Америка
1940-е годы открывают в США новую литературную эпоху. Новые исторические реалии: начавшаяся "холодная война", гнетущая пора маккартизма, тяжелая атмосфера "запуганных пятидесятых", резкие перемены, связанные с "бурными шестидесятыми", мощным движением против войны во Вьетнаме и интенсивными выступлениями темнокожих американцев в защиту равноправия, – все это получило сложное, неоднозначное отражение в литературе.
В 1970-е гг. начинается новый этап современной литературы США. Последующее сорокалетие характеризуется стабилизацией внутриполитической обстановки в стране, экономическим ростом, окончанием "холодной войны", прекращением резкой конфронтации между двумя сверхдержавами.
Новые исторические реалии обусловили очевидные перемены в характере литературного развития. А он столь сложен и многогранен, что его трудно уложить в жесткие схемы, четкие классификации. По сравнению с межвоенным двадцатилетием претерпели изменение тематика, проблематика, художественно-стилевые формы и приемы, но, главное, сама концепция человека.
В 1930-е гг. в центре художественного внимания у многих писателей был "экономический человек". В его судьбе в нестабильном социуме определяющую роль играли материальные факторы, борьба за существование, преодоление разного рода бытовых невзгод, в частности безработицы. В послевоенный период экономическое положение в США обрело относительную устойчивость. В сфере писательского внимания оказались не столько проблемы материальные, сколько психология, внутренняя жизнь индивида. Начали складываться главные параметры "общества потребления", вызвавшего к жизни феномен массовой культуры.
Происходит смена литературных поколений. Выходят на первый план мастера, расцвет творчества которых падает уже на послевоенные годы. Заметно меняется и сам тип литератора. Многие крупные художники слова межвоенной эпохи пришли в литературу из гущи жизни (Стейн- бек, Колдуэлл, О'Нил, Хьюз, Райт, Сэндберг и др.). Теперь же большинство писателей новой волны, включая фронтовиков, имеют за плечами один или несколько университетов. Уступая в объеме жизненного опыта, в запасе впечатлений старшим коллегам, они обладают, как правило, широкой гуманитарной эрудицией, владеют писательской техникой.
В целом литературная панорама послевоенной Америки отмечена разнообразием и богатством писательских имен, представляющих разные жанры и стили. Среди них – немало международно значимых, крупных художников слова, таких как Сэлинджер и Воннегут, Теннесси Уильямс и Миллер, Апдайк и Олби, Беллоу, И. Б. Зингер и Тони Моррисон (три последние – Нобелевские лауреаты).
Все эти годы интерес к литературе США не ослабевал, она изучалась, хотя на ее оценках и публикациях сказывалась политическая конъюнктура, особенно в эпоху острой конфронтации с Западом, прежде всего, с США.
Литература и эпоха маккартизма: "время негодяев"
Писатели и война: музы, которые не молчали. Годы Второй мировой войны (1939–1945) – переходный этап литературного процесса. После катастрофы в Перл-Харборе (7 декабря 1941 г.) и вступления США в войну большинство писателей занимают твердые антифашистские позиции, выражают свою солидарность с СССР, который подвергся нацисткой агрессии, выступают за скорейшее открытие второго фронта. Многие литераторы, работая военными корреспондентами, находились в зоне боевых действий.
Джон Стейнбек в 1943 г. отправился на фронт в Италию, откуда посылал корреспонденции, составившие книгу очерков. Эрнест Хемингуэй в 1942–1943 гг. патрулировал на яхте "Пилар" в Карибском море, выслеживая нацистские субмарины. В 1944 г. он, прилетев в Лондон, стал свидетелем открытия второго фронта, в ряде очерков описал события на Западном фронте осенью 1944 – начале 1945 г. Там же в качестве корреспондента работал Ирвин Шоу – плодовитый писатель, автор одного из лучших романов о войне "Молодые львы" (1948). На Тихом океане в 1945 г. побывал Дос Пассос.
Репортажи о сражениях с японцами на Филиппинах, а затем в районе Соломоновых островов составили книги писателя и военного корреспондента Джона Херси "Люди на Батаане" и "Захват долины" (1943). Он же первым опубликовал документально-публицистическую книгу о ядерной бомбежке "Хиросима" (1946). Ряд писателей сотрудничают в Голливуде, участвуя в выпуске военных фильмов антифашистского и патриотического движения (А. Бесси, Д. Трамбо, Д. Г. Лоусон и др.).
Л. Хеллман пишет сценарии двух фильмов, основанных на советском материале, "Северная звезда" и "Песнь о России". Некоторые литераторы работают по заданию военных ведомств, содействуя мобилизации сил во имя победы. Такова книга Дж. Стейнбека о летчиках "Бомбы вниз" (1942). Даже Фолкнер позволил себе некоторое время поработать в Голливуде, где создал сценарий, посвященный французскому Сопротивлению.
Известное выражение: "Когда говорят пушки, музы молчат" – применимо и к американской литературе военной поры. Среди первых произведений, отразивших антифашистскую борьбу, была повесть Стейнбека "Луна зашла" (1942). Действие в ней развертывалось в одной из европейских стран, скорее всего, в Норвегии, которая подверглась оккупации.
Процесс нравственного прозрения человека, рядового немца Вилли Веглера, освобождающегося от нацистского дурмана, определяет пафос романа А. Мальца "Крест и стрела" (1944), события которого разворачиваются в Германии в 1942 г. В романе "Колокол для Адано" (1944) упоминавшегося Джона Херси место действия – итальянский фронт.