Лекция 6. Акции и иные эмиссионные ценные бумаги акционерного общества
Существование акционерного общества неразрывно связано с эмиссионными процессами – размещением эмиссионных ценных бумаг. Под эмиссионной ценной бумагой понимается любая ценная бумага (в том числе бездокументарная), которая характеризуется одновременно следующими признаками: во-первых, закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом формы и порядка; во-вторых, размещается выпусками; в-третьих, имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги (ст. 2 Закона о РЦБ). Видообразующими являются два последних признака, поскольку первый критерий относится и к неэмиссионным ценным бумагам (он характеризует ценную бумагу как специфический объект прав). Итак, "в отличие от неэмиссионных ценных бумаг... опосредующих правоотношения индивидуального характера, эмитент эмиссионных ценных бумаг вступает в однородные отношения с большим количеством кредиторов"[1].
Закон о РЦБ в настоящее время прямо причисляет к эмиссионным ценным бумагам: а) акции, б) опционы эмитента, в) облигации и г) российские депозитарные расписки. Законом или в установленном им порядке могут быть предусмотрены и иные виды эмиссионных ценных бумаг.
Акционерное общество в безусловном порядке размещает акции, причем юридическое лицо данной организационно-правовой формы выступает монопольным эмитентом акций – иные организации не вправе выпускать акции (см. п. 7 ст. 66, п. 3 ст. 109 ГК РФ). Это легко объяснимо, ибо акционерное общество – единственный пример юридического лица, уставный капитал которого разделяется на определенное число акций; отсюда наличие акций – имманентная характеристика акционерного общества. Именно через акции проявляется основная специфика акционерного общества (поэтому данные ценные бумаги будут предметом наиболее пристального комментария).
Размещение иных эмиссионных ценных бумаг – уже право, а не обязанность общества, причем эмитентом опционов (как и акций) могут быть исключительно акционерные общества, что предопределено предназначением опциона закрепить право на покупку в будущем определенного количества акций эмитента по заранее известной цене. Круг эмитентов облигаций и российских депозитарных расписок на акционерных компаниях не замыкается: названные ценные бумаг вправе размещать юридические лица и иных организационно-правовых форм.
Облигация выступает особым способом оформления заемных отношений и удостоверяет право ее владельца на получение от эмитента ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Хорошо известны и другие варианты правового закрепления указанных отношений прежде всего посредством заключения классического договора займа или путем выдачи векселя (который в отличие от облигаций не является эмиссионной ценной бумагой).
Российская депозитарная расписка – это именная эмиссионная ценная бумага, не имеющая номинальной стоимости, удостоверяющая право собственности на определенное количество акций или облигаций иностранного эмитента (представляемых ценных бумаг) и закрепляющая право ее владельца требовать от эмитента расписок получения взамен расписки соответствующего количества представляемых ценных бумаг и оказания услуг, связанных с осуществлением владельцем расписки прав, закрепленных представляемыми ценными бумагами. Если эмитент представляемых ценных бумаг принимает на себя обязательства перед владельцами расписок, то указанная ценная бумага удостоверяет также право ее владельца требовать надлежащего выполнения этих обязанностей (ст. 2 Закона о РЦБ). Таким образом, посредством российских депозитарных расписок отечественные инвесторы приобретают зарубежные ценные бумаги, но не напрямую, а через вторичные инструменты. Эмитентом российских депозитарных расписок может быть только профессиональный участник на рынке ценных бумаг – депозитарий, осуществляющий депозитарную деятельность не менее трех лет (п. 1 ст. 27.5.3 Закона о РЦБ).
Размещение эмиссионных ценных бумаг представляет собой отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок; при этом под владельцами понимаются лица, которым ценные бумаги принадлежат на праве собственности или ином вещном праве. Процессуальный аспект размещения раскрывается через понятие эмиссии (от лат. emissio – выпуск), т.е. установленную законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг (ст. 2 Закона о РЦБ) . Правда, приведенная легальная дефиниция не в полной мере отражает существо эмиссионных процессов: дело в том, что процедура эмиссии не ограничивается только размещением ценных бумаг – наряду с гражданско-правовыми сделками по отчуждению ценных бумаг эмиссия связывается и с иными юридическими фактами, в частности административными актами (о регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг).
Размещение не следует путать с обращением ценных бумаг – заключением гражданско-правовых сделок, влекущих переход права собственности на ценные бумаги (ст. 2 Закона о РЦБ). И размещение, и обращение предполагают совершение сделок с ценными бумагами; однако если при размещении речь идет о приобретении ценных бумаг первыми владельцами, то обращение связано с отчуждением ценных бумаг на вторичном рынке. При этом стоит особо подчеркнуть, что понятием обращения охватываются не все сделки, а только те из них, которые влекут переход вещного права (договор купли-продажи, мены, дарения и др.), вследствие чего, например, договор доверительного управления ценными бумагами нельзя квалифицировать как сделку в сфере обращения ценных бумаг.
Сходность дефиниций размещения и обращения иногда наводит на мысль о том, что размещение есть компонент обращения. Однако такое толкование кажется несостоятельным, ибо при размещении перехода права собственности на акции в истинном смысле не происходит: переход права собственности на имущество возможен только тогда, когда передающая сторона выступает обладателем вещного права; считать же эмитента собственником размещаемых ценных бумаг вряд ли уместно. Неслучайно, что законодатель говорит о размещении ценных бумаг среди первых владельцев и употребляет понятия размещения и обращения в одном ряду, не соотнося их как "частное" и "общее" (см., например, ст. 14, п. 3 ст. 27.5.1, п . 6 ст. 27.5.2, п. 8 ст. 27.5.3 Закона о РЦБ).
Для регламентации отношений, возникающих при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг, сформирована специальная нормативная база, основу которой составляют Закон о РЦБ, а также детализирующие, развивающие многие его положения Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утв. приказом ФСФР России от 25.01.2007 № 07-4/пз-н .
Процедура эмиссии ценных бумаг акционерной компании по общему правилу, изложенному в п. 1 ст. 19 Закона о РЦБ и п. 2.1.1 Стандартов эмиссии, включает следующие этапы.
Первый этап – принятие уполномоченным органом акционерного общества решения о размещении эмиссионных ценных бумаг.
Второй этап – утверждение уполномоченным органом акционерного общества решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг.
Данное решение не следует путать с решением о размещении. Решение о выпуске (дополнительном выпуске) – это специальный документ, содержащий данные, достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой (требования к содержанию детально определены в ст. 17 Закона о РЦБ), утверждаемый на основании и в соответствии с решением о размещении (ст. 2 Закона о РЦБ, п. 2.3.1 Стандартов эмиссии).
Решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг акционерного общества утверждается его советом директоров (наблюдательным советом), за исключением ситуации, когда функции данного органа в силу п. 1 ст. 64 Закона об АО осуществляет общее собрание акционеров, к компетенции которого и будет относиться утверждение изучаемого решения (см. п. 2 ст. 17 Закона о РЦБ, а также письмо ФСФР России от 04.05.2006 № 06-ОВ-03/6648 "Об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, проспекта ценных бумаг и отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг уполномоченным органом управления хозяйственного общества – эмитента").
Третий этап – государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ФСФР России) или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом, в течение 30 дней с даты получения необходимых документов. Регистрирующий орган вправе провести проверку достоверности сведений, содержащихся в представленных документах, – в этом случае течение обозначенного срока может быть приостановлено на время проведения проверки, но не более чем на 30 дней.
При регистрации выпуска ему присваивается индивидуальный государственный регистрационный номер – цифровой (буквенный, знаковый) код, который идентифицирует конкретный выпуск эмиссионных ценных бумаг, подлежащий государственной регистрации. При регистрации каждого дополнительного выпуска ему также присваивается индивидуальный государственный регистрационный номер, состоящий из индивидуального номера, присвоенного выпуску, и индивидуального номера (кода) этого дополнительного выпуска; по истечении трех месяцев с момента государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска (либо, если это предусмотрено законом, представления уведомления об итогах дополнительного выпуска) индивидуальный номер (код) дополнительного выпуска аннулируется (ст. 20 Закона о РЦБ).
Отказ в государственной регистрации возможен только по основаниям, названным в ст. 21 Закона о РЦБ (хотя они не являются достаточно конкретизированными, в частности, одним из оснований выступает нарушение эмитентом требований законодательства РФ о ценных бумагах).
Государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) придается огромное юридическое значение: до такой регистрации эмитент не вправе начинать размещение ценных бумаг, за исключением случаев, установленных федеральным законом (п. 1 ст. 19, ст. 24 Закона о РЦБ). Нарушение указанного запрета является основанием для признания ничтожными сделок по размещению (см. п. 1 Обзора практики разрешения споров, связанных с отказом в государственной регистрации выпуска акций и признанием выпуска акций недействительным (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 23.04.2001 № 63)), а следовательно, и сделок по обращению ценных бумаг (см., например, п. 1 Обзора практики разрешения споров, связанных с размещением и обращением акций (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 21.04.1998 № 33)).
Положение об обязательности регистрации выпусков ценных бумаг содержалось и в нормативных актах, принятых задолго до Закона о РЦБ (см. п. 6, 8 Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утв. постановлением Правительства РСФСР от 28.12.1991 № 78), но, к сожалению, повсеместно не соблюдалось. При этом дела по спорам о признании недействительными сделок с акциями, не прошедшими регистрации, приобрели столь масштабное распространение, что это стало серьезным образом сказываться на стабильности, устойчивости гражданского оборота. В итоге законодатель посчитал целесообразным установить особый правовой режим в отношении акций, размещенных до вступления в силу Закона о РЦБ без регистрации. Федеральный закон от 10.12.2003 № 174-ФЗ "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона “О рынке ценных бумаг” без государственной регистрации" предусмотрел, что сделки, на основании которых лица приобрели ценные бумаги, не могут быть признаны недействительными в связи с отсутствием регистрации (ч. 4 ст. 1), т.е. "реабилитировал" сделки, совершенные с нарушением законодательства.
Вместе с тем было определено, что документы на регистрацию выпусков таких акций должны быть представлены не позднее года со дня вступления названного Закона (не позднее 28.12.2004); в случае же непредставления документов для государственной регистрации выпусков в указанный срок акционерные общества подлежат ликвидации по искам органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц (ч. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 2).
При применении приведенных законоположений следует учитывать, что:
– истечение годичного срока само по себе не препятствует государственной регистрации выпуска акций;
– невыполнение обществом обязанности по представлению документов для такой регистрации в установленный срок не относится к нарушениям, имеющим неустранимый характер, вследствие чего суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству может предложить обществу принять меры по устранению нарушения (см. постановление Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 № 90 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона “О рынке ценных бумаг” без государственной регистрации", определение ВАС РФ от 20.11.2009 № ВАС-12525/08).
Четвертый этап – собственно размещение эмиссионных ценных бумаг. Оно включает в себя:
1) совершение сделок, направленных на отчуждение ценных бумаг их первым владельцам;
2) внесение приходных записей по лицевым счетам или по счетам депо первых владельцев (в случае размещения именных ценных бумаг), либо по счетам депо первых владельцев в депозитарии, осуществляющем централизованное хранение документарных облигаций с обязательным централизованным хранением (в случае размещения документарных облигаций с обязательным централизованным хранением);
3) выдачу сертификатов документарных облигаций их первым владельцам (в случае размещения документарных облигаций без обязательного централизованного хранения) (п. 2.5.1 Стандартов эмиссии).
Размещение осуществляется в течение срока, вытекающего из решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, но в любом случае должно завершиться не позднее одного года с даты государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска). Эмитент может разместить меньшее количество ценных бумаг, чем указано в решении об их выпуске (дополнительном выпуске). По общему правилу размещение будет считаться состоявшимся при размещении хотя бы одной ценной бумаги; вместе с тем эмитент, дабы "подтолкнуть" потенциальных инвесторов к приобретению ценных бумаг, может (но не обязан!) предусмотреть в решении о выпуске условие о доле ценных бумаг, при неразмещении которой их выпуск считается несостоявшимся (причем размер такой доли не может быть меньше чем 75% общего количества размещаемых ценных бумаг). В случае неразмещения ни одной ценной бумаги выпуска либо указанной доли ценных бумаг выпуск признается регистрирующим органом несостоявшимся, а его государственная регистрация аннулируется (ст. 24 Закона о РЦБ, п. 2.5.2, 2.5.16, 6.1.15 Стандартов эмиссии).
Пятый (заключительный) этап – государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Общее правило заключается в необходимости представления (не позднее 30 дней после завершения размещения) отчета об итогах выпуска, утвержденного единоличным исполнительным органом, если уставом принятие решения по данному вопросу не отнесено к компетенции коллегиального исполнительного органа или совета директоров (п. 2.6.1, 2.6.2 Стандартов эмиссии); регистрирующий орган рассматривает данный отчет в двухнедельный срок и при отсутствии связанных с выпуском ценных бумаг нарушений регистрирует его. Эмитенты (кроме кредитных организаций) вправе представить в регистрирующий орган уведомление (а не отчет, подлежащий в регистрации!) в случае оказания брокером услуг по размещению ценных бумаг путем открытой подписки и осуществления фондовой биржей их листинга (включения ценных бумаг в котировальный список по специальным правилам) (ст. 25 Закона о РЦБ).
Данный регистрационный этап (как и третий этап – государственной регистрации выпуска) имеет определяющее значение для оборота ценных бумаг: обращение эмиссионных ценных бумаг, выпуск (дополнительный выпуск) которых подлежит государственной регистрации, до государственной регистрации отчета (представления в регистрирующий орган уведомления) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) указанных ценных бумаг (а также их полной оплаты) запрещается под страхом недействительности (ничтожности) соответствующих сделок (п. 1 ст. 27.6 Закона о РЦБ; также см. определение ВАС РФ от 24.02.2009 № 1403/09), несмотря на то, что лицо и является законным владельцем размещенных ценных бумаг. Более того, в силу п. 2 ст. 5 Федерального закона от 05.03.1999 № 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" запрещается совершение владельцем ценных бумаг и любых иных сделок с принадлежащими ему ценными бумагами, если иное не установлено федеральными законами (т.е. сделок, не охватываемых понятием обращения, например, договора доверительного управления имуществом).
Мы рассмотрели стандартный вариант эмиссии ценных бумаг, однако он применим не во всех случаях, так:
1) несколько иная процедура имеет место при размещении ценных бумаг при учреждении акционерного общества и при реорганизации юридических лиц во всех формах, кроме присоединения: во-первых, здесь размещение эмиссионных ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации их выпуска и, во-вторых, государственная регистрация отчета об итогах выпуска производится одновременно с государственной регистрацией выпуска (т.е. третий и пятый этапы совмещаются) (п. 1 ст. 19 Закона о РЦБ). Данная специфика проистекает из того, что ценные бумаги (прежде всего, акции) считаются размещенными уже в момент появления учреждаемого вновь или возникающего в процессе реорганизации юридического лица (ведь иначе складывалась бы парадоксальная ситуация отсутствия у общества участников), а следовательно, регистрация выпуска становится возможной только после состоявшегося размещения, что, в свою очередь, приводит к утрате смысла во временном разрыве между двумя регистрациями (выпуска и отчета об итогах выпуска).
Кроме того, если реорганизация общества в форме разделения или выделения осуществляется одновременно со слиянием или с присоединением, государственная регистрация выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг, размещаемых при такой реорганизации в форме разделения или выделения, не требуется (п. 7 ст. 19.1 Закона об АО, п. 8.8.1 Стандартов эмиссии);
2) присутствуют особенности и в случае размещения эмиссионных ценных бумаг путем открытой подписки, а также путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500 (включая лиц, имеющих преимущественное право приобретения размещаемых ценных бумаг). Поскольку эмиссия размещаемых таким образом ценных бумаг способна затронуть интересы большого количества лиц, эмиссионные требования в целях обеспечения максимальной информационной прозрачности эмиссии (и тем самым создания условий для принятия потенциальными инвесторами взвешенных решений) "ужесточаются": согласно п. 2 ст. 19 Закона о РЦБ, во-первых, третий этап сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг – специального документа, который должен содержать развернутые сведения об эмитенте и его финансово-хозяйственной деятельности, участниках и лицах, входящих в органы управления и контроля эмитента, об объеме, сроках, порядке и условиях размещения ценных бумаг и прочие данные, обозначенные в ст. 22 Закона о РЦБ, и, во-вторых, каждый этап процедуры эмиссии сопровождается раскрытием информации в установленных законом формах и порядке;
3) весьма существенные изъятия действуют при эмиссии российских депозитарных расписок, в частности: а) процедура эмиссии не предусматривает первого и пятого этапов, т.е. эмиссия данных ценных бумаг осуществляется без принятия решения об их размещении, представления в регистрирующий орган отчета об итогах выпуска и его государственной регистрации, а также представления уведомления об итогах выпуска (п. 5 ст. 27.5.3 Закона о РЦБ, п. 2.6.14, 6.11.1.2 Стандартов эмиссии); б) не применяется общее требование о завершении размещения не позднее одного года с даты государственной регистрации выпуска (п. 7 ст. 27.5.3 Закона о РЦБ);
4) наконец, о "смягчении" позиции законодателя можно говорить и применительно к биржевым облигациям: по усмотрению (решению) их эмитента эмиссия может осуществляться и без государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска), регистрации проспекта облигаций и государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) (п. 1–3 ст. 27.5.2 Закона о РЦБ, п. 2.4.23, 2.6.14, 6.8.1.1 Стандартов эмиссии). Особо отметим, что эмитент может и не воспользоваться правом на подобные процедурные изменения, зарегистрировав в добровольном порядке выпуск, проспект и отчет об итогах выпуска. Упрощение эмиссионных правил сопровождается параллельным введением целого ряда условий – по поводу размещения облигаций (оно должно осуществляться путем открытой подписки на торгах фондовой биржи и др.), относительно эмитента (в частности, им правомочно выступить только открытое общество, акции которого включены в котировальный список фондовой биржи, осуществляющей допуск облигаций к торгам, и, кроме того, существующее не менее трех лет и имеющее надлежащим образом утвержденную годовую бухгалтерскую отчетность за два завершенных финансовых года), для самих облигаций (срок исполнения обязательств по ним не может превышать один год с даты начала размещения и т.д.) (п. 1 ст. 27.5.2 Закона о РЦБ). Лишь при выполнении всех предусмотренных законом условий облигация считается биржевой (а значит, "способной" к эмиссии в упрощенном порядке).
При нарушении законодательства принятые эмитентом и регистрирующим органом решения, связанные с эмиссией, выпуск (дополнительный выпуск) эмиссионных ценных бумаг, а равно сделки, совершенные в процессе их размещения, могут быть признаны недействительными, при этом:
а) порядок такого признания – исключительно судебный, аннулирование регистрации государственным органом без судебного решения незаконно (см. п. 3 Обзора практики разрешения споров, связанных с отказом в государственной регистрации выпуска акций и признанием выпуска акций недействительным (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 23.04.2001 № 63)). Вместе с тем до государственной регистрации отчета или представления в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг допускается при наличии к тому законных оснований признание выпуска (дополнительного выпуска) несостоявшимся (но не недействительным!) в административном порядке – по решению регистрирующего органа;
б) срок исковой давности – сокращенный, составляющий три месяца с момента регистрации отчета или с момента представления в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска); более того, указанный срок в случае его пропуска восстановлению не подлежит;
в) поскольку требования о признании недействительными названных решений (выпусков, сделок) тесно взаимосвязаны ("переплетены" между собой):
– с момента государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) и до государственной регистрации отчета или до представления в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) – заявление в суд требований о признании недействительными соответствующих решений эмитента и регистрирующего органа возможно только одновременно с подачей требования о признании выпуска (дополнительного выпуска) недействительным;
– с момента государственной регистрации отчета или представления в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) – лишь вместе с заявлением требования о признании выпуска (дополнительного выпуска) недействительным допускается предъявление требований о признании недействительными не только соответствующих решений эмитента и регистрирующего органа, а и сделок, совершенных в процессе размещения эмиссионных ценных бумаг.
С иском о признании недействительным выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг могут обратиться государственные органы (а именно: регистрирующий орган и орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц), а также акционеры или владельцы эмиссионных ценных бумаг эмитента того же вида, категории (типа), что и эмиссионные ценные бумаги выпуска (дополнительного выпуска) (см. ст. 26, п. 3 ст. 51 Закона о РЦБ).