Аллегорические изображения в программе классицизма (1780-е годы)
В 1780-е гг. Д. Г. Левицкий много работает над портретами репрезентативными. Среди главных моделей здесь была сама императрица, которую художник изображал неоднократно на протяжении 30 лет, начиная с триумфальных ворот 1762 г., над живописью которых он трудился еще вместе с учителем. Левицкий изобразил Екатерину в "красной русской одежде" (ок. 1770; местонахождение неизвестно); писал государыню по заказу шпалерной мануфактуры; на остров Мальту, по личному заказу вельмож; делал копии с портретов иностранных мастеров и т.д. Но наиболее знаменитым по праву считается ее изображение в образе законодательницы – "Екатерина II в храме богини Правосудия" (1783, ГРМ), повторенное несколько раз самим автором и другими художниками и описанное Г. Р. Державиным в оде "Видение Мурзы".
В портрете, написанном по программе Н. А. Львова, императрица представлена "первой гражданкой Отечества", служительницей законов. В реальной жизни в те годы передовые люди видели в ней идеальное воплощение образа просвещенного монарха, призванного мудро управлять державой. Аллегорический язык портрета – дань классицизму: Екатерина указывает на алтарь, где курятся маки, символ сна и покоя (читай: ей чужд сон и покой и она без остатка кладет себя на алтарь служения Отечеству), над нею – статуя Правосудия, у ног – орел, символ мудрости и боже ственной власти, в проеме колонн – корабль как символ морской державы.
В "Собеседнике любителей российского слова" (том 4 за 1783 г.) поэт И. Ф. Богданович откликнулся на портрет стихами, и художник вскоре написал ответ, напечатанный там же, раскрыв ОГЛАВЛЕНИЕ произведения: "Средина картины представляет внутренность храма богини Правосудия, пред которою, в виде Законодательницы, Ея Императорское Величество, сжигая на алтаре маковые цветы, жертвует драгоценным своим покоем для общего покоя. Вместо обыкновенной императорской короны увенчана она лавровым венцом, украшающим гражданскую корону, возложенную на главе ея. Знаки ордена Св. Владимира изображают отличность знаменитую за понесенные для пользы Отечества труды, коих лежащия у ног Законодательницы книги свидетельствуют истину. Победоносный орел покоится на законах и вооруженный перуном страж рачит о целости оных. Вдали видно открытое море, а на развевающемся российском флаге изображенный на военном щите Меркуриев жезл означает защищенную торговлю" (цит. по: Собеседник любителей российского слова... СПб., 1783. Т. 6. С. 17).
Композиция картины не нова, она была разработана еще в Западной Европе в XVI–XVII вв., позднее была развита Г. Риго, Н. Ларжильером, Л. Токе, а в России – прежде всего учителем Левицкого А. П. Антроповым (портреты Елизаветы Петровны, Петра III, Екатерины II). Интенсивность цвета в "Екатерине-законодательнице" с преобладанием холодных локальных тонов, скульптурность форм, подчеркнутая пластичность, четкое деление на планы, определенная сухость и рациональность письма – все это черты зрелого классицизма.
Д. Г. Левицкий. Екатерина II в храме богини Правосудия. 1783, ГРМ
Годом раньше в той же изобразительной системе и близко по стилю Левицкий написал портрет Александра Дмитриевича Ланского (1782, ГРМ). Недолгий фаворит императрицы 22-летний Ланской изображен в мундире генерал-майора инженерных войск с орденом Станислава на шее и орденом Белого орла. Простой смоленский дворянин, он начинал карьеру даже не гвардейским, а армейским офицером. В 1779 г. он уже адъютант Г. А. Потемкина, затем флигель-адъютант, с 1780 г. – камергер, генерал-майор, шеф Смоленского драгунского полка. Осыпанный орденами и прочими милостями императрицы, Ланской не стремился "влезать" в государственные дела, – об этом свидетельствуют все, кто о нем пишет (однако именно он был прямо причастен к преждевременному отъезду Э. М. Фальконе из России, о чем говорилось выше). Все признают, что "случай" не сделал его надутым и высокомерным. Если верить современникам, он много учился, занимался самообразованием, изучал историю и литературу, коллекционировал произведения искусства. Особой его страстью были камеи, и Екатерина в письме к своему конфиденту Гримму, обращаясь с просьбой о приобретении одного из таких произведений, со свойственной ей немецкой сентиментальностью писала, что Александр Дмитриевич от счастья "будет прыгать, как коза", а глаза сто и без того прекрасные будут "сиять, как звезды".
Портрет был написан по личному заказу императрицы и исполнен по типу обычных репрезентативных европейских портретов. Ланской стоит у скульптурного бюста Екатерины, фон – колонна и драпировка, традиционный проем в небо. Цвета одежды – красный, голубой, белый, золото – приведены в единство общим зеленовато-оливковым тоном. Но лицо совершенно невыразительно, кукольно: общее впечатление холодности свидетельствует о том, что Левицкого модель не затрагивала, не волновала. Заметим кстати, что Николай I выбросил портрет из собрания Эрмитажа, как напоминание о позорном эпизоде в жизни бабки: Екатерине было пятьдесят с лишним, когда возник этот "случай". Портрет оказался в семье родственников Ланского, а после вновь попал is дворцовую коллекцию, в музей императора Александра III.