Анализ конфликтов
Структура конфликтов
Конфликтная ситуация имеет весьма определенную структуру (рис. 6.3).
Рис. 63. Структура конфликтов
Как видно из схемы, есть объект конфликта — это что-то, что является причиной спора и стороны конфликта или его участники, в качестве которых могут выступать отдельные люди или группы людей. У каждого участника есть внешняя и внутренняя позиции в конфликте. Внешняя позиция — эта мотивировка участия в конфликте. Она открыто предъявляется противоборствующими сторонами своим противникам. При этом она может как совпадать, так и не совпадать с внутренней позицией, которая представляет собой набор истинных интересов, мотивов и ценностей. Именно внутренняя позиция включает человека или группу в конфликт. При этом зачастую внутренняя позиция является неосознаваемой. Она скрыта не только от оппонентов и наблюдателей, но и от самого человека. Именно поэтому одно только осознание внутренней мотивации является важным шагом к эффективному разрешению конфликта. Наиболее ярким примером может послужить конфликт взрослого и подростка. За внешне агрессивной позицией ребенка зачастую стоит потребность в признании, уважении, необходимость поддержания значимости собственного "Я", неосознаваемая им самим.
Структура межличностного взаимодействия
Поговорим теперь о характеристиках процесса взаимодействия (табл. 6.2). В данном вопросе очень важно понять, что является главным, а что второстепенным в процессе общения. Это поможет правильно анализировать процесс общения с другими людьми. Р. Бейлом разделил весь спектр межличностных взаимодействии на четыре категории, которые тоже, в свою очередь, могут быть раскрыты:
— область позитивных эмоций;
— область негативных эмоций;
— область решения проблем;
— область постановки проблем.
Таблица 6.2
Структура межличностного взаимодействия
Категория анализа взаимодействия |
Важнейшие поведенческие проявления |
Область позитивных эмоций |
Солидарность Снятие напряжения Согласие |
Область решения проблем |
Предложен не, указан не Мнение Ориентация других |
Область постановки проблем |
Просьба об информации Просьба высказать мнение Просьба об указании |
Область негативных эмоций |
Несогласие Создание напряженности Демонстрация антагонизма |
Анализируя частоту и форму проявления тех или иных категорий в ходе реального взаимодействия с человеком, можно понять сто особенности. Например, в какой именно сфере разворачивается общение, на что оно направлено, было ли поведение участников конструктивно или направлялось на эмоциональное отвержение собеседников и т.д. Этот анализ поможет вам определить свою позицию в конфликте.
Ответьте себе на следующие вопросы.
• Что вы поставили на карту?
• Что важно для вашего оппонента?
• В чем ваши интересы не совпадают?
• Если в ваших позициях есть что-то общее, найдите это.
• Если вы занимаете полностью противоположные позиции, найдите точку, не противоречащую обеим сторонам.