Альтернативы советской государственности
В период Гражданской войны на территориях, занятых "Белым движением", возникали системы государственного управления, которые могут рассматриваться в качестве альтернативы Советской власти. Присущая советской историографии односторонняя оценка Белого движения как, безусловно, враждебного явления сегодня требует переосмысления. Во-первых, братоубийственная Гражданская война, как и все что ей предшествовало, было великой трагедией России, корни и истоки которой историкам еще предстоит тщательно исследовать на предмет обнаружения следов влияния зарубежных спецслужб. Во-вторых, среди представителей Белого движения было много выдающихся личностей, в том числе правоведов, творческое наследие которых стало классикой политической и правовой мысли. В-третьих, все эксперименты по созданию альтернативной государственности были кратковременными, носили конъюнктурный и ситуативный характер, поэтому давать им политико-правовую и экономическую оценку достаточно трудно.
В ходе Гражданской войны попытки создания политических систем, альтернативных советской, были предприняты на юге России, в Сибири, на Дальнем Востоке. После разгрома Белого движения в среде российской эмиграции продолжали разрабатываться проекты будущего России.
Одной из первых таких попыток было создание правительства на юге России, в границах территории, контролируемой Добровольческой армией под командованием генерала А. И. Деникина, в конце августа 1918 г. Однако какого-либо реального влияния это правительство не имело, и в канун 1920 г. было упразднено. Сформированное новое Южнорусское правительство Н. М. Мельникова фактически не приступило к работе, и также было распущено главкомом.
22 марта (4 апреля по старому стилю) 1920 г. в Симферополе было образовано Правительство Юга России во главе с А. В. Кривошеиным. Это правительство также, как и предыдущие было совещательным органом при Главнокомандующем (в данный момент генерале П. Н. Врангеле). Правительством были разработаны и приняты нормативные акты в сфере государственного строительства, аграрных отношений, местного самоуправления, судопроизводства. Предполагалось, что крымский опыт ляжет в основу будущего государственного устройства России.
Правительство Юга России исходило из того, что Россия должна быть федерацией, основанной па свободном соглашении, характер государственного строя должен определять сам народ России, должно быть обеспечено равноправие граждан, земля должна находиться в полной собственности крестьян, а лицам наемного труда обеспечена государственная защита. Предполагалось, что Россия войдет в число свободных демократических государств, обеспечивая своим гражданам свободу личной инициативы. В сфере международных отношений признавались вес ранее взятые на себя обязательства, включая выплату долгов.
В сфере аграрных отношений было принято несколько актов, закреплявших частную собственность на землю, однако, наделение землей предполагало выкуп ее в течение 25 лет из расчета стоимости пяти урожаев. При этом все ранее приобретенные земли сохранялись за собственником. За помещиками сохранялась "часть земли", размер которой должен был определяться "местными земельными учреждениями" ("земельными Сонетами"), на самом деле, теми же помещиками. Естественно, что такая постановка вопроса для большинства крестьян была неприемлема.
"Закон о волостных земствах и сельских общинах" в основном опирался на модели предыдущих актов, главным образом, на земское Положение 1892 г. При этом он значительно расширял права волостных земств за счет уездных, а права уездных земств за счет губернских учреждений. На волостных земских собраниях должны были избираться члены волостных земельных Советов. Гласные волостных земских собраний избирались на сельских сходах, исключительно земледельцами-домохозяевами. Сомнительно, что такое электоральное ограничение могло добавить популярности инициаторам данного закона.
Характер судебной системы определялся политической ситуацией, которая в условиях военного времени была крайне нестабильна. Действовали военно-полевые суды, подчиненные войсковому начальству и специальные корпусные и военно-судные комиссии при гарнизонном начальстве, подчиненные главному прокурору. Следствие и судопроизводство осуществлялось одним органом (один из членов комиссии проводил предварительное следствие). В этом смысле "красные" и "белые" карательные органы по способу организации и методам работы практически не отличались. Приговоры утверждались военачальником, который в случае несогласия или сомнения передавал дело в корпусной или военно-окружной суд. В качестве административной меры наказания могла быть высылка в советскую Россию (по аналогии с РСФСР).
В охваченной Гражданской войной Сибири предпринимались попытки установления государственного порядка, по политическое противоборство было столь велико, что какого-либо конструктивного единства обеспечить не удалось. Комуч (Комитет членов Учредительного собрания) в качестве первого всероссийского антибольшевистского правительства, прежде всего, отменил все декреты Советской власти, национализированную собственность вернул прежним владельцам, провозгласил свободу частного предпринимательства, вернул земскую систему. В то же время был установлен восьмичасовой рабочий день, разрешены рабочие собрания и крестьянские сходы, сохранены фабричные и заводские комитеты, профсоюзы. Попытка создания "Народной армии" провалилась, поскольку мало кто выражал желание в ней служить, а дисциплина была низкой.
Помимо Комуча действовали Временное правительство в Самаре, Сибирское правительство в Омске, в Забайкалье читинское Правительство Российской Восточной Окраины. Не увенчались успехом и попытки Уфимского совещания представителей различных правительств по созданию компромиссного по своей сути Всероссийского временного правительства — так называемой Директории (из пяти человек во главе с эсером Н. Д. Авксентьевым) — с центром в Омске, которое не предложило чего-либо принципиально нового, и было разогнано А. В. Колчаком.
После устранения Директории власть перешла к адмиралу А. В. Колчаку, который был провозглашен Верховным правителем России. По его собственному признанию, "приняв крест этой власти" в чрезвычайных условиях Гражданской войны, он не стремился пойти ни по пути реакции, ни по пути партийности, который считал гибельным для России. Целью своей он ставил освобождение России от большевистской диктатуры, восстановления законности и порядка. Назначение А. В. Колчака Верховным правителем не вызвало единодушия в рядах Белого движения, среди меньшевиков и других представителей "революционной демократии". Надежды Колчака на объединение антибольшевистских сил не оправдались.
В среде русской эмиграции продолжалась разработка проектов будущего устройства России. В частности, в январе 1920 г. Проект основ Конституции Российского государства был опубликован в Праге. Его авторы, несмотря па различие политических взглядов и позиций, сформулировали основные идеи становления российской государственности. Согласно этому проекту форму будущего российского государства должно определить Учредительное собрание. С точки зрения государственного устройства Россия представляла собой некое подобие федерации, субъектный состав которой выработало бы и утвердило Учредительное собрание. Субъекты (области) создавались бы с учетом географических, экономических, национальных и иных особенностей, обладали широкими экономическими и политическими правами, самостоятельной системой управления (однопалатные областные сеймы, советы министров). Сохранялась в несколько измененном виде дореволюционная земская система.
Предлагаемой формой правления должна была стать парламентская республика, в которой главе исполнительной власти (канцлеру), судя по наличию института контрасигнатуры, отводилась определяющая роль. Канцлер и члены правительства ответственны перед Государственной Думой. Законодательная власть представлена двухпалатным парламентом: Государственной Думой, избираемой всем народом, и Государственным Советом, избираемым областными сеймами. Исполнительную власть, представленную министерствами, возглавляет ответственный перед нижней палатой канцлер.
Высшая судебная власть представлена Верховным уголовным и гражданским судом и Высшим административным судом.
Были и другие проекты, предлагаемые съездом Национального объединения (Париж, 1921 г.), Зарубежным съездом (там же, 1926 г.), Съездом хозяйственного восстановления России (Рейхенгалль, Бавария, 1921 г.), многочисленными программами политических партий, лидеры которых оказались в эмиграции.