"Алтын Чюс". Хакасский эпос
Богатырские хакасские сказания представлены эпическим сказанием "Алтын-Чюс". Оно было записано со слов известного хакасского сказителя, члена Союза писателей СССР С. П. Кадышева.
С. П. Кадышев – потомок древнего рода сказителей, он обладал даром певца-импровизатора, в своей феноменальной памяти сохранил более 40 богатырских хакасских сказаний.
Для перевода на русский язык хакасского сказания "Алтын-Чюс" был приглашен известный писатель В. Солоухин.
В древней Хакасии сказители исполняли героические эпические сказания низким горловым пением под аккомпанемент музыкальных инструментов.
В центре героических сказаний – образы богатырей-алыпов. Смысл их жизни – защита свободы от посягательств чужих ханов и подземных чудовищ.
В эпических сказаниях чувствуется влияние мифов, в особенности о Вселенной. По представлению древних хакасов Вселенная делится на три яруса: верхний находится на небесах и является обителью девяти творцов во главе с Чалбыросгаяном. В среднем мире обитают люди, по их окружают духи – хозяева местностей: хозяин ветра Гилдей-хан, хозяин речных духов – Сугдай-хан и т.д. Низший мир – подземный мир.
гe Баян-Тоолай. Тувинский эпос
Одним из основных произведений героического эпоса тувинского народа является устное эпическое произведение "Meгe Баян-Тоолай". Это эпическое произведение поможет читателю понять духовное богатство народных сказителей Тувы, осознать этнические особенности бытия древних тувинцев, понять характер народного мышления в древности, на заре возникновения тувинских племен.
Тувинцы, исконные жители предгорий Саян, Танну-Ола и окруженных этими суровыми хребтами степных просторов, в течение многих веков жили в условиях зависимости от других государств и народов.
В разные времена территория Тувы входила в состав Тюркского каганата, Уйгурского, а затем Кыргызского ханства. С начала XIII в. пять с половиной столетий находились под властью монгольских феодалов, а затем почти два века – иод игом маньчжуро-китайских феодалов.
Завоевательные набеги соседних племен, междоусобные войны, жизнь в условиях ханско-феодальной зависимости – все эти исторические факты и события нашли отражение в эпических произведениях тувинского народа.
В сокровищнице устно-поэтического творчества тувинского народа жанр героического эпоса представлен сказаниями о богатырях "Алдай-Буугу", "Meгe Шаган-Тоолай", "Meгe Баян-Тоолай" и др., которые имеют такую же древнюю историю, как и история самого народа.
Устные эпические произведения тувинцев по своему содержанию в известной мере родственны древнетюркским руническим памятникам VII–IX вв., богато представленных на территории Тувы и Монголии.
На протяжении более тысячи лет сказания о богатырях впитывали в себя и отражали в художественных образах изменения, происходившие в материальной и общественной жизни народа, периода как разложения патриархально-родовых отношений, так и становления в Туве феодализма.
Народ – творец эпоса – в своих произведениях, передававшихся талантливыми сказителями из поколения в поколение, создавал героев в соответствии со своими представлениями и идеалами, наделял их лучшими моральными качествами: они сильны и отважны, беспощадны к вероломным захватчикам и клятвопреступникам.
В своей повседневной жизни герои эпоса занимаются скотоводством и охотой, которые с давних пор давали тувинцам основные средства к существованию: мясо, молоко, шерсть и шкуры для изготовления одежды и т.д.
Герои эпоса обычно вооружены луком и стрелами, непременной принадлежностью героя является также аркан для ловли лошадей.
Большое место уделяется описанию многочисленных табунов, любовному воспеванию коня героя. Для скотовода и охотника конь – это верный и надежный помощник в повседневной трудовой жизни, а в условиях частых военных столкновений конь – боевой товарищ своего хозяина.
Только после того как юный герой обретет коня и докажет, что он может ездить на нем, ему дается имя. Вместе с именем героя обычно произносится и имя коня.
Почти во всех сказания о богатырях входят сцены далекой поездки героя за невестой и борьбы за нее. В этом, по-видимому, отражен древний обычай брать жен из другого рода. Во время поездки в аал невесты и борьбы за нее герой, совершая все новые и новые подвиги, наращивает свою богатырскую силу и умножает свои моральные достоинства. Богатырскими подвигами он отстаивает право на невесту и принуждает хана выдать за него свою дочь.
Победив врагов, стоявших на пути осуществления законного права героя на невесту, обусловленного выплатой его отцом подарка в знак сговора, богатырь обычно мстит захватчикам за разграбление родного стойбища и родного народа, за убийство отца.
Сказания о богатырях у тувинцев обычно называются но имени родоначальника племени. В сказании "Meгe Баян-Тоолай" основным героем является Meгe Сааган-Толай. Произведение же названо по имени его отца, погибшего в самом начале сказания.
Герои сказаний о богатырях, отражая стремления человека к победе над злыми силами (в том числе и над разрушительными природными стихиями), выходят победителями в борьбе с мифическими существами. Например, в "Meгe Баян-Тоолой" злая сила олицетворена в чудовище Амырга Кара-Моос.
Эпос отражает стремление кочевников-скотоводов к мирной жизни. Совершив героические подвиги, богатырь возвращается к мирной жизни. Это характерное для тувинского эпоса завершение произведения.
В тувинском эпосе встречаются постоянные эпитеты (например, шестидесятисаженный аркан), традиционные сравнения, гиперболы.
Героические сказания всегда пелись и имели особые мотивы. И в настоящее время многие сказители не утратили древней манеры исполнения эпических произведений. Сказитель исполняет героические сказания речитативным напевом. От песни это исполнение отличается монументальностью и определенным ритмическим строем.