Альпинизм и спортивный туризм как спорт и отдых

Спорт как способ развлечения и досуга идет рука об руку с туризмом. Викторианская Англия XIX в. стала родиной многих видов спорта, которые сейчас являются основой и событийного, и спортивно-оздоровительного туризма. В конце XVIII в. игра в крикет, распространенная прежде среди мясников, сапожников и медников, завоевала сердца аристократов и даже духовенства. Поскольку команды состояли из людей разных социальных слоев, соревнования по крикету собирали множество зрителей, стирая социальные грани. В XIX в. англичане освоили бокс, теннис, гольф и привили к ним интерес в других странах. В викторианскую эпоху сложился своего рода кодекс playtime, который требовал от каждого джентльмена серьезных спортивных занятий на открытом воздухе. Ценность здоровья диктовала внимание к инфраструктуре спортивного досуга и спортивно-оздоровительной мотивации путешествий.

Британцы стали также родоначальниками альпинизма, избрав для этого уже освоенную Европу. Английские путешественники в 1786 г. организовали на высочайшую гору Европы Монблан первую массовую экскурсию, которая сопровождалась рекламной кампанией. Туристское движение любителей горных восхождений впервые оформилось как объединение, когда в 1857 г. в Лондоне возник Английский альпийский клуб. Английские альпинисты к этому времени имели в своем арсенале большой опыт покорения горных вершин в Альпах, Гималаях, Андах, на Кавказе.

Англичане также впервые освоили зимний сезон в Альпах в 1864 г. и стали родоначальниками зимнего альпинизма. Говорят, что хозяин одной из альпийских гостиниц пригласил покидавших осенью Альпы туристов вернуться сюда зимой. Он обещал интересный отдых и предлагал вернуть все деньги за проживание, если гостям не понравится зимой в горах. Путешественникам из Англии так понравился новый горный сезон, что альпинизм обогатился зимними видами спорта, в первую очередь, скоростным спуском на лыжах с горных склонов. Да и сами горные лыжи были изобретены в Англии углекопами. Дело в том, что Англия в XIX в. была главной угледобывающей страной. Многочисленные угольные шахты и поселки окружались высокими холмами отработанной породы. В качестве развлечения английские шахтеры спускались по крутым склонам этих искусственных холмов на деревянных лыжах. Превращение этого плебейского развлечения в элитный вид спорта в Альпах произошло в 1890-х гг.

Вслед за организацией альпинистов в Англии один за другим возникали подобные объединения в других европейских странах. В 1862 г. образовался Австрийский альпийский клуб и клуб в Турине, в 1863 – Швейцарский и Итальянский альпийские клубы, затем в 1874 г. Французский альпийский клуб. В конце XIX в. общее количество членов альпийских клубов насчитывало уже 120 тыс. человек.

Зимний горнолыжный отдых принял организованные формы уже в конце XIX – начале XX в. Это было связано в том числе с возобновлением Олимпийских игр в 1896 г. В 1905 г. возник английский спортивный клуб в Альпах на базе отеля Адельбоден, где начала свою работу школа для горнолыжников. К освоению зимнего горнолыжного спорта в качестве нового направления горного туризма вскоре подключились Австрия, Германия, Швейцария. Строительство альпийского тоннеля под перевалом Сен-Готард в 1882 г. фактически объединяло весь альпийский регион для спортивного отдыха. В том же году возникло общество владельцев отелей в Швейцарии, что позволило установить стандарты сервиса для спортивного туризма.

Серьезный импульс возникновению спортивного туризма и туризма с применением технических средств дало возрождение в конце XIX в. Олимпийских игр. Всеобщее увлечение спортом повысило интерес и к техническим новинкам в области средств передвижения. В начале XX в. массовое распространение получили велосипед и автомобиль. Возникла общественная мода на мужественных авиаторов, смелых автомобилистов, отважных велосипедистов. Обладатели новых средств передвижения подчеркивали свою мужественность и романтичность особыми деталями одежды: облегающие шапки, спортивные брюки, "очки-консервы". Велосипедный спорт изменил даже женский костюм, настойчиво предлагая специальные юбки с разрезом и широкие брюки для езды на велосипеде.

Технические виды спорта и туризма требовали определенной подготовки и солидарности их поклонников. Основной формой самоорганизации таких туристов стали клубы по интересам. В конце XIX – начале XX в. повсеместно возникали клубы альпинистов, велосипедистов, любителей автомобильных путешествий. Первый клуб велосипедистов возник в Великобритании в 1878 г. и занимался популяризацией "отдыха на колесах", организовывал прогулки по живописным окрестностям городов. Издавались специальные журналы, проводились съезды, соревнования и дружеские встречи. Туристский клуб велосипедистов в Великобритании вдохновил людей на организацию таких же клубов в других странах Европы: Франции, Германии, России. Опять-таки в Британии произошло первое событие, ознаменовавшее существенное уменьшение мира в глазах путешественника. В июле 1896 г. человек, которого звали Джон

Фостер Фрейзер, и его два близких друга, С. Эдвард Лани и Ф. X. Лоуи отправились из родной Британии в кругосветное путешествие на велосипедах. Они преодолели примерно 31 тыс. км за два года и два месяца, проехав через 17 стран на трех континентах. Путешественник в 1899 г. издал собственную книгу под названием "Вокруг света на велосипеде" (John Foster Fraser "Round the World on a Wheel"). За Фрейзером и его друзьями последовали столь же предприимчивые и отважные велосипедисты-туристы, что ознаменовало начало эры велотуризма в Европе (рис. 6.1).

Рис. 6.1. Открытки начала XX в., рекламирующие велосипедные прогулки

Велотуризм, начавший набирать популярность в Европе, не заставил себя ждать и по ту сторону океана, в США. В мае 1880 г. в американском городе Ньюпорт штата Род-Айленд па восточном побережье страны был основан клуб, носивший название "Лига американских велосипедистов". Данная организация сразу приступила к организации велотуров и проведению велогонок, рекламируя новый вид туризма. К 1898 г. в американском клубе насчитывалось более 100 тыс. членов, что позволяет оценить масштабы и темпы распространения велотуризма в США. Популярность велотуризма взлетела в 1920-е и 1930-е гг., когда велосипед был во многом усовершенствован. Важным был и социальный фактор, поскольку уменьшение продолжительности рабочей недели во всех странах Европы оставляло больше свободного времени для занятий спортом и туризмом.

В связи с распространением использования велосипедов перед производителями стояла нелегкая задача в приспособлении этого транспорта сразу ко всем его предназначениям как внутри города, так и вне его, как для коротких поездок, так и для настоящих путешествий. Поскольку в Англии и Франции почти в каждом городе были конструкторы велосипедов, их форма и удобство совершенствовались очень быстро. Велосипед в течение XX в. достиг оптимального уровня по обоим показателям, и даже в наши дни в нем не происходит кардинальных перемен. Велотуризм, испытав бурный взлет в начале XX в., по своей сути мало изменился. Он по-прежнему демонстрирует гибкость выбора, давая возможность как простого и удобного передвижения на небольшие расстояния, так и использования велосипеда на дальние расстояния в туристических, а также в спортивных целях. Велотуризм остается доступным для масс, полезным, увлекательным и разнообразным видом туризма. Велосипед, ездок и отдаленная точка на горизонте – это все необходимое для того, чтобы отправиться в путь, как это было и 150 лет назад.

Аналогичным образом, но уже целиком в XX в., проходило освоение автомобиля в качестве туристского снаряжения и формирование автотуризма.