Альтернативный взгляд на финансовую аналитику: стоимостная модель анализа
Если вы это понимаете - это уже устарело.
Постулат Биттона о положении дел в электронике
Финансовые консультанты и аналитики уже много лет пытаются трансформировать идеи ССП в "новые финансовые индикаторы". Цель построения "новых метрик" - учет значимости нефинансовых факторов успеха, отражение в финансовой оценке как материальных, так и нематериальных, неосязаемых ресурсов. Эти попытки демонстрируют активно разрабатываемые системы ключевых показателей деятельности (key performance indicators, KPIs), в которые включаются как традиционные (маржа операционной прибыли, темп роста выручки), так и относительно новые (удовлетворенность клиентов, текучесть кадров).
Метод расширения списка учитываемых активов
Один возможный путь реализовать в учете идеи ССП - дооценка активов, включение в их перечень не фиксируемых в стандартной финансовой отчетности значимых ресурсов, на базе которых компания часто зарабатывает большую часть прибыли. Финансовые аналитики вместо фиксируемых в стандартной финансовой отчетности нематериальных активов вводят понятие интеллектуального капитала, или активов интеллектуального капитала. Ресурсы, формирующие интеллектуальный капитал, имеют много общего с выделяемыми проекциями разработки стратегии и диагностики эффективности СПП. Многие компании, например шведская страховая группа "Скания", отражают в интеллектуальных ресурсах компании человеческий капитал (возможность привлекать, удерживать, растить компетентный персонал), клиентский (как особые навыки, компетенции работы с рынком, налаженные связи, узнаваемость компании, ее репутация), организационный и инновационный. Более подробно комментарии по этих элементам интеллектуального капитала даны в гл. 7.
Компании стараются построить методики финансовой оценки этих специфических ресурсов компании и суммировать их с материальными активами. Такая дооценка позволяет более адекватно понять, как высоко должна цениться инвесторами компания, как сильно вырос ее капитал с учетом прилагаемых усилий менеджмента. Компании включают дооценки в годовую отчетность компании, дополняют стандартные финансовые формы новыми отчетами об изменении величин капитала, активов и прибыли. Это путь, который активно развивается со стороны компаний.
Выстраивание финансовых показателей с привязкой к интегральной оценке получаемых инвесторами выгод
Путь внешних аналитиков, рыночных инвесторов состоит в попытке построить на новых принципах видение компании, ее интегральной оценки с позиции целесообразности инвестирования денег. Такая трактовка стала постепенно учитываться менеджерами компаний, которые все более активно включают в используемые механизмы управления "новые метрики". Самый яркий пример - увязка со стоимостными показателями, например капитализацией, величины денежного вознаграждения топ-менеджеров и ключевых сотрудников. Меняется и логика принятия инвестиционных и финансовых решений.
При построении финансовой модели анализа очень важна информационная база. Прежде всего возникает вопрос: достаточно ли информации финансового учета и отчетности для принятия решений по выбору направлений развития и оценки уже принятых инвестиционных, операционных, финансовых решений. Современный финансовый анализ компании утверждает, что стандарты финансового учета и отчетности недостаточны. Финансовые директора должны активно привлекать рыночную информацию (оценки инвесторов, кредиторов), а также совершенствовать управленческий учет. Цель корректировок стандартных форм, а также привлечения дополнительной информации состоит в отражении потенциальных возможностей будущего роста компании. Главный вопрос, на который хочет получить ответ финансовый директор, - достаточно ли активов (капитала), зарабатываемой доходности и денежных потоков для продолжения деятельности с сохранением и развитием конкурентных позиций.
Альтернативный бухгалтерскому взгляд на компанию - стоимостной, или инвестиционный. Этот взгляд в большей степени соответствует рыночным условиям внешней среды, которая характеризуется альтернативностью и риском. Бухгалтерская оценка - фиксация прошлого, ранее принятых решений. Стоимостная оценка компании отражает возможности получения доходов в будущем, это взгляд на будущие выгоды с позиции сегодняшнего дня, с учетом имеющихся альтернатив и рисков. Стоимостная оценка часто интерпретируется как инвестиционная, так как имитирует взгляд на компанию рыночных инвесторов, которые готовы вложить деньги только при условии понимания возможных выгод. Стоимостная оценка собственного капитала показывает, сколько сейчас инвесторы на рынке готовы заплатить за контроль над компанией (например, за ее акции), чтобы в будущем получать денежные потоки (остаточные, после погашения всех обязательств) от продолжения бизнеса.
Характеристиками бухгалтерской модели являются:
■ сбор информации и представление ее по стандартам бухгалтерского учета (с бухгалтерским видением капитала, текущих и инвестиционных затрат);
■ анализ риска в терминах "изменение выручки - изменение прибыли - изменение активов по балансу";
■ отражение только фактически имевших место издержек, игнорирование упущенной выгоды, связанной с использованием различных ресурсов;
■ построение финансовых прогнозов и планов "от достигнутого", без сценарного рассмотрения и учета возможности "переиграть" ранее принятые решения.
Стоимостную модель можно трактовать как инвестиционный, или рыночный, взгляд на компанию, так как в первую очередь внимание концентрируется на инвестиционных качествах денег, высокой неопределенности будущих результатов и постоянно возникающих новых возможностях (технологических, маркетинговых, управленческих, финансовых).
Практика функционирования успешных компаний доказала необходимость иного взгляда на компанию, главным фактором в котором является управленческая гибкость, возможность подстраивания к изменяющемуся внешнему миру. Но для реализации этого нового взгляда нужны иные измерители, выходящие за рамки бухгалтерских стандартов и увязанные с финансовым рынком. Алгоритмы принятия решений также требуют корректировок. Соответственно необходимы и новые мотивационные механизмы, построенные па новых измерителях результата и обязывающие встраивать в оценку управленческую гибкость.
Бухгалтерский (учетный) и стоимостной (или иногда трактуемый в литературе как экономический или инвестиционный) взгляды на компанию существенно различаются: используют различную терминологию, ориентируются на разные критерии успеха, фиксируют различные показатели и несут собственное видение происходящих в компании изменений. Как результат - они обладают определенными преимуществами и недостатками.
Бухгалтерская модель ориентирована в первую очередь на диагностику сбалансированности ресурсов и капитала, потоков разных направлений деятельности, поэтому даст прекрасную возможность финансового контроля над текущими операциями. В компаниях, где акцент в финансовой работе делается на финансовый контроль и учет, бухгалтерская модель приемлема. Бухгалтерская модель также дает возможности для решения вопросов краткосрочного выбора. Проблемы управления возникают при попытке перенести методологию бухгалтерской модели для решения стратегических задач, когда важен выбор между стратегическими альтернативами, эффекты от решений носят долгосрочный характер, требуется оценить высокорискованные операции.
Стоимостная модель ориентирована на потребность собственников бизнеса в определенный момент развития "обналичить" вложенные усилия или, как говорят на профессиональном сленге, "откэшить бизнес". Эта модель позволяет все время рассматривать бизнес с позиции его ликвидности на инвестиционном рынке как объект вложений и получения дохода. Более подробно модель изложена в подразд. 2.5.