Лекция 2. Аналитическая философия
К началу XX столетия во многих науках сложилась уникальная ситуация. Их невиданно быстрое развитие сопровождалось возникновением различных затруднений, в частности, в форме апорий, антиномий и парадоксов.
Апория (греч. а- отрицательная частица, poros- выход; aporia- безвыходность) - неразрешимая проблема. Антиномия (греч. anti - против и nomos - закон, противоречие в законе) - противоположность двух взаимоисключающих положений, каждое из которых может быть доказано на основе одного и того же закона, что свидетельствует о противоречии в нем. Парадокс (греч. para - против и doxa - мнение) - неожиданное странное высказывание, не согласующееся с общепринятой теорией. Апория, антиномия и парадокс - это наиболее яркие способы проявления научных затруднений. Все они выступают в форме научных противоречий, которые должны быть устранены. Но сделать это очень сложно. Именно в этой связи исследователи с надеждой обращают свой взор к философии. Возвращаемся в своих рассуждениях к началу прошлого века.
Разумеется, не обошлось без затруднений и в экономике. Много споров вызывал вопрос о статусе, природе экономической науки, зависят ли ее положения от людей. Как сочетается в экономической науке объективное и субъективное?
В рассматриваемый период группа талантливых исследователей разработала программу преодоления возникающих в науках затруднений. В английском Кембридже активно работали Дж. Мур,
Б. Рассел и австриец Л. Витгенштейн. В Вене с 1922 по 1941 г. функционировал так называемый Венский кружок, лидерами которого стали М. Шлик, О. Нейрат и Р. Карнап. Активными участниками рассматриваемого научно-философского движения стали талантливые исследователи из Праги, Варшавы, Берлина и многих других центров европейской интеллектуальной мысли. Что же было предложено участниками упомянутого движения?
(1) Наука должна быть освобождена от каких-либо ненаучных, т.е. метафизических, наслоений. С этим призывом наиболее активно выступал Р. Карнап. Но как именно можно избавиться от них? Об этом смотрите далее. Философов, дистанцирующихся от метафизики, часто называют позитивистами. 1ероев нашего анализа стали называть новыми позитивистами, т.е. неопозитивистами.
(2) Необходима новая логика. Этот вывод особенно энергично пропагандировали два выдающихся логика- немец Г. Фреге и англичанин Б. Рассел. Надо отдать им должное: оба внесли значительный вклад в развитие так называемой математической логики. Но зачем нужна логика? Прежде всего для того, чтобы рассуждать последовательно, избегая парадоксов. Но что именно должно стать предметом научного анализа? Язык.
(3) Основой научного философствования является логический анализ языка теории. Этого убеждения придерживались все лидеры рассматриваемого философского движения. На первый план в противоположность тому, что имело место в Новое время, выдвигается не ментальность, а язык. Почему философы стали дистанцироваться от ментальности? Потому что они видели в ней источник метафизики. По мнению Л. Витгенштейна, ментальность- это всего лишь граница языка. Если держаться определенности языка, то все, что заслуживает внимания из сферы ментальности, будет учтено. Философов, придерживающихся установки на логический анализ языка, принято называть аналитическими философами.
(4) У науки должна быть надежная, ясная основа. Витгенштейн поэтому утверждал, что нужно либо выражаться ясно, либо лучше помолчать. Но что представляет собой упомянутая выше ясная основа?
(5) Научные положения проверяются, верифицируются фактами. То, что не соответствует фактам, отвергается как ложное, неистинное.
(6) Истинность- вот что придает науке основательность и ясность. Истинность - свойство так называемых синтетических предложений. Они называются синтетическими, ибо их состоятельность предполагает их соединение, синтезирование с экспериментальными данными. Но как же быть с предложениями логики и математики, они ведь не предполагают эмпирической проверки?
(7) Ясность и основательность логики обеспечиваются тем, что она состоит из аналитических предложений. Истинность аналитического предложения определяется значениями составляющих его терминов. В силу этого нет необходимости обращаться к экспериментальным данным. Неопозитивисты полагали, что если термины введены в строгой манере, то они не приведут к противоречиям. А это самое главное. Конечной инстанцией истинности является проверка фактами. Но что такое факты?
(8) Факты - это наблюдаемые физические явления. И только? А как быть, например, с экономическими фактами? Неопозитивисты вполне сознательно придерживались позиции, что ясным характером обладают исключительно физические факты. Налицо явный физикализм, особенно характерный для воззрений Л. Витгенштейна и О. Нейрата. Почему же столь первоклассные философы придерживались физикализма? Они не видели другой ясной основы для построения науки.
(9) Истинность теоретических предложений заключается в том, что предложения теории соответствуют предложениям наблюдения. Теперь вроде бы все стало на свои места. Предложения наблюдения часто называли также "протокольными предложениями" или же "атомарными предложениями". Для неопозитивистов предложения наблюдения были исходным базисом науки. Придерживаясь такой позиции, им надлежало как-то объяснить появление теоретических предложений, совокупность которых образует теорию. Итак, речь идет об открытии законов. Объяснению подлежит не только проверка теории, но и ее изобретение. На этот счет определеннее других высказывался Р. Карнап.
(10) К установлению теоретических законов приближает логическая индукция. Речь идет о специальном методе, призванном обеспечить умозаключение от единичных выводов к общему правилу, от предложений наблюдения к закону.
Бесспорно, что в научно-философском отношении неопозитивисты превзошли всех своих предшественников. Но, разумеется, и их программа не во всем безупречна. В дальнейшем она будет рассмотрена в критическом плане. В данном же месте имеет смысл обсудить вопрос о философской составляющей неопозитивизма. Витгенштейн считал, что "философия не является одной из наук. (Слово "философия" должно обозначать нечто, стоящее под или над, но не рядом с науками.) Цель философии- логическое прояснение мыслей. Философия не учение, а деятельность. Философская работа по существу состоит из разъяснений. Результат философии не "философские рассуждения", а достигнутая ясность предложений. Мысли, обычно как бы туманные и расплывчатые, философия призвана делать ясными и отчетливыми". Витгенштейн во многом прав, но его утверждение, что "философия не является одной из наук", звучит несколько устрашающе.
Неопозитивисты стремились вырвать философию из ее метафизического плена. Сделав это, они стали трактовать ее как способ прояснения содержания наук. Но обычно та или иная наука имеет дело с определенными явлениями. Физика изучает физические процессы, экономика имеет дело с экономическими явлениями. А философия? Можно сказать, что она изучает философские явления? Нет, нельзя, ибо такого рода явления не существуют. Поэтому Витгенштейн резонно замечает, что философия не стоит рядом с науками. Она изучает затруднения, проблемы наук. В этом смысле она является метанаукой.
Согласно Витгенштейну, философия есть не учение, а деятельность. На наш взгляд, это утверждение неверно. В качестве метанауки философия также есть учение. К тому же Витгенштейн не учитывал, что любая деятельность имеет концептуальный характер. С этой точки зрения, противопоставление деятельности учению вообще несостоятельно. Витгенштейн также ошибочно полагал, что невозможны философские предложения. Философ, мол, всего лишь проясняет ситуацию. Он, как выражался Витгенштейн, показывает мухе выход из мухоловки. Если бы муха не попала в западню, то философ остался бы без работы. В действительности же философ всегда востребован. Дело в том, что спасение предполагает знание путей его осуществления. Их констатация как раз и осуществляется в философских предложениях. Выше были приведены десять положений неопозитивизма. Все они были представлены посредством философских предложений. Согласно Витгенштейну, наше утверждение несостоятельно постольку, поскольку то, что мы назвали философскими предложениями, невозможно прямо и непосредственно сопоставить с фактами. Но это можно сделать опосредованным образом. Если философские положения не способствуют развитию субнауки, то они отвергаются.
Диалог
- Неопозитивисты обращают внимание только на науку, но к ней нельзя же свести всю жизнь. Разве они не крайне односторонни ?
- Не думаю. Они ведь не отрицают ненаучное, а лишь намечают путь к изучению явлений. Они предлагают сначала изучить науку, а затем подступы к ней. Тот, кто идет противоположным путем, неизбежно долго блуждает в тумане.
- Позитивное - это противоположность негативного?
- Позитивное - это научное.
- Позитивизм - это, наверное, сциентизм, который все ругают за его односторонность?
- Сциентизм (от лат. - наука) признает только субнауки. В этом состоит его основная слабость. В отличие от сциентизма позитивизм не только не отрицает философию, а, наоборот, стремится всесторонне использовать ее потенциал.
Выводы
1. Теория - это совокупность предложений.
2. Соответствие предложения статусу науки определяется посредством логического анализа.
3. Предложение научно, если оно истинно.
4. Предложение истинно, если оно соответствует фактам.
5. Теория не должна содержать парадоксов, апорий и антиномий.
6. Наука должна быть освобождена от всяких метафизических наслоений.