Анализ исполнения бюджета
В целях обеспечения исполнения бюджета банка можно воспользоваться следующими видами анализа:
• ранжирование;
• кластерный анализ;
• факторный анализ;
• анализ трендов;
• анализ по схеме "план – факт".
Ранжирование предполагает проведение сравнительного анализа центров прибыли и центров затрат, бизнес-направлений, филиалов и банковских продуктов по статьям бюджета. Применение данного вида анализа позволяет:
• выявлять наиболее и наименее доходные подразделения;
• обнаруживать наиболее и наименее прибыльные банковские продукты (услуги);
• сравнивать расходы и доходы разных подразделений по заданным статьям бюджета. По результатам такого анализа доходов и расходов подразделений разрабатываются способы минимизации затрат, а также обосновываются организационные решения (например, об изменениях в структуре банка).
При кластерном анализе статьи бюджета объединяются в группы (кластеры) по определенным признакам, эти группы сравниваются и среди них выявляются наиболее и наименее важные статьи. Например, можно определить наиболее и наименее доходные группы статей центров прибыли, бизнес- направлений, филиалов и банка в целом. Это позволяет вычислить граничные значения статей для каждой из групп, а затем исследуемые значения статей можно отнести к соответствующей группе. Количество групп определяется исходя из потребностей анализа.
Результаты кластерного анализа используются для проведения различных маркетинговых исследований. Например, с его помощью можно выполнить следующие аналитические исследования:
• сегментирование клиентской базы банка, т.е. определение наиболее и наименее устойчивых групп потребителей банковской продукции среди множества клиентов;
• анализ предметной области, например, организационноштатной структуры (кадровый анализ) или финансовой структуры банка.
Данные кластерного анализа могут быть представлены в виде диаграммы с указанием процентного соотношения анализируемых групп статей бюджетов.
Факторный анализ необходим для выявления обстоятельств (факторов), повлиявших на значения исследуемых бюджетных показателей.
Формируя различные выборки исследуемых статей бюджета или бюджетных показателей и определяя параметры факторного анализа, можно провести следующие исследования:
• определить вклад каждого территориально удаленного подразделения (далее – ТУП) в общую сумму привлеченных банком средств;
• проанализировать состояние бюджетной статьи исходя из состояний ее подстатей;
• определить долю подразделений в формировании значения анализируемой бюджетной статьи;
• проанализировать доли банковских продуктов в исследуемой статье бюджета;
• выявить структуру оборотов определенной группы клиентов и т.д.
Результаты анализа могут быть представлены в виде диаграммы с указанием процентного соотношения влияния факторов на суммарный бюджетный показатель.
Анализ трендов помогает исследовать изменения счетов и показателей, произошедших в течение заданного периода. Глубина исследования определяет количество периодов, на протяжении которых необходимо проследить изменения показателей. Тренд создается на основании предварительно сформированной выборки статей бюджета или бюджетных показателей, требующих постоянного контроля.
С помощью такого анализа можно:
• выявить показатели, существенно изменившиеся в течение текущего периода по сравнению с предыдущими, и проанализировать причины этих изменений. При этом может быть выполнен расчет как абсолютных, так и относительных отклонений по анализируемым статьям бюджета;
• рассчитать темпы изменений, отражающие динамику изменений состояния статей бюджета или бюджетных показателей. Анализ таких данных позволяет обнаружить рост или падение темпов изменений.
Анализируя тренд по бюджетной статье, аналитики прибегают к построению графика тренда для наглядного представления изменений и их тенденций.
По окончании бюджетного периода (например, квартала или месяца) необходимо по оперативным данным проводить анализ "план – факт" исполнения бюджетов, результаты которого необходимо учитывать при разработке бюджетов следующего периода. Соответствующие отчеты о ходе исполнения бюджетов банка в целом, филиалов, бизнес-направлений и отдельных ЦФО должны составляться в банке централизованно на основе отчета о прибылях и убытках с учетом необходимых корректировок. В ходе такого анализа необходимо выяснять меру выполнения бюджетов, оценивать отклонения от намеченного и выявлять их причины. При необходимости следует проводить внутренний аудит бюджетов головного офиса банка и его ТУП.