Анализ документов
Этот метод широко применяется в социальных исследованиях. В его основе лежит соответствующее использование информации, которая представлена в каком-либо тексте (рукописном или печатном), рисунках, на фото- или кинопленке, магнитной ленте и т.д.
В качестве объекта исследовательского анализа могут выступать как официальные, так и неофициальные документы. Это деление обусловлено статусом источника документации. В первом случае речь идет о какой-либо документации, исходящей от официальных организаций. К ней относятся документы различных государственных органов, хозяйственных и финансовых учреждений, данные государственной и ведомственной статистики, материалы судебных дел, протоколы и решения съездов тех или иных партий и т.д. и т.п. Неофициальные документы составлены по личному поводу или на основе какого-либо задания и не имеют никакого официального подтверждения их правильности. Это деловые записи, проекты решений, научные труды, описание каких-либо событий в литературе, личные письма, дневники, автобиографии, мемуары и т.п.
Некоторые исследователи подчеркивают особую значимость официальной документации, поскольку она обычно подлежит определенному контролю и часто имеет более высокую степень обобщения, нежели неофициальная.
Преимущество использования неофициальных документов состоит в том, что они дают информацию об интересах, потребностях, мотивах, ценностях и других проявлениях психики индивидов и социальных групп. Нередко исследователи сопоставляют официальные и неофициальные материалы, относящиеся к одним и тем же социально-психологическим явлениям, что позволяет обогащать понимание изучаемой проблематики и осуществлять взаимный контроль этих данных. И официальные, и неофициальные документы позволяют исследователю получить информацию как об определенных объективных условиях той или иной социальной среды, так и о мнениях, отношениях, настроениях, других субъективных проявлениях отдельных индивидов и групп людей.
По степени персонификации документы подразделяются на личные и безличные. К личным относят карточки индивидуального учета (например, библиотечные формуляры, анкеты и бланки, заверенные подписью), характеристики, выданные какому-либо лицу, заявления, а также многие неофициальные документы, упомянутые выше, – письма, дневники, мемуары и т.п. Безличные документы – это статистические материалы, протоколы собраний, данные прессы, которые не выражают мнения какого-то конкретного человека [124].
Ряд социальных исследователей скептически относятся к личным неофициальным документам, отмечая, что различные мотивы, побуждающие людей составлять эти документы, определенным образом отражаются на достоверности информации. К таким мотивам можно отнести прежде всего самооправдание своих поступков, стремление продемонстрировать особенности собственного внутреннего мира, снятие личной психологической напряженности, стремление исповедоваться перед авторитетом и т.д.
Американский историк Л. Готтшальк выделяет следующие условия доверия личным документам [51]:
– осторожное отношение автора к излагаемым фактам, которые ни в какой мере не затрагивают его личных интересов, не являются предметом его пристрастия;
– когда свидетельство наносит определенный ущерб автору и сама запись носит характер исповеди;
– если данные, сообщаемые в этих документах, являлись в момент записи всеобщим достоянием, и автор сообщает, следовательно, нечто общеизвестное;
– когда сообщение или его часть представляют интерес для исследователя и вместе с тем оказываются нс соответствующими точке зрения основного содержания текста личного документа. Например, в письме может подробно излагаться ОГЛАВЛЕНИЕ встречи нескольких человек с упоминанием имен участников. Можно отнестись с сомнением к передаче содержания разговора, но вместе с тем сделать заключение о том, что встреча между определенными лицами имела место;
– заслуживает доверия также сообщение, которое находится в противоречии с предполагаемыми исследователем установками автора.
Завершая тему классификации документов, отметим, что возможно подразделение по их целевому назначению. Так, выделяют документы, которые были созданы независимо от исследователя, и документы, называемые "целевыми". Они готовятся теми или иными людьми по заданию исследователя в соответствии с его научным замыслом. Сюда можно отнести ответы на открытые вопросы интервью и анкет, автобиографии, сочинения на определенную тему, написанные по заказу исследователей. Наконец, к особой категории документов многие исследователи относят всевозможные материалы средств массовой информации – газет, журналов, телевидения, кино. Первым и ярким примером широкого использования разнообразных документов в целях научного анализа было исследование, которое провели в начале XX в. американский социолог У. Томас и польский – Ф. Знанецкий. Их совместная работа длилась более 10 лет и была посвящена приспособлению к новым условиям жизни польских крестьян, эмигрировавших в Америку. Эмпирической основой исследования служили документы различного рода – личные и официальные. Это была переписка 50 семей эмигрантов с родными, оставшимися в Польше (всего 754 документа), письма, направленные в "Общество защиты эмигрантов", архивы польской эмигрантской газеты, материалы церковно-приходских общин, землячеств, судебные отчеты, документы благотворительных обществ и т.д. Наконец, по просьбе исследователей один из молодых поляков написал подробную автобиографию на 300 страницах. Отметим, что Ф. Знанецкий был настолько увлечен анализом личных документов, что считал его основным в социальных науках. Итогом указанного исследования стала работа У. Томаса и Ф. Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и Америке". Их произведение состояло из пяти томов, выходивших в свет с 1918 по 1920 г. в США. Данный исследовательский анализ обнаружил сильное влияние социальной группы на поведение ее членов.
В течение последних десятилетий большое распространение получил метод изучения документов, известный под названием контент-анализ (или анализ содержания).
Суть этого метода состоит в выделении тех или иных сравнительно постоянных элементов текста или изображения, затем систематической фиксации данных элементов (единиц изучаемого содержания) с последующей квантификацией, т.е. количественным выражением качественных признаков. В итоге выявляется частота использования данных элементов в тексте, что в сочетании с качественным анализом позволяет делать соответствующие выводы об их значимости для автора сообщения, определять его цели, направленность на ту или иную аудиторию и т.д.
Очевидно, что необходимой предпосылкой количественного анализа документов является анализ качественный. Исследователь выделяет те или иные единицы анализа в соответствии с целями исследования. При этом необходимо различать единицы счета – те элементы текста, которые подлежат подсчету (т.е. количественные), и смысловые единицы или категории анализа (т.е. качественные). Так, если объектом анализа является тот или иной текст, то единицей счета может быть слово, предложение, параграф, тема и т.п. Выбор соответствующих категорий анализа также обусловлен замыслом исследователя. При анализе текста это могут быть, например, категории "за", "против", "нейтрально", "выгодно – невыгодно", "хорошо – плохо", различные ценности и т.п. Единица анализа может совпадать или не совпадать с единицей счета. Очень важно определить категории анализа как можно более точно, так как в случае, если в анализе документов занято несколько человек, это минимизирует возможные искажения, обусловленные их субъективизмом.
Основы контент-анализа были разработаны американскими социологами Г. Лассуэллом и Б. Берельсоном. В качестве метода социальных наук контент-анализ начинает широко использоваться с 1920–1930-х гг. в США. Первоначально этот метод получил распространение в сферах журналистики и литературоведения. Подсчитывалась и анализировалась частота употребления определенных слов, терминов, частей речи и т.п.
Особенно широкое применение получил контент-анализ при изучении различных сторон массовой коммуникации, в частности, с целью выяснения эффективности пропаганды. Так, Лассуэлл предложил ставшую классической при анализе массовой коммуникации формулировку, согласно которой "акт коммуникации" рассматривается по мере ответа на вопросы: "Кто говорит? Что говорит? Кому? Как? С каким результатом?"
В период Второй мировой войны контент-анализ на Западе стал использоваться в разведывательных и пропагандистских целях. Так, эксперты Би-Би-Си (Лондонского радио) обрабатывали сообщения нацистской пропаганды и предсказывали развитие событий как в области внутренней, так и внешней политики на основе анализа данных сообщений. Лассуэлл произвел контент-анализ текстов газеты "Истинный американец", выходившей в то время в США, и убедительно доказал, что, судя по содержанию ее материалов, эта газета является профашистской. Заключение исследователя послужило основанием для ее запрещения.
У нас контент-анализ получил распространение с конца 1960-х гг. Здесь можно назвать анализ материалов газеты "Известия", проведенный А. В. Барановым, с целью выявления "доли" апелляции к субъективным интересам; исследования А. Н. Алексеева, также посвященные анализу содержания массовой периодической печати; изучение Б. А. Грушиным уровня информированности населения по проблемам, выявленным путем анализа сообщений, которые передавались через газеты и другие средства массовой коммуникации.
Исследования содержания различных произведений литературы и искусства, проведенные В. Е. Семеновым, показали богатые возможности использования метода контент-анализа при изучении эстетической коммуникации для получения данных об авторах художественных произведений как представителях определенных социально-профессиональных и демографических групп (прежде всего в плане социальной перцепции). Результаты анализа содержания художественной прозы показывают, что подобный анализ может использоваться с целью формулирования гипотез о различных социально-психологических явлениях. Так, изучая примеры брака и любви в прозе молодежных журналов, В. Е. Семенов выявил различные типы совместимости и несовместимости супругов, которые могут быть использованы в качестве гипотетических в исследованиях успешности брака. При этом писатели могут квалифицироваться как специфически одаренные наблюдатели и эксперты в сфере интуитивного познания социально-психологических явлений.
Учитывая опыт многочисленных исследований, можно отметить следующие основные области применения контент- анализа в социально-психологических исследованиях [99]:
1. Изучение социально-психологических особенностей коммуникаторов (лиц, передающих сообщения), авторов через ОГЛАВЛЕНИЕ их сообщений. Одним из видов подобного изучения являются сравнительные исследования типов личности и ценностей в различных обществах и культурах.
2. Изучение реальных социально-психологических явлений объекта, которые отражены в содержании сообщений (включая явления, имевшие место в прошлом и недоступные для исследования другими методами). Особый интерес в этом плане представляет анализ произведений литературы и искусства, а также публицистики.
3. Изучение различных средств коммуникации через ОГЛАВЛЕНИЕ сообщений, а также особенностей форм и приемов организации содержания, в том числе пропагандистских.
4. Изучение социально-психологических особенностей реципиентов (адресатов коммуникации, аудитории). Это имеет смысл только тогда, когда известно, что коммуникатор (автор сообщения) достаточно верно представляет реципиента.
5. Изучение социально-психологических аспектов воздействия эффектов коммуникации на реципиентов через ОГЛАВЛЕНИЕ сообщений. Кроме того, можно выделить следующие виды применения контент-анализа во вспомогательных целях:
– для обработки открытых вопросов анкет и интервью, данных проективных методик,
– специальное (науковедческое) употребление для изучения научной литературы по социальной психологии (эволюция интересов ученых к различным проблемам в разное время, анализ цитирований и ссылок и т.д.).
Завершая рассмотрение методов анализа документов (в том числе контент-анализа), отмстим, что он используется на разных стадиях социально-психологического исследования. Так, на начальном этапе работы при составлении программы исследования к этому методу порой обращаются с целью уточнения изучаемой проблематики и окончательного формулирования гипотез. Анализ документов может выступать также как основной метод сбора первичной информации. Наконец, анализ документов порой применяется с целью дополнения информации, полученной другими методами социальной психологии. Главные достоинства метода анализа документов заключаются в возможности избежать влияния исследователя на изучаемый объект и достигнуть сравнительно высокой степени надежности получаемых данных, так как документы наиболее удобны для перепроверки. Кроме того, этот метод позволяет получать информацию, которая не поддается в такой мере выявлению посредством других методов. Недостатками метода анализа документов (особенно контент-анализа) являются значительная сложность всей процедуры и необходимость высокого уровня квалификации аналитиков.
В заключение, не переоценивая возможностей этого метода, отметим, что ему отводится незаменимая роль при выявлении широкого круга социально-психологических явлений, объективированных в различных документах.