку не ограничивается любопытством, он пытается выяснить причины человеческих страданий, например, хочет узнать, почему Настя выдумывает историю "красивой" любви, почему так резко меняются ее настроения:
"Давеча ты плакала, теперь вот говоришь - напьюсь! <...> Да от какой причины, скажи? Ведь так, без причины, и прыщ не вскочит..."
Лука способен понять, почувствовать боль каждого человека: умирающей Анны, потерявшего имя Актера, страдания Пепла, любящего Наташу и запутавшегося в отношениях с хозяйкой ночлежки Костылевой.
Однако, исповедуя убежденность в ценности каждого человека, Лука готов принять в человеке все, без различия в нем истинного и ложного, сильного и слабого, хорошего и дурного, придуманного и действительного. Для него, скорее всего, нет истины реальной, объективной, а важна истина субъективная, которая у каждого человека своя. Характерны в этом плане размышления Луки о Боге. Пепел спрашивает у него: "Бог есть?", а Лука отвечает: "Коли веришь, - есть, не веришь, - нет. Во что веришь, то и есть..."
Из этого убеждения в несущественности истины как она есть - объективной истины - и происходит неразборчивость средств Луки, когда он пытается успокоить, утешить, чем-то обнадежить окружающих его людей. В ход идет все: выдумки, "сказки" и обманы. Отсюда же его фантазия о "праведной земле", веру в которую он пытается внушить Пеплу как надежду на иную, лучшую жизнь. Так возникает неизбежный союз его сострадания, любви к человеку с ложью, иллюзией, так рождается лукавство его любви к человеку.
Сценическое действие, развитие драмы связано с тем, как жители ночлежки поддаются иллюзиям, внушаемым Лукой, и к каким последствиям это в конце концов приводит. Легче всех им поддается умирающая Анна: у нее меньше сил, и она готова ухватиться хоть за соломинку. Легко доверяется иллюзиям Настя: она давно сочинила свою сказку о прекрасном возлюбленном. Дольше всех противится внушениям Луки Пепел, сильная, прямая, страстная натура: "Врешь ты хорошо..." - говорит Пепел Луке, называя его рассказы "сказками". Тем не менее, по мере приближения действия к финалу, все обитатели ночлежки, по словам Сатина, "проквашены" Лукой.
Финальные события - самоубийство Актера и арест Васьки Пепла - подтверждают, что суть сострадания оказывается двуликой, способной и облегчать, и губить человека. Однако и правда - другой "герой" драмы - оценивается автором неоднозначно. Неверно было бы видеть в пьесе лишь одну плоскость конфликта, полагать, что ложь, утешительный обман посрамляется, а правда безоговорочно утверждается в своей ценности. Один только факт с ясностью обнаруживает, что эта схема тесна: в пьесе есть несимпатичный, отрицаемый автором правдолюб -Бубнов. Во всех ситуациях пьесы он выступает в роли каркающего ворона, предвещающего несчастья и знающего правду. Его мотив - "ниточки-то гнилые..." Пеплу он бросает в лицо безжалостные слова: "Знаешь ты правду про себя... да и все ее знают...", вор, вором и останешься. Наташе пророчит погибель из-за Пепла, и оказывается прав. Бубнов умен, зорок, видит все лучше других, во всех случаях говорит правду и, тем не менее, выглядит в пьесе столь антипатичным.
Здесь важно то, как проясняются внутренние побуждения Бубнова. Его правда - не из чистого источника: она идет от равнодушия к людям и злорадства. Сказать правду для Бубнова - значит уличить ближнего в его скверности, мерзости, слабости. Бубнов убежден в том, что человек по природе своей гадок и ничтожен и измениться не может. Всякая надежда па человека, на лучшее, за что ратуют и Сатин, и Лука, и сам автор, Бубновым отвергается.
Отношение персонажей к правде - один из основных мотивов действия пьесы. В самом начале драмы дан, казалось бы, незначительный эпизод ссоры Клеща и Квашни, в котором, однако, подспудно уже звучит спор о правде. Квашня хвастается тем, что она "свободная женщина", сама себе хозяйка и под венец с Медведевым не пойдет. В ответ Клещ заявляет, что Квашня только и ждет, чтобы с "Абрам-кой" обвенчаться. Разгорячась, Квашня преподносит Клещу свою "правд)'" о нем: "Заездил жену-то до полусмерти". Вспыхнувшее затем взаимное разъярение и есть подлинная реакция действующих лиц на правду: "А-а! Не терпишь правды!" - констатирует реплика Квашни. В этом бытовом эпизоде мелкой, привычной ссоры уже задет живой "нерв" пьесы.
Выразителен и эпизод столкновения Пепла с Василисой Костылевой. Пепел честно, правдиво объясняет ей неизбежность их разрыва, Василиса в ответ благодарит его "за правду", а последующее ее поведение, когда она смертным боем бьет соперницу Наташу, выдает ее подлинное отношение к правде.
Главным противником "возвышающего обмана", антиподом Луки в драме выступает Сатин. В своих речах он провозглашает необходимость уважения к человеку вместо унижающей его жалости, отказ от утешительной лжи и всепрощения: "Простить? Ничего. Никому..." Идеи о величии человека ("Человек... это звучит гордо!"), провозглашаемые в речах Сатина, несомненно, поддержаны самим автором, что выражается и во вдохновенном, патетическом тоне сатинских высказывании, и в его характере, в котором ощущается обаяние внутренней широты и свободы. Кроме того, подобные идеи Горький озвучивал и в других своих произведениях, например в программной поэме "Человек" (1904). Однако в пьесе Сатин не столько действует в защиту правды, сколько резонерствует на сей счет, что ослабляет позиции персонажа-протагониста.
Таким образом, в споре: "истина или сострадание" - полной победы в драме не одерживает ни одна сторона.