Анализ маркетинговой среды
Анализ маркетинговой среды представляет собой процесс оценки и интерпретации информации, собранной путем ее исследования.
Одним из наиболее распространенных способов оценки маркетинговой среды является PESТ-анализ, который проводится с целью изучения ключевых факторов макросреды (политико-правовых, экономических, социально-культурных и технологических) и определения их влияния на результаты текущей и будущей деятельности предприятия (табл. 1.17).
PEST – это аббревиатура четырех английских слов:
• Р {political-legal) – политико-правовые;
• Е (economic) – экономические;
• S (sociocultural) – социокультурные;
• Т (technological forces) – технологические факторы.
Таблица 1.17
Структура PEST-анализа[1]
Политика |
Р |
Экономика |
Е |
• Стабильность правительства. • Изменение законодательства. • Государственное влияние на отрасли, включая долю госсобственности. • Государственное регулирование конкуренции в отрасли. • Налоговая политика |
• Общая характеристика экономической ситуации (подъем, стабилизация, спад). • Курс национальной валюты и ставка рефинансирования. • Уровень инфляции. • Уровень безработицы. • Цены на энергоресурсы |
||
Социум |
S |
Технология |
Т |
• Демографические изменения. • Изменение структуры доходов. • Отношение к труду и отдыху. • Социальная мобильность населения. • Активность потребителей |
• Государственная техническая политика. • Значимые тенденции в области НИОКР. • Новые продукты (скорость обновления и освоения новых технологий). • Новые патенты |
Политические факторы внешней среды изучаются с целью получения данных о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство предполагает претворять в жизнь свою политику.
Экономические факторы внешней среды анализируются для понимания экономической ситуации, определения уровня инфляции, рыночной конъюнктуры и пр.
Изучение социальных факторов внешней среды проводится для оценки степени влияние на бизнес таких социальных явлений, как отношение людей к труду и качеству жизни, мобильность людей, активность потребителей и др.
Анализ технологических факторов внешней среды позволяет предвидеть возможности, связанные с развитием науки и техники, своевременно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии.
Выделяют следующие этапы проведения PESТ-анализа:
• на этапе I разрабатывается перечень внешних факторов, имеющих высокую вероятность реализации и воздействия на функционирование предприятия;
• на этапе II оценивается значимость (вероятность осуществления) каждого события для данного предприятия путем присвоения ему определенного веса от единицы (важнейшее) до нуля (незначительное), при этом сумма весов должна быть равна единице;
• на этапе III оценивается степень влияния каждого фактора-события на стратегию предприятия по пятибалльной шкале: "пять" – сильное воздействие, серьезная опасность; "единица" – отсутствие воздействия, угрозы; 1
• на этапе IV определяются взвешенные оценки путем умножения веса фактора на силу его воздействия и подсчитывается суммарная взвешенная оценка для данного предприятия, которая указывает на степень готовности предприятия реагировать на текущие и прогнозируемые факторы внешней среды.
Помимо PEST-анализа существуют и другие методики оценки факторов внешней среды.
Так, например, для оценки влияния макросреды на торговлю можно использовать следующую методику[2]:
• определить факторы и их фактическое значение;
• определить экспертным путем характер влияния (+, -);
• оценить экспертным путем каждый фактор по пятибалльной шкале и коэффициент важности, с учетом того, что сумма всех коэффициентов равна 1 (табл. 1.18).
Таблица 1.18
Оценка влияния факторов макросреды на торговлю
Факторы макро окружения |
Фактическое значение факторов |
Прогно зируемая тенденция |
Характер влияния |
Оценка (балл) |
Коэффициент важности |
Воз можная реакция |
Интегральная оценка (ИО) воздействия факторов макросреды на торговлю может быть определена по формуле
где А, В, С – балльные оценки факторов среды; α, β, у – коэффициенты важности влияния.
Оценивая влияние факторов необходимо учитывать следующие условия:
• взаимосвязанность факторов внешней среды – уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Изменение какого-либо фактора окружения может обусловливать изменение других;
• сложность внешней среды – число факторов, на которые отрасль обязана реагировать, а также уровень вариантности каждого фактора;
• подвижность среды – скорость, с которой происходят изменения. Подвижность внешнего окружения может быть выше для одних торговых предприятий и ниже для других. В высокоподвижной среде организация или подразделение должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения;
• неопределенность внешней среды – соотношение между количеством информации о среде, которой располагает отрасль, и уверенностью в точности этой информации.
Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.
Оценить внешнюю среду можно также при помощи профилей, для чего определяется перечень факторов, определяется степень их важности и направленности влияния на отрасль.
Оценка важности для отрасли
Сильная важность |
Умеренная важность |
Слабая важность |
3 |
2 |
1 |
Оценка влияния на торговую организацию
Сильное |
Умеренное |
Слабое |
Не влияет |
3 |
2 |
1 |
0 |
Оценка направленности влияния
Позитивное влияние (+1) |
Негативное влияние (-1) |
Результаты представляются в виде формы (см. табл. 1.18). Затем определяется профиль среды, который корректируется с учетом конкретной ситуации и рассчитывается интегральная оценка (D), указывающая на степень важности фактора для организации:
D = А – В – С,
где А – важность для отрасли; В – влияние на торговую организацию; С – направленность влияния (табл. 1.19).
Таблица 1.19
Профиль внешней среды
Факторы среды |
Важность для отрасли |
Влияние на торговую организацию |
Направленность влияния |
Интегральная оценка (гр. 2 • гр. 3 • гр. 4) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Экономические факторы: |
||||
Социально-демографические факторы: |
||||
Политико-правовые факторы: |
||||
Научно-технические и технологические факторы: |
||||
Природно-климатические факторы: |
||||
На основании составленного профиля среды можно сделать выводы о том, какие факторы в большей, а какие в меньшей степени влияют на торговые предприятия.