Лекция 3. Акторы-посредники публичной политики
Как нами уже было показано выше, различие между этатическими и неэтатическими акторами во многом является искусственным, в силу тесной связи между ними. Эта размытость границ государства еще более наглядно проявляется в той роли, которую играют в публичной политике и другие акторы, многие из которых занимают промежуточное положение между публичным и частным.
Промежуточное положение акторов-посредников, помимо сказанного, выражается в той роли, которую указанные акторы играют во взаимодействии между собой секториальных институтов, а также на различных уровнях (международные, национальные или наднациональные) публичного действия, или, добавим, между форумами и аренами публичной политики. Свое утверждение указанные акторы производят, в том числе под влиянием эволюции публичной политики. Это проявляется в следующем:
• постановка под вопрос секторов на основе развития пересекающихся публичных действий (как это показывают примеры сохранения окружающей среды или городская политика);
• умножение и переплетение между собой уровней публичного действия (инфра- и наднационального);
• развитие процедурных выражений политики, определяющих рамки взаимодействия (контракты, партнерство, участие и т. д.).
Общая характеристика акторов-посредников
Политологи определяют данную категорию акторов публичной политики на основе сочетания трех элементов.
Во-первых, следует сказать о способности данных акторов оказывать воздействие на различные арены, от которых правила, процедуры, знания и представления, характеризующие эти арены, могут быть отдалены. Речь идет прежде всего о медиаторах между институтами, в отношении которых они находятся чаше всего на определенном отдалении.
Во-вторых, посредники являются своеобразными рэле между группами, средами и организациями с расходящимися интересами, но которые являются взаимозависимыми. При этом деятельность посредников нацелена на мобилизацию возможностей партнерства разнообразных социальных акторов.
Наконец, акторы-посредники выполняют двойственную роль. Прежде всего, они вырабатывают аргументацию и общие представления, что, понятно, связано с когнитивным измерением посредничества как объединяющей деятельности. Эта деятельность связана со способность осуществить переход от когнитивного пространства к пространству знаний, способов рассуждения, верований, регистрам легитимации и т. д.
Нужно сказать, что в ходе такой деятельности приходится соединять и понимать различные точки зрения, находить общий язык с различными агентами публичного действия. Понятно, что данная деятельность производится в рамках форумов публичной политики, т. е. на пространствах интеллектуального "производства" публичного действия.
Вторая роль акгоров-посредников соответствует работе по выработке компромисса и приемлемых для всех решений, что связано со стратегическим измерением посредничества. Отметим, что такая деятельность связана с аренами решений по публичной политике.
Показанная нами двойственность в деятельности посредников находит применение в социальных науках. Так, в социологии организаций используется понятие акторов-рэле, призванных содействовать взаимодействию организации и ее окружения. Эта двойственность посредника определяется тем, что он является неизбежно представителем окружения данной организации, а также организации, которая находится вне данной организации. М. Крозье и Э. Фридберг приводят пример ассоциации родителей учеников школы. В социологии науки используются понятия "выразитель", "проводник" и особенно "переводчик" для характеристики тех посредников, что обеспечивают выстраивание отношений между различными научными пространствами и вырабатывают смысл, принимаемый всеми, в процессе когнитивной гибридизации.
В рамках работ, посвященных анализу публичной политики, также встречаются обращения к акторам-посредникам. Так, французские ученые Б. Жобер и П. Мюле, говоря о посредниках, указывают на коллективных акторов, с одной стороны, а с другой – или на высших чиновников государственного аппарата, или на группы интересов.
П. Сабатье и X. Дженкинс-Смит говорят о посредниках (policy brokers), относя к ним прежде всего экспертов, а иногда высших чиновников, которые находятся за пределами коалиций, но играют существенную роль в процессе их взаимодействия.
Жан-Пьер Годен, в свою очередь, говорит о "мессионерах на переговорах", действующих в рамках контрактной публичной политики. Они также, по Годену, выполняют двойную роль: роль проектировщиков (переговоров и формулирования коллективного проекта) и роль социального посредника, призванного быть майевтиком взаимодействия.
Несмотря на определенные различия в подходе политологов к понятию "посредник", есть все основания говорить о том, что актор-посредник
"тем более способен вступать в посредничество между институтами, чем в большей мере он располагает способностью интерпретации правил, которые на локальном уровне определяют саму возможность встреч между институционными средами; что он может избавляться (моментно) от горизонтальных и вертикальных зависимостей, которые ему навязываются статусом; что он умеет использовать правила и навязывать собственные правила различным средам, в которые он вмешивается; что ему удается мобилизовать и контролировать легитимные образы групп и пространств, с которыми он вступает в контакт; что он способен опираться на ориентир "величия", обращаясь к универсальному принципу или общему интересу. Он обычно стремится урегулировать конфликт на основе определенного отношения к правилу или адаптации к контексту ситуации".
Понятие "актор-посредник" позволяет понимание роли лиц, осуществляющих трансферы публичной политики.
Что следует понимать под трансфером в публичной политике? Политологи Д. Доловиц и Д. Марш определяют трансфер как
"процесс, при помощи которого знание о публичной политике, административных структурах, институтах и т. д. в данный момент и/или в данном месте используются для развития публичной политик, административных структур и институтов в другой момент и/или другом месте".
Как отмечают политологи И. Дезалэй и Б. Гарт, профессиональные траектории акторов, осуществляющих международные трансферы, коренятся на множественных уровнях (международном и национальном, прежде всего) с прямыми и возвратными актами, нередко пересекающимися между собой, что позволяет увеличивать их стратегическую способность:
"Международная сцена... умножает возможности для ведения двойной игры к значительной выгоде контрабандистов, посредников или компрадоров в символическом плане, которые могут эксплуатировать в средах неопределенности и приближения международных обменов, прежде чем добиться увеличения своего поля маневра".
Национальное и транснациональное, взаимодействующие между собой, являются взаимозависимыми феноменами, и распространение моделей и норм в международной практике связано с влиянием двойной динамики, исходящей от экспорта и импорта:
"Рост рынка символического импорта-экспорта основан на спросе, порождаемом дворцовыми войнами стран-импортеров, и предложением, питающимся международным соперничеством за экспорт экспертизы и знаний о государстве".
В таком подходе обращение к акторам-посредникам позволяет преодолевать различие между акторами, являющимися транснациональными экспортерами, и национальными акторами, являющимися импортерами. При этом оказывается, что данное различие является, по сути дела, искусственным, если учесть, что взаимосвязи между этими акторами являются многочисленными.
Следует сказать и о том, что социологическое осмысление акторов-посредников, действующих на международной сцене, предполагает знание конфигураций многоуровневого взаимодействия, что характерно для современного публичного действия. Такое знание вовсе не ограничивается сбором биографических материалов. Требуется изучение мест и пространств взаимодействия (форумы, коллоквиумы, семинары, собрания и т. д.), в рамках которых используются акторы-посредники.
Нужно сказать акторы-посредники, чаще всего, являются индивидуальными акторами. И их личные профессиональные траектории тем или иным образом несут печать своего социального происхождения, полученного образования, совокупности знаний, теми позициями, которые они занимают в той или иной публичной политике, обязательствами, которые они в связи с этим имеют.