Анализ нефинансовых результатов деятельности предприятия
Одна из стратегических задач управленческого анализа связана с поиском таких индикаторов, которые помогут наиболее точно оценить перспективы предприятия в долгосрочном периоде. Весьма заманчиво сконцентрироваться на хорошей рентабельности в краткосрочном периоде и сокращать инвестиции в новые продукты и имидж бренда, дающие отдачу лишь через длительное время.
Финансовую привлекательность предприятия в долгосрочном периоде можно представить, используя показатель чистой приведенной стоимости (Д/РУ). Однако он применим не всегда, поскольку во многих предприятиях не признается ни критерием для принятия стратегических решений, ни отражением эффективности деятельности. Часто он показывает лишь то, что в одном случае можно получить 16 млн., а в другом - 6 млн. руб. Проблема же заключается в том, чтобы определить, какая именно стратегическая альтернатива принесет 16 млн., а какая - 6 млн. руб.
Система показателей позволяет вести учет не только финансовых результатов, но и факторов, характеризующих данные результаты (нефинансовые результаты): взаимоотношения с клиентами, инновации, эффективность бизнес-процессов, знания и потенциал организации. Данная система показателей может быть использована не просто как комплексный индикатор состояния предприятия, а как система управления, которая обеспечивает связь между стратегическими начинаниями собственников или топ-менеджмента и операционной деятельностью предприятия. В организации обязательно должны существовать показатели, отражающие долгосрочную жизнеспособность и ее "здоровье". Следует сконцентрироваться на ресурсах и направлениях, лежащих в основе настоящих и будущих стратегий и устойчивого конкурентного преимущества.
Какие ресурсы и направления являются ключевыми для предприятия в течение планового периода? Что важнее - конкурентоспособное предложение сегодня, развитие новых продуктов или повышение производительности? Эти вопросы помогают выявить области деятельности, требующие пристального внимания.
Первая группа показателей описывает внешнее окружение предприятия, его отношения с клиентами. Основное внимание сосредоточено на таких показателях, как:
o способность предприятия к удовлетворению клиента;
o способность предприятия к удержанию клиента;
o способность приобретения нового клиента;
o доходность клиента;
o объем рынка;
o рыночная доля в целевом сегменте.
Вторая группа показателей характеризует внутренние процессы предприятия:
o инновационный процесс;
o разработка продукта;
o подготовка производства;
o снабжение основными ресурсами;
o изготовление;
o сбыт;
o послепродажное обслуживание.
Третья группа позволяет описать способность предприятия к обучению и росту. Особый интерес представляют собой факторы:
o люди с их способностями, навыками и мотивацией;
o информационные системы, позволяющие поставлять критическую информацию в режиме реального времени;
o организационные процедуры, обеспечивающие взаимодействие между участниками
o процесса и определяющие систему принятия решения. Выбор тех или иных показателей в значительной степени
будет зависеть от каждой конкретной ситуации. Однако, как показано на рис. 12.7, список, скорее всего, будет вклю
Рис. 12.7. Показатели, влияющие на долгосрочную рентабельность предприятия
чать такие показатели, как удовлетворенность потребителей или степень лояльности бренду, качество продуктов и услуг, ассоциации с брендом, относительные расходы, предложение новых продуктов, а также способности и эффективность менеджеров и прочего персонала.