Войны коренятся в самой природе человека

Конечно, войны порождаются вполне осязаемыми материальными, экономическими, социальными, династическими, религиозными и иными факторами. Однако история предоставляет множество примеров, демонстрирующих, что устранение этих и подобных факторов не всегда приводило к устранению войн из жизни стран и народов.

С древнейших времен мыслители в поисках глубинных причин, определяющих поведение человека и человеческих сообществ, особенно разного рода социальные и политические катаклизмы, войны и революции, неизменно обращали свой взор на природу самого человека. И действительно, любая война развязывается и ведется не богами или демонами, а обыкновенными людьми и чтобы понять ее природу необходимо выяснить, какие именно человеческие качества ее вызывают.

Эта проблема более подробно была рассмотрена в гл. 12. Здесь целесообразно концентрировать внимание лишь на тех аспектах человеческой природы, которые служат побудительными мотивами агрессивного поведения людей, крайним проявлением которых и являются войны и разного рода вооруженные конфликты.

Абстрагируясь от многочисленных высказываний древних мыслителей но данному вопросу, отметим здесь лишь то, что уже блаж. Августин утверждал, что причины войн коренятся в греховной природе человека, в его первородном грехе и желании бога покарать людей за их грехи. На этой основе сформировался провиденциалистский подход, согласно которому война находит свое оправдание во вмешательстве Бога или Провидения.

Известный французский проповедник и богослов XVII в., писатель Ж. Б. Боссюэ, например, утверждал, что "именно Бог создает воинов и завоевателей". Особенно интересны в данном смысле рассуждения Ж. де Мэстра, который считал, что война есть ни меньше, ни больше как закон самого мироздания. Это результат "предопределенной страсти", которой наделены все живые существа со времени их творения: растения, животные и прежде всего люди, которые убивают не только, чтобы питаться, одеваться, но и просто ради того, чтобы убивать.

Самое главное, считал де Мэстр, состоит в том, что война приходит тогда, когда вопиющая несправедливость народов "взывает к мщению бога". Этот последний аргумент не только объясняет священный характер войны, но и оправдывает ее. По божественному предписанию народ возрождается через войну, которая играет такую же роль, какую для дерева играет подрезка.

И. Кант не без оснований говорил, что история в целом никоим образом не свидетельствует о человеческой мудрости, скорее она летопись человеческого несовершенства, безумия, тщеславия и порока. По-видимому не лишены основания аргументы и доводы тех авторов, которые считают присущие человеку от рождения злое начало, иррациональные и разрушительные побуждения, гордость, тщеславие и корыстолюбие не последними по значимости мотивирующими факторами общественно-исторического развития, важным компонентом которого являются войны.

Движение истории, подчеркивал Гегель, осуществляет ее "дурная сторона", "порочное начало" – неповиновение. Неповиновение, непокорность и мятеж, наряду с другими факторами, стали немаловажным стимулом общественно- исторического прогресса.

Агрессивные побуждения связаны с такими человеческими качествами как честолюбие, устремленность к активному действию, ориентация на успех, которые могут мотивировать как разрушительные, так и созидательные деяния людей.

Сам импульс к выходу человека из мира животных и стадного состояния, по-видимому, первоначально родился в головах наиболее продвинутых в своем развитии – как в физическом, так и в особенности интеллектуальном плане – особей. Не исключено, что для "очеловечивания" основной массы сородичей они прибегали не только к уговорам и методам убеждения, но и к насильственным методам, которые в совокупности способствовали постоянной трансформации человека. Как выше указывалось, первые табу коренились в запретах на те или иные действия.

По-видимому уже к тому времени восходит разделение людей на наиболее и наименее приспособленных к жизни, на тех, для кого свобода, говоря современным языком, составляла "наивысшую ценность" и тех, для которых была характерна склонность к "бегству от свободы". Вечной неизбежной спутницей свободы является стремление быть лучше и выше других, подчинить своей воле этих последних, воля к господству над другими или, как сказал бы Ф. Ницше, воля к власти.

Интересно, что в "Генеалогии морали" Ницше связывал латинское слово bellum, означающее войну, со словом duellum, означающим дуэль, которое, в свою очередь, выводится из слова duonus, являющегося архаической формой слова bonus, т.е. благо. Отсюда, утверждал Ницше, bonus стало означать человека дуэли, спора (duo), войны.

Можно согласиться или не согласиться с этим рассуждением, но представляется очевидным тот факт, что принцип столкновения двух равновеликих воль уже составляет зародыш борьбы или войны. Первое отношение между людьми, которое родилось в результате войны, это отношение между поработителем и порабощенным, господином и рабом.

При всем сказанном было бы просто абсурдом сводить все причины войн к одной лишь человеческой агрессивности. Конечно, война представляет собой социокультурный и социально-психологический феномен. Она есть неизбежный результат самого жизнеустройства и жизненного уклада людей.

Поэтому, чтобы правильно понять сущность войны и найти соответствующие пути и средства ее предотвращения необходимо брать во внимание как все атрибуты природы человека, так и весь комплекс социальных, социокультурных, экономических, территориально-географических, политических и иных факторов существования человеческих сообществ.