Аналитическая работа с культурными символами

Работа по введению культурных символов в социокультурный оборот включает несколько этапов.

1 этап. Выявление культурных символов с помощью анализа краеведческой литературы, материалов СМИ, Интернета, массовых социологических опросов.

На этом этапе задействован также широкий спектр ассоциаций: географических и природных (например, Астрахань — дельта Волги, Каспийское море; Оренбург — Южный Урал, Яик, степь), личностно-исторических (Костромская область — Иван Сусанин, Углич — царевич Дмитрий, Смутное время), индустриальных (Екатеринбург — промышленники Строгановы, Демидовы) и т.д. Символами могут быть знаменитые спортивные имена и события, знаменитые писатели и поэты, деятели и события современной культурной жизни; ландшафтные, растительные, кулинарные и прочие особенности.

2 этап. Анализ культурных символов (анализируются современные культурные практики, использующие выявленные символы; выделяются негативные и позитивные "имиджи", закономерности массового восприятия символов территории, возможные риски брендирования).

3 этап. Составление каталога символов, ориентированного на разработку политики брендирования региона.

4 этап. Разработка культурных проектов на их основе.

5 этап. Брендирование территории.

Поэтапная работа с культурными символами города основана на постепенном переходе от количественных методов к качественным: важно не просто определить символические знаки города, а понять его символическое устройство, выявить отношение к нему и способы ориентации в нем местных жителей, сконструировать "воображаемый город", т.е. создать образ будущего города (села, поселка, региона).

Для наглядности приведем примеры из работы с символическими ресурсами, проведенной исследователями культурной среды Воронежа и Воронежской области[1].

Первый этап: выявление культурных символов

На первом этапе были выявлены и распределены по группам все фактические материалы, имеющие отношение к символическим ресурсам. Вот несколько примеров по трем тематическим группам.

Литературный Воронеж. Эксперты выявили особый "литературоцентризм" Воронежа и Воронежской области. С этими местами связаны знаменитые имена отечественной литературы: А. Кольцова, И. Никитина, Д. Веневитинова, И. Бунина, А. Эртеля, О. Мандельштама, А. Платонова, С. Маршака, А. Жигулина, А. Прасолова, Н. Задонского. По количеству писателей и поэтов, живших или надолго приезжавших в Воронеж, этот город стоит в одном ряду с Ульяновском (Симбирском), Орлом, Екатеринбургом.

Воронеж — территория мифотворчества. Воронежская земля обладает немалым мифогенным потенциалом. Об этом свидетельствуют археологическое наследие и народная мифологическая традиция. С воронежской землей связано имя А. II. Афанасьева, основателя русской мифологической школы. Его "Поэтические воззрения славян на природу" считаются не столько научным, сколько мифотворческим трудом. Создатель утопического учения "Философия общего дела", один из основателей русского космизма Николай Федоров неоднократно бывал в Воронеже, издавал здесь свои труды, пользовался почетом и уважением воронежцев. Уроженец Воронежа Андрей Платонов, испытавший на себе влияние федоровских идей, считается самым мифологическим русским писателем XX в. В Воронеже в начале XX в. жил родоначальник знаменитой цирковой династии, клоун и дрессировщик Анатолий Леонидович Дуров. Он славился на весь город как незаурядный фантазер и мистификатор, создавший здесь своеобразную арт-утопию.

Воронежская песенная традиция. Воронеж и Воронежская область славятся своими внесенными традициями. Здесь бытуют все народные песенные жанры, характерные для юга России. Сама природа — широкие просторы воронежских степей, полноводные реки, бескрайние горизонты — формировала особую песенную стихию, которая пронизывала весь крестьянский быт. Неслучайно в творчестве поэтов Алексея Кольцова и Ивана Никитина, живших здесь, нашел развитие литературный жанр русской песни. В XX в. на воронежской земле работал известный собиратель русского песенного фольклора Митрофан Ефимович Пятницкий; здесь был основан знаменитый хор им. Пятницкого. Воронежский народный хор также известен по всей России, особенно прославилась его солистка — любимая россиянами исполнительница частушек Мария Николаевна Мордасова. В настоящее время небезызвестны в музыкальной среде опыты воронежских музыкантов в области этнорока и этноджаза.

Всего на этом этапе было выделено 11 тематических групп:

Воронеж — столица Черноземья;

Чернозем;

Воронеж — мещанская столица;

Воронеж: символика городского пространства;

Литературный Воронеж;

Воронеж — территория мифотворчества;

Воронежская песенная традиция;

Традиционная культура;

Воронеж — колыбель русского флота;

Воронеж университетский;

Археологическое наследие.