Алексей Константинович Толстой (1817–1875)

Синтетическая личность – поэт, романист, сатирик, драматург. Как лирический поэт Алексей Толстой известен нам такими стихами: "Колокольчики мои, цветики степные!", "Средь шумного бала, случайно...". Последнее стихотворение, ставшее знаменитым романсом, обращено к его жене, Софье Андреевне Бахметьевой, с которой он прожил долгую и счастливую жизнь.

В соответствии с традиционным христианским взглядом на мир Алексей Толстой в основе всего видит любовь: "В одну любовь мы все сольемся вскоре". Здесь любовь имеет не психологическое, а онтологическое значение, а стало быть, вполне может соотноситься с благоговением перед жизнью. Любовь выступает как условие гармонии человека с природой.

В сатирическом образе истории России в стихотворении "История государства Российского от Гостомысла до Тимашева" с рефреном: "Земля ж у нас богата, Порядка в ней лишь нет", Алексей Толстой предвосхитил "Историю одного города" Μ. Е. Салтыкова-Щедрина.

Вместе со своими родственниками братьями Жемчужниковыми А. К. Толстой создал образ незабвенного Козьмы Пруткова. Как серьезный драматург написал трилогию по материалам русской средневековой истории, до сих пор не сходящую со сцены. Его перу принадлежат исторический роман "Князь Серебряный" и другие прозаические произведения.

Рядом с этой плеядой стоит и знаменитый русский баснописец И. А. Крылов, продолживший традиции как великих иностранных баснописцев, начиная с древнегреческого автора Эзопа, так и традиции представителей русской поэтической школы XVIII в., например И. И. Дмитриева (1760-1837) и др.

Иван Андреевич Крылов (1769–1844)

Он начал как публицист, сотрудничая в сатирических журналах, но по-настоящему нашел себя в древнейшем жанре басни, известном с античных времен и снова вошедшем в моду в Новое время. То, что некоторые басни Крылова являются вольными переводами произведений Эзопа и Лафонтена, дало основания считать его подражателем. Но большинство басен Крылова оригинальны и созданы на русской тематике.

Начав писать басни довольно поздно, в 36 лет, Крылов к концу жизни приобрел всеобщую славу и признание. А. С. Пушкин почитал его "представителем духа русского народа", "самым народным нашим поэтом". Н. В. Гоголь назвал собрание басен Крылова "книгой мудрости самого народа". Мораль многих его басен, выраженная в конце произведения, вошла в разряд пословиц и афоризмов: "А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь", "Да только воз и ныне там", "Слона-то я и не приметил", "Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться". Некоторые названия стали крылатыми: "демьянова уха", "свинья под дубом" и т.д. Продолжая традиции народной демократической сатиры XVII в., И. А. Крылов в то же время был одним из зачинателей русского реализма, пришедшего на смену романтизму.

Во второй половине XIX в. подлинным глашатаем передовой русской интеллигенции выступил гениальный поэт и редактор журналов "Современник" и "Отечественные записки" Н. А. Некрасов.

Николай Алексеевич Некрасов (1821–1878)

Сын небогатого дворянина, приехав в молодости в Петербург, он разделил судьбу многих писателей-разночинцев. Некрасов проклял дворянский мир, "где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста, текла среди пиров, бессмысленного чванства, разврата грязного и мелкого тиранства" ("Родина"). Однако он не принял и новый пореформенный мир, став "печальником народного горя".

В Некрасове видят синтез двух типов 1850–1860-х гг. – кающегося дворянина с его "уязвленной совестью" и разночинца с его "возмущенной честью". Значение Некрасова в том, что он наиболее полно выразил дух интеллигенции XIX в., как в XVIII в. это сделал А. Н. Радищев. Но если во времена Радищева интеллигенция только зарождалась и на его призыв мало кто откликнулся, то за Некрасовым потянулись широкие слои разночинной интеллигенции. Издаваемый Некрасовым журнал "Современник" стал самым читаемым в России. Около него сформировался кружок критиков, которые стали властителями дум молодого поколения, – Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов и примыкавший к ним по духу, но печатавшийся в других журналах Д. С. Писарев.

Одним из наиболее известных в русской поэзии остается некрасовский вопрос из стихотворения "Размышления у парадного подъезда":

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Все, что мог, ты уже совершил:

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?..

Этот вопрос в школьных учебниках литературы советского периода называли риторическим. Однако он стоит во всей своей сложности до сих пор.

Освобождение крестьян, казалось, сделало Некрасова сдержанным оптимистом:

Да не робей за отчизну любезную...

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную –

Вынесет все, что господь ни пошлет!

Вынесет все – и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Жаль только жить в эту пору прекрасную

Уж не придется ни мне, ни тебе.

Есть и другой вопрос Некрасова, который часто повторяется вплоть до наших дней: "Кому на Руси жить хорошо?"

Исполнение гражданских обязанностей Некрасов ставил выше творчества: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан". Он воспел ту интеллигенцию, которая жертвенно служила народу:

За убежденье, за любовь...

Иди, и гибни безупречно.

Умрешь не даром, дело прочно,

Когда под ним струится кровь...

Образцом такого интеллигента для Некрасова был Н. А. Добролюбов, памяти которого посвящены следующие строки:

Учил ты жить для славы, для свободы,

Но более учил ты умирать...

Ты жажде сердца не дал утоленья;

Как женщину, ты родину любил...

К высшим достижениям поэта относятся произведения, которые становятся народными. Некрасову здесь повезло, пожалуй, больше, чем другим: "Тройка" ("Что ты жадно глядишь на дорогу..."), "Коробейники" ("Эх, полным-полна моя коробочка...").

В конце жизни Некрасов так писал о своей Музе:

Не русский – взглянет без любви

На эту бледную, в крови,

Кнутом иссеченную Музу...

К разночинной интеллигенции принадлежал и классик украинской поэзии Тарас Шевченко.