Актуальность изучения и проблемные области самоопределения в бизнесе
Актуальность изучения самоопределения в бизнесе определяется следующими причинами.
1. В психологической науке назрела необходимость поиска новых подходов к пониманию социального самоопределения личности, анализу и обобщению факторов и условий формирования идентичности как основной характеристики, в которой выражается личностная определенность.
2. Методический инструментарий исследования различных аспектов самоопределения личности нуждаются в поиске новых методов и приемов.
3. Бизнес, который выступает в качестве специфической среды, обусловливающей особенности самоопределения и развитие личности, представляет собой сложную и многоплановую среду, которая требует психологических исследований.
Кроме того, бизнес является очень сложной средой профессионального и социального самоопределения и прежде всего в силу своей динамики и многоаспектности. В психологии бизнеса происходит накопление данных о специфике проблем, с которыми сталкиваются субъекты бизнеса в процессе профессионализации.
Проблемы самоопределения в фокусе психологического исследования
Рассмотрим результаты исследования, в котором выделены проблемы самоопределения представителей бизнес-организаций[1].
В проведенном нами в 2009 и 2011 гг. исследовании опытным бизнесменам предлагался для ранжирования список возможных проблем самоопределения.
Опрос показал, что бизнес многими его представителями воспринимается как среда, которая очень сильно меняет личность и приводит к формированию новых качеств. Отмечались характеристики бизнеса: риски, вероятность больших выигрышей и потерь, ненормированные нагрузки, жесткие нормы отношений (отсутствие доверия, давление, нарушения этики и т.д.). На ценностную сферу личности сильное влияние оказывают такие особенности бизнес-деятельности, как динамичность, креативность, наличие возможностей уйти от контроля, личная ответственность за результат и соответственно разделение прибыли, отсутствие четких критериев результата.
Методом частотного анализа были выделены наиболее важные проблемы (табл. 3.1).
Таблица 3.1. Основные проблемы самоопределения личности в бизнесе
Проблемы самоопределения (2009) |
Проблемы самоопределения (2011) |
1. Многообразие деловых ролей |
Кризисы принятия решений, сомнения |
2. Кризисы принятия решений, сомнения |
Многообразие деловых ролей |
3. Неопределенность профессии |
Неустойчивость и противоречивость ценностей бизнес-сообщества |
4. Неустойчивость и противоречивость ценностей бизнес-сообщества |
Неопределенность профессии |
5. Неопределенность границ: "свой – чужой" |
Неопределенность границ: "свой – чужой" |
6. Быстрая динамика жизненных ценностей и норм |
Быстрая динамика жизненных ценностей и норм |
7. Трудности адаптации к новым условиям деятельности и взаимодействия |
Противоречия в задачах бизнеса и моделях управления |
8. Кризисы карьерного роста |
Трудности адаптации к новым условиям деятельности и взаимодействия |
9. Противоречия в задачах бизнеса и моделях управления |
Кризисы карьерного роста |
Сравнение ответов участников опроса в 2009 и 2011 гг. показывает, что в целом проблемы самоопределения личности в бизнесе существенно не отличаются в двух выборках.
В изучаемом нами ракурсе наиболее сложными для многих представителей бизнеса являются проблемы, связанные с многоплановостью статусно-ролевого репертуара, размытостью ценностей и профессиональной неопределенностью субъектов бизнеса. Большинство опрошенных получали основное образование еще до перестройки или в период начала социально-экономических преобразований в нашей стране. Для них важно было чувствовать себя профессионалом в какой-то области, но эта установка расходилась с реальным статусом бизнесмена, который до сих пор слабо воспринимается как профессиональный. Сложно было определиться по отношению к ценностям бизнес-сообщества, которые были и остаются во многом противоречивыми в силу истории становления бизнеса. Поэтому многие из опрошенных долго не воспринимали себя в качестве профессиональных бизнесменов. Все это влияет на возможности выстраивания образа Я, идентичности бизнесмена, и как следствие, на его поведение, успешность в реализации генеральных целей, развитии бизнеса, повышении его конкурентоспособности и т.д. Эти данные подтверждают логику анализа самоопределения личности в соответствии с разрабатываемой нами моделью. С психологической точки зрения этот процесс представляет собой анализ многочисленных проблемных ситуаций, решение различной степени сложности задач, формирование чувства причастности к профессиональному сообществу, обретение важных профессиональных качеств и т.д. Как деятельность, бизнес сопровождается личностным и профессиональным развитием и самосовершенствованием субъектов бизнеса.
При описании экономических, социально-политических, личных проблем, с которыми сталкиваются бизнесмены, очень часто встречаются ответы, касающиеся преодолеваемых кризисов, сомнений, стрессов. Также выделилась группа бизнесменов, которые отмечали, что столкнулись с серьезными психологическими проблемами в своей личной и профессиональной жизни.
Рассмотрим проблемные области психологии бизнеса, в которых наиболее актуальны вопросы самоопределения личности. В психологической литературе самоопределение личности рассматривается не только как самостоятельный объект научного исследования, но и как важный компонент в решении широкого спектра прикладных задач.
В психологии бизнеса на сегодня можно выделить следующие основные проблемные области, в которых разрабатывается данная проблематика.
1. Личность, самосознание бизнесмена, предпринимателя. Например, исследование экономического самосознания выявило, какие последствия для эффективности профессионализации и социализации могут иметь личностная неопределенность, противоречия в представлениях о себе, своем статусе и ролях[2].
2. Социальная и профессиональная адаптация. Например, исследования проблем адаптации молодых специалистов показали, что во многом трудности адаптации вызваны недостаточным уровнем профессионального самосознания. От того, в какой мере человек способен осмысливать свои сильные и слабые стороны, компетенции, мотивы, ценности и смыслы деятельности зависит уровень профессиональной успешности, реалистичность жизненных целей, продуктивность в построении карьерных планов и их реализации[3].
3. Функционирование организаций, изменения и развитие. Актуальность этого направления связана с тем, что для проведения организационных изменений важно, чтобы персонал не только разделял цели и задачи организации, но и психологически воспринимал общность с теми, кто инициирует изменения, был способным перестроиться на новые роли. В связи с этим интересны примеры применения подхода социальной идентичности А. Тэшфела и Дж. Тернера к исследованию организаций. Под влиянием этого подхода стали переосмысливаться многие традиционные проблемы организационной психологии. Появились работы, в которых обосновывается важность изучения социальной идентичности персонала для понимания функционирования организаций[4]. Более того, появляются новые термины, такие как организационное самоопределение представителей бизнес-организаций. Так, на основе исследования управленческой деятельности менеджеров по персоналу российских компаний с использованием методов наблюдения, опроса и контент-анализа выделены специфические механизмы организационного самоопределения и средства его успешности. Дается описание типов менеджеров в зависимости от специфики статусно-ролевого позиционирования. Предложена методика помощи менеджерам в организационном самоопределении, разработанная на основе инжиниринговых технологий[5].
4. Лидерство и руководство. В психологии бизнеса проблема лидерства и управления является одной из ключевых, поскольку с этим связано влияние на поведение членов организации, развитие межличностных отношений в организации. Проблема самоопределения нашла отражение в развитии новых подходов к лидерству. Так, согласно подходу А. Хаслама, лидерство – это не есть индивидуальное качество, а результат групповых процессов[6]. Эмпирически было выявлено, что лидер действует в организации более эффективно, если он демонстрирует социальную идентичность, которую разделяют члены группы. Оказалось, что очень сильные расхождения в качествах лидера и группы могут негативно влиять на эффективность лидерства. Такая постановка проблемы позволяет преодолеть ограничения традиционных подходов в организационной психологии, которые направлены на изучение личности лидера, поиск ответа на вопрос о персональных качествах хороших лидеров.
5. Коммуникации в организации. По отношению к этой проблеме коммуникация рассматривается, с одной стороны, как фактор самоопределения. Например, для преодоления профессионального маргинализма, включения в деятельность организации, особенно в случае прихода молодых специалистов в компанию, необходимы налаженные потоки коммуникации. Это также важно для преодоления конфликтов и формирования позитивной идентичности к группе. С другой стороны, особенности идентичности членов организации, их понимание своих ценностей и задач, разделение миссии и стратегии, способствуют развитию коммуникаций в организации[7].