Лекция 18. Александр Солженицын (1918-2008)

После изучения главы студент должен:

знать

• основные вехи жизненного и творческого пути А. И. Солженицына;

• основные особенности художественного мира А. И. Солженицына;

• идейно-художественное своеобразие рассказа "Матренин двор" и романа "В круге первом";

• принципы и особенности пространственно-временной и нарративной организации произведений А. И. Солженицына;

• основные способы актуализации художественного слова в прозе А. И. Солженицына;

уметь

определить место творчества А. И. Солженицына в контексте русской литературы;

• проследить связь творчества А. И. Солженицына с традициями древнерусского искусства; сопоставить рассказ "Матренин двор" с произведениями житийного жанра;

• объяснить, какую роль играет многозначная (в том числе далевская, диалектная, окказиональная) лексика в создании объемной картины мира рассказа "Матренин двор";

• объяснить, почему в рассказе "Матренин двор" автор избирает форму повествования от первого лица и доверяет ведение повествования учителю Игнатичу;

• сравнить Матрену Васильевну Григорьеву с типологически близкими ей героинями русской литературы XIX и XX вв.;

• объяснить, какую роль в романе "В круге первом" играют философские и литературные реминисценции;

• определить, насколько совпадают представления А. И. Солженицына о полифонизме с концепцией Μ. М. Бахтина;

владеть

• понятийным аппаратом классического литературоведения;

• ключевыми понятиями нарратологии;

• навыками сопоставительного анализа произведений А. И. Солженицына с предшествующими явлениями культуры (средневековая иконопись, жития, "Божественная комедия" Данте, "Живые мощи" И. С. Тургенева и т.д.);

• навыками анализа пространственно-временной структуры произведений.

А. И. Солженицын – одна из ключевых фигур в русской литературе второй половины XX в. Масштаб личности и творчества, глобальность художественных и духовных прозрений писателя, воплотившего в своих произведениях трагический разлом русской национальной жизни, сформировали представление о нем как о явлении эпохальном, в определенной степени знаковом. В эпоху тотального релятивизма и разрушения всех прежних опор и скреп – философских, этических, духовных, эстетических – Солженицын, основываясь на принципах Истины, Добра, Красоты, попытался заново собрать, казалось бы, уже распавшийся на осколки мир. Своим творчеством он соединил разорванные связи между прошлым и настоящим, между великой русской классикой и современным искусством; он сделал попытку восстановить в правах традиции тысячелетней христианской культуры, вечные этические и эстетические ценности.

Творческая биография А. И. Солженицына

Александр Исаевич Солженицын родился в Кисловодске в обеспеченной и образованной крестьянской семье. Воспитывала будущего писателя мать (отец был ранен на охоте и умер за шесть месяцев до рождения сына). Сначала судьбе, а потом (в еще большей степени) самому писателю было угодно распорядиться так, чтобы жизнь Солженицына сложилась как житие пророка, святого, во многом напоминая житие основоположника русского раскола протопопа Аввакума, одного из самых любимых Солженицыным персонажей русской истории.

Как и положено житию, биография писателя уже в детстве соединила в себе необычные события с повседневными мирскими делами. На всю жизнь отложились в памяти Солженицына посещения с матерью церковных служб. Запомнились ему и длинные очереди женщин к тюрьмам НКВД в Ростове-на-Дону, где с 1924 г. жили Солженицыны. В то же время юноша вступил в комсомол; вел активную общественную жизнь; играл в спектаклях; учился сразу в двух вузах – в Ростовском университете на физмате и заочно в легендарном МИФЛИ (Московском институте философии, литературы и истории); мечтал стать писателем. Позднее Солженицын скажет, что мог бы стать таким, как многие советские писатели: аллилуйщиком, певцом революции и социалистического гуманизма.

Но опять-таки, будто по законам жития, судьба послала ему два испытания. Сначала была война: 18 октября 1941 г. Солженицына призвали в армию. С конца 1942 г. после окончания артиллерийского училища он находился на фронте, прошел путь от Орла до Восточной Пруссии, был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени и орденом Красной Звезды. Но именно в это время он начинает задумываться об искажении Сталиным революционных идеалов, об "общественной несправедливости", "экономической неустроенности", "неправильном освещении современной истории" (из писем военного времени). Напряженная духовная и интеллектуальная жизнь, раздумья об истории революции и современности приводят к сомнениям, которые капитан Солженицын наивно доверяет почте, делясь ими с другом.

В феврале 1945 г. обоих арестовали. Солженицын получил восемь лет исправительно-трудовых лагерей, пять из которых провел в Подмосковье и Москве, а последние три – в Азии. Судьба распорядилась так, чтобы он не только увидел все круги тюремно-лагерного ада, но и стал свидетелем восстания заключенных в Экибастузе в 1952 г. Сосланный на вечное поселение в Казахстан и уже написавший в уме, в памяти несколько рассказов, поэм, пьес, замысливший огромный труд об истории России, Солженицын вскоре узнает о том, что смертельно болен раком и что жить ему осталось несколько недель.

И вновь, как в житии, происходит чудо: рак отступает. Солженицын видит в том Божий Промысел: дать отсрочку, чтобы писатель мог рассказать за всех погибших о страданиях русского народа после 1917 г. Поборником и подвижником Божьим называет себя писатель: "Я – не я, и моя литературная судьба – не моя, а всех тех миллионов, кто не доцарапал, не дошептал, не дохрипел своей тюремной судьбы, своих лагерных открытий". Так рождаются из-под пера Солженицына и чудом пробиваются к читателю "Один день Ивана Денисовича" (1959), "В круге первом" (1955–1968), "Архипелаг ГУЛАГ" (1958–1968, 1979). Параллельно с книгами о ГУЛАГе Солженицын создает ряд произведений о смысле бытия, о человеческой ответственности, о добре и зле ("Матренин двор", 1959; "Случай на станции Кочетовка", 1962), о жизни и смерти ("Раковый корпус", 1963–1967). Лишь немногие из названных произведений появились в советской печати. Большинство текстов публиковалось на Западе, а в СССР они передавались от человека к человеку, отпечатанные на машинках или даже просто переписанные от руки. Их читали тайком, чаще всего ночами, так как утром надо было вернуть заветную книгу или передать ее следующему читателю.

Все это не могло не раздражать власти. В 1969 г. Солженицына исключили из Союза писателей. Наиболее злобный характер травля писателя приобрела, когда ему присудили Нобелевскую премию (1970). Публикация "Архипелага ГУЛАГа" за границей (декабрь 1973) привела к насильственной высылке писателя из страны в феврале 1974 г.

После непродолжительных скитаний по Европе Солженицын обосновывается в штате Вермонт (США), сама природа которого близка русской, и приступает к осуществлению своего давнего грандиозного замысла: создает историческую эпопею о России между августом 1914 и апрелем 1917 г. Писатель отказывает себе в отдыхе, развлечениях, ведет аскетический, затворнический образ жизни, работает без выходных по 10–12 часов в сутки. Результатом такого многолетнего труда стала многотомная эпопея "Красное Колесо". В повествовании о предреволюционных годах и о революции 1917 г. Солженицын ищет ответ на вопрос о том, почему Россия проделала свой скорбный путь в последующие 70 лет.

В Советском Союзе и позже в Вермонте написаны многие публицистически-пастырские статьи Солженицына. С неукротимостью пророка, с суровостью почти монашеской призывает писатель "Жить не по лжи!" (1974), а но совести; утверждает "Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни" (1973); пишет, что религия должна вернуть народу духовность. Его максимализм не знает предела. В западной цивилизации, поддерживавшей его в борьбе за права человека, Солженицын разглядел серьезный духовный кризис. В "Гарвардской речи" (1978) он пишет о признаках этого кризиса с негодованием не меньшим, чем вызвали у него отечественный либерализм и словоблудие (об этом – его статья "Образованщина", 1974). Певец русского человека, русского народа, русской государственности, он тем не менее призвал отказаться от, по его мнению, колонизированных русскими азиатских территорий и сосредоточиться на развитии Севера и Сибири ("Как нам обустроить Россию?", 1990).

Насильственно изгнанный из страны, он резко отрицательно отозвался о современных ему добровольных эмигрантах, считая, что место русского человека – на родине. Революционным путям изменения общественной жизни он противопоставил эволюцию, решающим фактором которой объявил не личную свободу, а духовную общность людей. Задолго до национальных и прочих междоусобиц, поразивших бывший СССР, писатель предсказывал возможность повторения Февраля 1917 г. в еще более опасном, чем тогда, варианте. Другое дело – и это тоже характерно для судьбы пророка – к голосу писателя не прислушались.

Солженицына часто критиковали и критикуют и "справа", и "слева", ибо он не с "демократами" и не с "патриотами". Он – с Россией, где, по его убеждению, все люди должны слиться в общем деле обустройства Родины.

После возвращения в Россию в 1994 г. Солженицын пишет и публикует в журнале "Новый мир" "двучастные рассказы" и лирико-философские миниатюры – "Крохотки". Небольшая, "односуточная", повесть "Адлиг Швенкиттен" (1998) имеет автобиографический характер и посвящена событиям Великой Отечественной войны. Его перу принадлежит и ряд глубоких заметок "Из литературной коллекции" о творчестве русских писателей XX в. – А. Белого, Е. И. Замятина, Б. А. Пильняка и др. Огромный общественный резонанс вызвала книга "Россия в обвале" (1998), а также публикация в 2001–2002 гг. двухтомного исторического исследования "Двести лет вместе" (1990– 1993), посвященного истории русско-еврейских взаимоотношений.