Актуальная и аккумулятивная деятельности

Конечно, деятельность – это чрезвычайно сложный по структуре феномен, который раскрывает свое действительное ОГЛАВЛЕНИЕ лишь в процессе углубления и расширения человеческих знаний о нем. Наиболее важную роль в механизме деятельности играют актуальная и аккумулятивная деятельности. Актуальная деятельность (лат. actualis – настоящий, действительный) – это та, которая осуществляется в настоящий момент. Реально происходящее взаимодействие превращает деятельность из только возможного в действительное свойство предмета. Спецификой актуальной деятельности является ее процессуальность, незавершенность, пребывание в состоянии становления. Она образует качественную определенность предмета на период конкретного взаимодействия. Какова актуальная деятельность, таков и сам предмет в этот определенный отрезок времени. Конечно, временной интервал, обозначаемый понятием "актуальный", имеет относительный характер. Он может быть больше или меньше. Но несомненно одно, актуальная деятельность включает главным образом то, что действительно происходит в данный момент, а также все, что ему непосредственно предшествует и вслед за ним наступает.

В отличие от этого, понятие "аккумулятивная деятельность" (лат. accumulatio – накопление, собирание) обозначает все те изменения, которые накапливаются в целостном предмете в процессе индивидуального и родового развития. Каждый предмет, вступая в новое взаимодействие, несет на себе груз предшествующих взаимодействий, которые и запечатлеваются в аккумулятивной или накопленной деятельности.

Аккумулятивность есть всеобщее свойство деятельной материи, заключающееся в способности сохранять и воспроизводить в последующем особенности прежних взаимодействий. Разнообразные преобразования, происходящие в актуальной деятельности, не исчезают бесследно с прекращением процесса взаимодействия. Они в той или иной форме ассимилируются воспринимающим предметом и оказывают определенное влияние на характер его новых взаимодействий.

Аккумулятивная деятельность свойственна не только природе, но и обществу, в котором она проявляется в чрезвычайно разнообразных формах, начиная от простейших навыков в труде и кончая сложнейшими видами человеческой памяти. Характеризуя материальное производство, К. Маркс, например, отмечал, что "никакое производство невозможно без прошлого, накопленного труда, хотя бы этот труд был всего лишь сноровкой, которую рука дикаря приобрела и накопила путем повторяющихся тренировок"[1].

Следовательно, аккумулятивность – это такое свойство, которое характерно для любого процесса деятельности. Благодаря ему предмет запечатлевает основные параметры взаимодействия с другим предметом и сохраняет его в той или иной форме в дальнейшем. Причем сохраненное прошлое оказывает самое непосредственное влияние на процесс новых взаимодействий.

Важно подчеркнуть, что накопленная деятельность ни в коем случае не образуется из простой суммы предшествующих изменений, осуществившихся в данном предмете. Судя по всему, она формируется различными способами, особенности которых обусловливаются особенностями эволюционных форм строения материи. Накопление деятельности выражает процесс самоусложнения и самосовершенствования материи в ее эволюции.

Именно аккумулятивная деятельность обусловливает тот факт, что прошлое всегда является неизбежным спутником настоящего, необходимо входит в настоящее как его структурный элемент. Отсюда становится понятным, что прошлое подготавливает настоящее и продолжает свое существование в настоящем. В свою очередь, настоящее возникает лишь на основе прошлого и обязательно корректирует свое развитие в соответствии с особенностями прошлого. Прошлое есть предпосылка настоящего, а настоящее есть в той или иной мере продолжение прошлого.

Свойство аккумулятивности связано с бесконечностью и поступательностью развития материи. Если бы деятельность ограничивалась единичным актом, то накопление было бы не нужно. Поскольку взаимодействие предметов осуществляется постоянно и имеет прогрессивную направленность, то постоянна деятельность и се тенденция к накоплению. Отсюда вполне закономерно, что во всяком новом взаимодействии проявляются особенности предшествующих.

И потому процесс развития выступает как аккумулятивный по своей природе, способный сохранять и воспроизводить прошлое в настоящем.

Данное свойство является закономерной основой движения материи от низшего к высшему, от простого к сложному. Накапливая все новые и новые структуры и свойства, материя самообновляется, поднимается постепенно по качественным ступеням своей эволюции. При этом совершенствуется не только материя в целом, но и ее отдельные элементы и свойства, в том числе и аккумулятивность. Начиная от простейших форм па неорганическом уровне, она поднимается до человеческой памяти на социальном уровне. Каждая эволюционная форма деятельности обладает специфическим характером аккумулятивности. Чем сложнее и выше форма деятельности, тем сложнее и выше уровень развития этого свойства.

Впервые феномен накопленной деятельности открыл К. Маркс и дал его научное описание в четвертом томе "Капитала". При анализе структуры общественного труда он обратил внимание на то, что в политэкономии необходимо различать "труд, выполняемый в настоящий момент", и "прошлый труд". По его мнению, "понимание того значения, которое повсюду присуще одновременному труду в противовес ТРУДУ прошлому, само по себе является весьма важным моментом"[2]. Дифференциация этих видов труда позволяет правильно понять роль и место прошлого труда в процессе развития. Дело в том, что именно прошлый труд в значительной мере лежит в основе всех исторических новаций. Для того чтобы возникло что-то новое в общественной жизни, необходимо осуществить определенное накопление прошлого труда.

Современник К. Маркса буржуазный экономист Годскип не понял значения прошлого труда и потому рост производительной силы труда связывал единственно с накоплением искусства рабочего. Возражая ему, К. Маркс подчеркивал, что для любого этапа человеческой истории огромное значение имеет прошлый труд, накопленный в виде "предметных органов, которые этот труд создал себе". Не "навыки и способности рабочего", хотя они тоже важны, а именно "предметные органы" служат отправным пунктом для развития производительной силы труда и общества в целом. Эти накопленные "предметные органы" или то, что обычно называют средствами труда, являются "подлинным prius", т.е. первичным, изначальным в социальном творчестве.

Чтобы иметь возможность двигаться вперед и подняться на новую ступень, надо опираться на это prius. Данное первоначало не появляется вдруг и ниоткуда, оно "является результатом определенного хода развития". "Подлинное prius" формируется предшествующим трудом и выступает в "исходном пункте" как накопленный труд.

Что же такое "накопление"? Какой смысл имеет это понятие у К. Маркса? "Накопление, – разъясняет он, – является здесь ассимиляцией, постоянным сохранением и вместе с тем преобразованием уже воспринятого, осуществленного"[3]. Таким образом, накопление – это не простое сложение предшествующих изменений, а результат их ассимиляции, т.е. усвоения, уподобления. В процессе ассимиляции происходит "сохранение и вместе с тем преобразование" этих прошлых изменений. Чтобы понятнее была его мысль, К. Маркс иллюстрирует ее примером из естествознания. "В таком именно смысле, – пишет он, – Дарвин делает “накопление” посредством наследственности у всех организмов, у растений и животных, движущим принципом их формирования, так что различные организмы сами формируют себя посредством “накопления” и являются лишь “изобретениями”, постепенно накопляемыми изобретениями живых субъектов"[4]. Данное высказывание проливает свет на некоторые трудные вопросы теории деятельности, помогает преодолеть сложившиеся здесь стереотипы мышления.

Во-первых, уже из приведенного выше определения сущности накопления видно, что К. Маркс не связывает его только с человеческим трудом. В цитируемом отрывке он совершенно определенно говорит о феномене накопления также у всех организмов, растений и животных. Из данного высказывания и ранее приведенных естественнонаучных фактов можно заключить, что накопление – это универсальное свойство, которое присуще не только труду, а любому уровню деятельности как человека, так и всех живых организмов и материи в целом.

Во-вторых, накопление в органическом мире в спрессованном виде выступает в форме наследственности живых существ и служит "движущим принципом их формирования". Живые организмы сами формируют себя и делают это посредством "постепенно накопляемых изобретений", т.е. в процессе творчества путем создания все нового и нового и использования его в своем развитии. Накопленная деятельность служит исходной базой для эволюционного творчества, которое оказывается свойством не только человека, но и живых организмов, и, судя по всему, материи вообще. Накопленная деятельность является тем необходимым прошлым, которое требуется отдельному предмету для поддержания целостности и равновесия со средой существования.

Итак, для того чтобы предметы могли успешно развиваться, необходимо некоторое первоначало, выступающее в форме накопленной деятельности. Что является таким первоначалом на биологическом уровне? "У животного и растения, – разъясняет К. Маркс, – таким prius'OM является внешняя для них природа, – следовательно, как неорганическая природа, так и их отношение к другим животным и растениям"[3].

Внешняя природа, которую застают в момент своего зарождения растения и животные, является для них именно накопленной деятельностью, результатом предшествующего развития и базой для их творчества. Через внешние условия и механизмы наследственности неорганическая и органическая природа формируют конкретную особь (индивида) и создают предпосылки для ее "изобретательства". Накопленная деятельность в виде окружающей природы оказывает определяющее влияние на формирование и развитие каждой новой генерации живых организмов. Она выступает в роли предшественника, первоначала для этих организмов.

А как обстоит дело на социальном уровне и, в частности, в сфере материального производства? По мнению К. Маркса, преобразованная предшествующим трудом природа – "это не единственное prius для производства... Человек, который производит в обществе, находит перед собой точно также и уже модифицированную природу (в частности, элементы природы, превращенные в органы его собственной деятельности) и определенные взаимоотношения производителей друг к другу. Указанное накопление является отчасти результатом исторического процесса, отчасти у отдельного рабочего, передачей искусства от поколения к поколению"[6].

Следовательно, в обществе исходное первоначало состоит не только из внешней "второй природы", модифицированной предварительно человеком, но включает еще и "взаимоотношения производителей друг к другу". Люди не свободны в выборе ни производительных сил, ни производственных отношений. Каждое новое поколение застает их готовыми и исходит из них во всей своей деятельности. Накопленная деятельность предшествующих поколений образует исходную базу для последующего развития. Опираясь на нее, разворачивается вся социальная самодеятельность как отдельных индивидов, так и целых поколений.

Накопленная деятельность имеет самые разнообразные формы своего существования. Она может выступать в качестве самостоятельных предметов, ко торые образуют внешнюю среду и основу для всякой актуальной деятельности, но может иметь и более сложный характер. Например, на биологическом уровне накопленная деятельность может проявляться в таких формах, как тропизмы и таксисы у растений, инстинкты и условные рефлексы – у животных и др. На социальном уровне в ее состав помимо многообразных продуктов материального и духовного производства входят и различные отношения, сформировавшиеся на предшествующих этапах социального развития (традиции, обычаи, привычки и пр.).

Каково соотношение в процессе развития актуальной и аккумулятивной (накопленной) деятельности? При всей важности и фундаментальности накопленной деятельности определяющее значение в поступательном движении играет актуальная деятельность. Накопленная деятельность всегда выступает как потенция, определенная возможность, которая становится действительностью лишь в процессе актуальной деятельности. Только вступая в конкретное взаимодействие, предмет в той или иной форме воспроизводит особенности прежних взаимодействий, реализует образовавшийся индивидуальный и родовой опыт для более успешного сохранения своей целостности и поддержания равновесия с окружающей средой. Актуальная деятельность трансформирует накопленную только из возможной в действительно осуществляющуюся, делает эту деятельность реальной силой эволюционного развития материи.

Конечно, непосредственно в процессе развития ведущую роль играет актуальная деятельность. Вместе с тем значение накопленной деятельности как в конкретном взаимодействии, так и в развитии мира в целом исключительно велико. Прежде всего, следует указать на то, что на основе накопленной деятельности предмет имеет возможность избегать неблагоприятных взаимодействий и неадекватных реакций. Несомненно, на разных уровнях развития материи это свойство проявляется по-разному, но суть его сводится к тому, что индивид (целостный предмет) постоянно стремится занять более благоприятные условия для обеспечения своего гомеостаза, динамического равновесия, при котором он более успешно приспосабливается к условиям существования.

Следует сказать, что на неорганическом уровне эта приспособительная функция накопленной деятельности проявляется лишь в зачаточной форме, но на биологическом (особенно у животных) и социальном уровнях она проявляется уже во всем своем богатстве и многообразии. Благодаря аккумулированному опыту предмет осуществляет свою деятельность все успешнее на каждом новом, более высоком этапе развития. Это создаст необходимые предпосылки для действительного осуществления самообновления и самосовершенствования как данного предмета, так и его рода, а также материи вообще.

Дальше, в процессе развития именно накопленная деятельность обусловливает преемственность между различными этапами. Преемственностьэто степень утилизации накопленной деятельности в актуальной, мера актуализации накопленной деятельности. Преемственность выступает как одна из важнейших функций накопленной деятельности. Она создает связь настоящего с прошлым и будущим, обеспечивает возрастающее совершенство реально существующего мира. Материальный мир, поднимаясь на новую ступеньку в ходе эволюции, не начинает все сызнова, а удерживает то положительное и перспективное, что было достигнуто в предшествующем развитии. Вот эта связь с прошлым, удержание из него всего того, что обеспечивает более успешное протекание актуальной деятельности, становится возможным именно благодаря накопленной деятельности, которая делает эволюционный процесс непрерывным и поступательным. Накопленная деятельность включает все то прошлое, которое необходимо в настоящем. Поэтому она выступает как "потребное прошлое".

Накопленная деятельность служит также основой для выработки различного рода автоматизмов во взаимодействии, когда предмет по некоторым начальным элементам начинающегося взаимодействия разворачивает всю цепь соответствующего ответного действия. В силу этого данная деятельность осуществляется предметом быстрее, что создает реальные предпосылки для ускорения процесса развития в целом. Поэтому вполне закономерно, что эволюционные изменения в мире протекают с нарастающим ускорением.

И еще, накопленная деятельность выступает в качестве исходного материала для творчества. Ведь для того чтобы смогло возникнуть что-то новое, всегда необходимо некоторое старое, из которого выходит это новое и на которое оно опирается в своем первоначальном развитии. Новое обычно формируется в процессе отрицания старого, ликвидируя его и заимствуя из него все позитивное. Для того чтобы оно образовалось, обычно требуется "опыт", генерализующий то, что было, с тем, что есть и что становится необходимым. Всякое новое в процессе творчества закономерно вырастает из накопленного старого. Конечно, творчество есть свойство актуальной деятельности, но оно затруднено, да и просто невозможно без накопленной деятельности.

Таким образом, деятельность как процесс направленных изменений взаимодействующих предметов обычно отличается творческим характером. Как известно, творческая природа деятельности исследована все еще недостаточно. Пока творчество признается в основном свойством лишь социальной формы деятельности[7]. Однако если признать, что до возникновения общества в мире отсутствовало творчество, то нельзя разумно объяснить, как же материя смогла все более и более усложнять свою организацию, пока, наконец, не достигла социального уровня.

Судя по всему, творчество выступает как необходимое свойство всей материи и проявляется оно в постоянном созидании нового. Б. А. Воронович и Ю. К. Плетников совершенно справедливо считают, что творчество есть "получение результата, обладающего определенной степенью новизны, создание того, чего до этого не было"[8]. Возникновение нового – всегда творческий процесс, характеризующийся преимущественно качественными изменениями. В силу этого творчество свойственно всем уровням развития материи, а следовательно, и всем эволюционным формам деятельности. Творить способны не только наделенные разумом люди, но и вся природа, а также материя в целом.

Иногда творчество рассматривается как такой процесс, который по объему шире деятельности и включает его в себя как составную часть. Но разве возможно творчество за пределами деятельности? Если деятельность выступает как направленные преобразования и изменения предмета под влиянием какого-либо воздействия, то творить можно только в рамках этой деятельности. Поэтому творчество не может быть ничем иным, как совокупностью новых преобразований и изменений, а они могут произойти лишь в границах деятельности.

Именно творчество лежит в основе процессов самообновления, самоусложнения и самосовершенствования целостных предметов (индивидов), а следовательно, самообновления, самоусложнения и самосовершенствования материи вообще. В процессе эволюции оно выполняет роль начального импульса, своеобразного первотолчка, под воздействием которого материя каждый раз приобретает новую черту, особый штрих или даже поднимается на новую ступеньку в бесконечном стремлении вперед. Своими особенностями творчество обусловливает появление нового, процесс поступательного развития природы, общества и человеческого мышления.