Акцент на проблемах
Другой подход к определению публичной политики связан обычно с проблемами, конфликтами, требованиями. Как известно, в наши дни в обществе любая проблема может превращаться в политическую. Вопрос состоит лишь в том, при помощи каких механизмов это происходит. Можно утверждать, что появление публичного действия не связано с неким порогом интенсивности проявления проблемы. Так, социально-политическое развитие в развитых странах в последние несколько десятилетий не выявляет прямой связи между загрязнением окружающей среды, что активно дало о себе знать в целом ряде стран в 1970-е гг., и политикой защиты окружающей среды. И тем не менее, общественное мнение многих стран признает существование данной проблемы, наряду, к примеру, с такими проблемами, как преступность или бедность. Однако нет точного ответа на вопрос, с какого порога интенсивности ее проявления начинается публичное действие.
Не случайно, например, одни авторы, определяют публичную политику как действия или бездействия в ответ на требования, идущие от общества (demand), в том смысле, как их понимает американский политолог Д. Истон.
Ф. Фроухок, характеризуя публичную политику, говорит о действиях, которые соединяют цели в случае конфликта между ними, а Джеймс Андерсон говорит "о курсе действий, которому следует актор или ряд акторов при решении или при рассмотрении проблемы или интересующего вопроса".
По мнению американского политолога Лесли Пола, публичная политика является серией действий или бездействий публичных властей, которые выбирают публичные авторитеты в отношении той или иной проблемы или взаимосвязанной совокупности проблем.
Понятия "проблема", "конфликт" или "требование" позволяют уточнять "стимулы", на которые стремятся ответить публичные политики. Стимулы исходят от внешнего или внутреннего окружения политической системы. При этом сама политическая система может быть объектом публичной политики (создание министерства, реформа регламента работы парламента и т. д.).
Однако понятия "проблемы", "конфликты" и "требования" являются очень общими. Далеко не все проблемы являются объектом публичной политики. Такими объектами становятся только те проблемы, которые воспринимаются акторами политики и которые определяют политическую повестку как публичные проблемы.
И потом, понятие "проблема" связано с ее решением и регламентированием, так же, как с идеалами, которые ее порождают. И здесь мы сталкиваемся с третьим элементом, который встречается в некоторых определениях публичной политики.
Акцент на решениях
В своем определении публичной политики, приведенном выше, Р. Симеон поднимает вопрос причины правительственного действия. К причине правительственного действия в одном из первых определений публичной политики обращаются американские исследователи Г. Лассуэлл и А. Кэплан. Для них политика является своеобразным порядком проекта, в который включаются значимые цели (goal values) и связанные с ними практики.
Понятие "цель" содержится также в определении Дженкинса, для которого публичная политика связана не только с совокупностью взаимосвязанных решений, принятых политическим актором или группой политических акторов, но и с селекцией целей и средств их достижения, а также с поиском решений.
Необходимые решения и цели являются центральным моментом в определении публичной политики С. Брукса. Для него публичная политика определяется границами идей и ценностей, опираясь на которые принимаются решения, осуществляются действия или, наоборот, не предпринимаются действия правительством в соответствии с политической ставкой или возникшей проблемой.
В таком подходе публичные политики представляют совокупность деятельности (или недеятельности) политических акторов, стремящихся найти решение проблем.
Некоторые авторы включают в свои определения более частные элементы, которые связаны с личной озабоченностью или с выбором теоретической рамки, которая придала бы особое значение публичным политикам. Например, уже упоминавшийся нами П. Мюлле полагает, что публичная политика существует тогда, когда местный или национальный политический авторитет стремится при помощи скоординированной программы действия изменить культурное, социальное или экономическое окружение социальных акторов, связанных обычно с секториальной логикой.
Указанные нами подходы не исчерпывают поиска научного определения публичной политики. Ряд авторов, раскрывая понятие "публичная политика", указывают на некоторые элементы ее характеристики, помогающие осмыслить специфику рассматриваемого нами феномена. Эти элементы можно объединить в трех группах:
– публичная политика означает нормативную рамку действия;
– публичная политика комбинирует элементы публичной силы и элементы экспертизы;
– публичная политика стремится навести определенный локальный порядок.