Алжир

К числу крупных арабских стран относится Алжир, независимость которого была признана Францией после длительной национально-освободительной войны.

В сентябре 1959 г. правительство Франции признало право алжирцев на самоопределение, однако этот ход был встречей французскими колонистами и "правыми" в штыки, дважды устраивались крупные антиправительственные мятежи с целью пресечь процесс передачи политической власти местному населению. Переговорный процесс завершился подписанием 18 марта 1962 г. соглашений о прекращении огня и самоопределении Алжира путем референдума (Эвианские соглашения). Попытки военнофашистской организации ОАС (фр. Organisation armee secrete) сорвать выполнение соглашений посредством массового террора в городах успеха не имели. Во время референдума 1 июля 1962 г. в Алжире явка составила 91%, за самоопределение Алжира проголосовали 99,7% явившихся, а во Франции мнения разделились примерно поровну; в итоге получилось, что 64% высказались за независимость, которая была немедленно признана правительством Франции. Свыше миллиона европейцев и их сторонники из числа местных жителей в спешном порядке покинули страну.

В соответствии с ранее достигнутыми договоренностями в 1964 г. Франция вывела свои войска, к 1 июля 1967 г. эвакуировала военные базы в Сахаре, в феврале 1968 г. – военно-морскую базу в Мерс-эль-Кебире. Экономические активы крупных французских компаний в Алжире, по букве Эвианских соглашений, остались в их руках, хотя имущество колонистов было национализировано. Алжир вышел из НАТО.

Первое правительство независимого Алжира возглавил лидер Фронта национального освобождения Ахмед Бен Белла. В 1965 г. состоялся военный переворот, к власти пришел Хуари Бумедьен, министр обороны и бывший соратник Бен Беллы, провозгласивший курс на строительство социалистической по сути, но прагматичной по духу экономико-политической системы, с учетом алжирской специфики и без ориентации на какие-либо образцы. В стране установилась однопартийная система. В этот период окрепли и расширились связи между СССР и Алжиром, зародившиеся еще в период войны за независимость Алжира, который теперь считался одним из союзников СССР, идущим по "некапиталистическому пути развития".

Курс на "социалистическое переустройство" общества, провозглашенный Фронтом национального освобождения Алжира в 1962 г., был закреплен в последующих конституционных документах. Так, Конституция Алжира 1976 г. закрепила господствующее положение общественной собственности, руководящую роль Фронта национального освобождения в построении социализма в рамках "национальных и исламских ценностей" и единство политического руководства партии и государства.

После смерти Бумедьена развернулась борьба между фракциями в правящей партии, и в итоге страну и партию в 1979 г. возглавил компромиссный кандидат, Шадли Бенджедид. В период его правления сказались все экономические недочеты предыдущего президента, и к концу 1980-х гг. страна оказалась на грани экономического коллапса. В 1986 и 1988 гг. имели место массовые беспорядки, вызванные ухудшением качества жизни, которые были подавлены при помощи армии.

В 1980-е гг. алжирское руководство в поисках источников экономической помощи взяло курс на сотрудничество с консервативными мусульманскими странами, вкладывая значительные средства в развитие исламской инфраструктуры, а местное духовенство идейно и финансово переориентировалось на религиозные центры стран Персидского залива. В итоге резко усилились фундаменталистские настроения в среде духовенства и религиозных активистов. Фундаменталисты требовали переустройства общества по законам шариата и последовательно выступали против светских властей, обвиняя их в отходе от ислама. В условиях нарастающего экономического и политического кризиса исламисты заявили претензии на власть с целью построения теократического государства полностью на основе шариата и заветов Корана.

В 1989 г. была принята новая конституция, в которой положения о социализме были исключены. Вводилось разделение властей, устанавливалась ответственность правительства перед парламентом, ликвидировалось монопольное положение Фронта национального освобождения и объявлялась многопартийность.

В декабре 1991 г. алжирские военные заставили президента страны Шадли Бенджедида уйти в отставку и установили военный режим. Исламский фронт спасения был запрещен. На это исламисты отреагировали уходом в подполье и террором как против сил армии и полиции, так и против мирного населения. Крупномасштабная гражданская война продлилась почти десятилетие и унесла жизни свыше 100 тыс. человек, в основном ставших жертвами показательных массовых расправ и террористических актов исламистских группировок. Государству был причинен огромный экономический ущерб. В 1996 г. в Алжире была принята новая конституция, которая, однако, не принесла стране стабильность: террористические акции мусульманских экстремистов были продолжены. Только жесткая линия военного руководства Алжира в 1992–1999 гг. позволила сбить волну террора и принудила экстремистов пойти на переговоры о национальном примирении. К борьбе с экстремистами широко привлекалось местное население в форме отрядов самообороны. Это затрудняло действия экстремистов на многих территориях, обеспечивало их политическую изоляцию от общества и высвобождало значительные силы армии и спецподразделений для активных действий.

В апреле 2004 г. в Алжире прошли президентские выборы, победу на которых одержал Абдельазиза Бутефлики. В сентябре 2005 г. на всенародном референдуме был одобрен правительственный проект "Хартия за мир и согласие", предусматривающий амнистию боевиков, прекращающих вооруженную борьбу с властями и желающих вернуться к мирной жизни. Однако крупнейшая в стране исламистская группировка "Салафистская группа проповеди и джихада", присоединившаяся в 2004 г. к международной террористической сети "Аль-Каида", официально объявила о начале "долгосрочной войны против интересов США и Запада в регионе Арабского Магриба".

Согласно конституции Алжир – республика. Глава государства – президент, избирается населением на пятилетний срок. С ноября 2008 г. согласно поправке к конституции количество сроков не ограничено.

Законодательный орган – двухпалатный парламент: сенат (144 места, ⅓ назначается президентом, ⅔ избираются непрямыми выборами на шестилетний срок) и Народная ассамблея (в настоящее время 389 мест), избираемая населением на пятилетний срок.