Лекция 9. АКВАПАРКИ, SPA-КУРОРТЫ
В нашем процветающем обществе, когда отношение к здоровью претерпело большие изменения, развивается культура, которая подчеркивает, как важно заботиться о своем здоровье. Оздоровительные центры появляются как грибы повсюду. Это может быть и отель с клиникой красоты, бассейн, сауна и все виды специальных процедур для заботы о себе. Это западный подход в понимании себя.
Мы все еще воспринимаем массаж как один из полезных способов заботы о себе. В больнице все находятся в одинаковых палатах, с одинаковыми кроватями и одинаковым освещением с учетом семьи и детей, и все сконцентрировано вокруг технологии, которая помогает выздороветь. Это огромная область для улучшения и для того, чтобы сделать настоящий шаг для улучшения своего здоровья. Сегодня это все организовано формально, т. к. в большинстве своем ориентировано на результат, а не на посетителей.
В Америке мы можем увидеть первые попытки применения экономики ощущений и здесь. The East Jefferson Hospital относится к своим пациентам как гостям. Атмосфера гостеприимства поддерживается во всем и с точки зрения функциональности. Существуют нормы поведения персонала "на сцене" и "не на сцене" (термин Диснея) с использованием кода профессиональной группы. Каждый носит бейдж с именем и фамилией и должностью. Персонал проходит курсы гостеприимства в Университете Дисней.
Определенные результаты, указывающие на успех, снизились с 20 % до 11 %, но доля на местном рынке возросла с 31 % до 40 %. Слова управляющего "Спросите наших пациентов, чего они хотят, и убедитесь, что это у них есть" - стали корпоративным девизом.
Griffin Hospital's creed говорит "об изменении лица здравоохранения" и "создании новой среды, ориентированной на пациента". Комнаты оборудованы двуспальными кроватями. Вы и ваша вторая половина можете спать вместе в родильном отделении, там есть джакузи, и дети и семья могут приходить в любое время. Больница оборудована под вкус пациентов, а не с точки зрения эффективности ухода. За каждыми 4 комнатами закреплено по 1 медсестре. Можно
посмотреть историю своей болезни. Также есть большая библиотека с различной литературой о здоровье. Есть указатели, по которым пациентам легко ориентироваться.
Во многих странах забота о здоровье сконцентрирована на эффективности предлагаемых услуг. Скрытый посыл "мы заботимся не о вас, а об эффективности нашей системы" в Нидерландах, the Lairesse Apotheek, аптека в амстердамском Lairesseseraat, является примером аптеки, которая приоритетом ставит внимание к покупателям. Дизайн используется таким образом, чтобы это подчеркнуть. Владелец, Marjan Terpstra, имеет четкое представление о том, как сочетать гомеопатические средства с общепринятыми. С ее личной точки зрения - воспользовавшись советами из вне и вдохновением Бетонных архитекторов, она развила эту концепцию достаточно неординарно. Частично - из-за формы (полукруг), освещенности кабинетов, в котором готовят лекарство, и дополнительное освещение, эта аптека производит особое впечатления на посетителей. (DVD) The Lairesse Apotheek выиграла Голландский Дизайнерский Приз 2004, так же как и международный приз весной 2005 года, но он еще должен быть признан внутри этой сферы. Это великолепный пример того, как сенсорное впечатление стало функциональным, придерживаясь фармфилософии.
Оздоровительный отдых в СПА и веллнессцентрах - бизнес, ориентированный в будущее. Согласно статистике TUI AG (Touristik Union International), одного один из крупнейших в Европе туристических концернов, около 40 % граждан Германии интересуют оздоровительные туры. В Немецкой курортной ассоциации считают, что спрос на оздоровительные туры возрос в четыре раза к 2009 году. Такая тенденция прослеживается по всей Европе. Как считают в Европейской курортной ассоциации (ESPA), около 20 миллионов европейцев посещают курорт, по крайней мере, один раз в год. По данным НИИ рыночной экономики во Франкфурте, около трети туристов из Германии посещают СПА и веллнесс-центры Австрии, что дает австрийским курортам доход 17-19 миллиардов евро. В Австрии около 8 миллионов жителей и около 700 спа и веллнесс-отелей, которые приносят ежегодный доход более чем 1 миллиард евро. В Австрии отмечен ежегодный рост спроса туров в Спа-центры на 10 %, что составляет 10 % от числа всех иностранных туристов, а это 11 миллионов человек, ежегодно приезжающих на альпийские курорты за здоровьем.
В России "путешествия за здоровьем" (лечебно-оздоровительный туризм) становятся все более популярным среди широких слоев населения. Государственной статистики, учитывающей спрос на отдых с лечением на российских и зарубежных курортах, мы не нашли. По данным компании Аврора-Интур, одной из ведущих компаний в этом сегменте туристского рынка, в 2005 году спрос на оздоровительные туры увеличился на 25 % по сравнению с 2004 годом. Основными курортными направлениями для компании являются курорты Венгрии, Чехии, а также курорты России - Подмосковье, Средняя полоса России, Ка- минводы, Черноморское побережье и 50 % продаж по этим направлениям - оздоровительные туры.
Как сделать бренд узнаваемым, а услуги спа-центра востребованными в условиях динамичного развивающегося рынка и высокой конкурентности? Социологический портрет потенциального клиента спа-центра описал Артур Бобовницки (Словакия), старший консультант по менеджменту "Innovative Management Partner Consulting (IMP)" в своем докладе "Маркетинг в спа-индустрии - задачи, стратегии и методы". Он подчеркнул, что, несмотря на глобализацию туристского рынка, следует персонифицировать услуги и при стратегическом планировании учитывать возраст и национальные особенности потенциальных курортников. Доктор W. Edwards Deming, признанный авторитет в области менеджмента качества, утверждал: "Потребитель должен получить то, что он хочет, когда он этого хочет и в той форме, в какой он этого хочет. Но главное, к чему должна стремиться компания - это заставить потребителя восторгаться, предоставляя ему даже больше того, что он мог ожидать. Главный принцип модели Кано - добавить такую характеристику в туристский продукт, который сможет удивить клиента и заставит его восхищаться. Восхищенный клиент расскажет об этом восьми своим знакомым, а неудовлетворенный - шестнадцати (это уже данные американских исследований в области маркетинга). Источник: спа-туризм: проблемы и перспективы развития.
Визуальный мини-кейс: Термальные ванны в Бад-Рагаце
Архитектурная группа из Цюриха, Смоленики энд Партнер Архитектур (Smolenicky & Partner Architektur), завершила работы над строительством термальных ванн на швейцарском курорте Бад- Рагац; гладкие емкости с водой расположились в лесу из огромных деревянных колонн.
Рис. 1
Комплекс называется "Термальные ванны Тамина" (Tamina Thermal Baths), здесь гостям будет предложен закрытый бассейн, сауна, магазины и ресторан.
Всего в структуре высотой 20 метров встроено 115 колонн. Деревянная конструкция окрашена в белый цвет как снаружи, так и изнутри.
Использованы иллюстрации с сайта: wvvw.smolenicky-architektur.com.
Рис. 2. Курортный комплекс "Рогнер Бад Блюмау"