Лекция III. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В результате освоения темы студент должен:

знать

• суть основных понятий "традиция", "инновация", межсекторное взаимодействие;

уметь

• осуществлять инновационную деятельность в социальной сфере, оптимизировать ее сочетание с традиционной культурой личной и общественной жизни;

• применять на практике основные инновационные технологии социальной работы с учетом ментальности и традиций российского общества;

владеть

• способностью понимать и использовать в профессиональной и общественной деятельности современное сочетание инновационного и традиционного;

•методологией анализа взаимосвязей инноваций и традиций с развивающимися институтами гражданского общества.

Понятия "социальная инновация", "традиции"

Важной составной частью современной государственной социальной политики являются инновации, определяющие механизмы поддержки приоритетных инновационных социальных программ и проектов. Главными и острейшими проблемами в настоящее время являются повышение эффективности использования научных разработок и внедрение результатов прикладных исследований в деятельность учреждений и организаций социальной сферы.

Этимологически термин "традиция" означает "передачу". В отечественной словарной и энциклопедической литературе понятие традиции связывается с проблематикой общественного наследования. Так, в энциклопедии "Культурология. XX век" понятие традиции определяется как "социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Традиция включает в себя объекты социокультурного наследия (материальные и духовные ценности), процессы социокультурного наследования и способы этого наследования. В качестве традиции выступают определенные культурные образцы, институты, нормы, ценности, идеи, обычаи, обряды, стили и т.д. Традиции присутствуют во всех социальных и культурных системах и в известной мере являются необходимым условием их существования. Особенно широка их сфера в архаических и докапиталистических обществах. Традиции присущи самым разным областям культуры, хотя их удельный вес и значение в каждой из этих областей различны; наиболее важное место они занимают в религии".

Традиция конфигурирует такие элементы общественной реальности как наследование, преемственность, накопление, социальная регуляция, источники познания, формы познавательной активности, символическая деятельность, межличностная коммуникация. Этот подход, утверждающий традицию как универсальный феномен общественной реальности, лежит в русле отечественной философской традиции.

Традиции как передача ценностей от поколения к поколению представляют собой "коллективную память" общества и культуры. Они обеспечивают преемственность в развитии людей. На традициях в значительной степени основывается процесс социализации. Именно через традиции индивиды подключаются к групповой памяти, осваивая опыт прошлого, лучше ориентируются в настоящем. Традиции являются мощнейшим инструментом социализации.

В настоящее время ситуация в области духовно-нравственного состояния российского общества характеризуется сохранением и углублением отрицательных тенденций в сфере духовно-нравственного состояния населения, увеличением масштабов социальных и духовно-нравственных деформаций в среде молодого поколения, что является одной из наиболее значительных угроз национальной безопасности и будущему России.

Задача обеспечения поступательного развития российского общества и государства, основывающегося на собственных национальных интересах и традициях, сохраняющего свою национально-культурную идентичность, выдвигает в число приоритетных вопросов деятельности государства формирование и осуществление эффективной государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности молодежи на основе традиционных, прежде всего, семейных духовно-нравственных ценностей, присущих российской культуре.

На первый взгляд инновации являются как бы антиподом традиции. Понятие "инновация" часто смешивается с понятием "изобретение", обозначающим создание новой технической разработки или усовершенствование старой.

Особенность инновации в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, позволяет инноватору получить дополнительную ценность, и связана с внедрением. С этой точки зрения инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу.

Инновация – это результат инвестирования в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии, изделия, организационные формы существования социума, такие как образование, социальная работа, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т.д.) и последующий процесс их внедрения (производства), с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение жизни людей, качественное превосходство, креативность, прогресс).

Таким образом, инновации связаны с процессом: инвестиции – разработка – процесс внедрения – получение качественного улучшения.

Выделяют следующие виды инноваций:

• технологические;

• социальные (процессные);

• продуктовые;

• организационные;

• маркетинговые.

Социальная инноватика – современная отрасль научного знания, которая позволяет понять изменения, происходящие как в объекте, так и в субъекте социального управления. Сегодня процесс социального управления все в большей степени связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что специфическое ОГЛАВЛЕНИЕ инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Инновация возникает в результате использования результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и других сфер деятельности общества.

Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов использования требует разработки их классификации.

Социальные инновации направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

Формирование социальной инновационной культуры должно происходить целенаправленно, шаг за шагом на основе национальных традиций, определенных технологий, ориентированных на изменение, науку, укрепление коллективного духа, веры населения в собственные силы, развитие взаимопомощи. Важно подчеркнуть, что взаимодействие, основанное на традициях и инновациях, базирующееся на социальных технологиях, созданных общественными организациями заново или освоенными в России на основе изучения позитивного зарубежного опыта (хосписы, экологические экспертизы и гражданские действия по защите окружающей среды в форме судебных исков, специальные модели социализации детей-инвалидов, умственно отсталых детей, новые подходы к психологической реабилитации алкоголиков и наркоманов и к созданию оздоровительных программ, система гериатрической реабилитации на дому, программа общественного развития муниципальных образований в малых городах и т.д.) выгодно отличается по эффективности использования средств и качеству результатов от иных технологий, применявшихся госструктурами. Например, еще в 1998 г. в Нижнем Новгороде была воссоздана социальная технология, придуманная нашими предками, объединившимися в 1912 г. во Всероссийскую лигу для борьбы с туберкулезом с целью проведения просветительской работы среди населения и организации сбора средств в рамках Дня Белой Ромашки.

Таким образом, традиции и социальные инновации не являются противоположностями, а наоборот, взаимодействуя, дают новый результат, служат прогрессивному развитию общества.