Активные операции
Активными операциями банка является размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет. Конгломерат активных операций банков обширен и многообразен. В каждом банке складывается индивидуальная структура таких операций. Если сконцентрировать активы в крупные функционально-целевые группы, можно выделить два основных вида – кредиты и инвестиции в ценные бумаги. На них мы и сосредоточимся, а начнем с ведущих банковских активных операций – кредитных.
Кредитные операции
Именно при предоставлении кредитов наиболее ярко проявляется сущность банка как финансового посредника. Известный британский экономист и юрист Генри Маклеод писал о банках, что это "фабрики кредита". Виды и формы банковского кредита были подробно охарактеризованы в гл. 11. Здесь же мы рассмотрим алгоритмы и механизмы банковского кредитования в системе отношений "банк – заемщик".
Кредитные операции, несмотря на их индивидуальный характер, требуют единообразного и осмысленного их проведения, следования банка стандартным правилам. Это достигается составлением программы действий банка в области предоставления кредитов – кредитной политики. Каждый банк выбирает индивидуальную форму руководства по проведению кредитных операций. Это может быть кредитный меморандум, руководство по кредитной политике; в более дробном, детализированном и конкретном виде требования к кредитным операциям представлены в документах типа "Нормы кредитования", "Инструкция по кредитованию". В любом случае должны быть определены принципы кредитования, стандарты, параметры, процедуры, директивы сотрудникам.
Организационное обеспечение кредитных операций заключается в функционировании специальных операционных служб. В общем стандартном виде это кредитный отдел, кредитный комитет, в расширенном варианте – также и другие подразделения (служба управления кредитными рисками, отдел кредитного анализа, юридическая служба и пр.).
Индивидуальная кредитная операция имеет некий алгоритм, выстраиваемый по определенной схеме. Его типичные элементы, или последовательные этапы, – это рассмотрение кредитной заявки и переговоры с потенциальным заемщиком, кредитный анализ (изучение кредитоспособности клиента и оценка риска по ссуде), подготовка и заключение кредитного соглашения, кредитование клиента, сопровождение кредита, работа с проблемной задолженностью, погашение кредита.
Кредитная заявка содержит информацию клиента о себе (краткая характеристика заемщика, его правоспособность, учредители и собственники, информация о его бизнесе и деловых партнерах) и его конкретные пожелания (цель, размер, срок кредита, обеспечение и источники погашения). Банк анализирует кредитную заявку на полноту и достоверность и готовит правовое заключение, касающееся в основном подтверждения правоспособности клиента и полномочий представляющих его лиц.
На этапе переговоров отношения максимально персонифицируются и банк получает ответы на более конкретные вопросы, дабы оценить степень делового риска и степень финансового риска. Деловой риск оценивается по таким показателям, как профиль заемщика, уровень специализации, устойчивость спроса на продукцию заемщика, состояние отрасли, ее перспективы, уровень внутриотраслевой конкуренции, значимость заемщика на региональном рынке, социальная значимость и взаимоотношения с государственной (местной) властью; динамика производства и продаж, структура активов, состояние материально-производственной и сбытовой базы заемщика, уровень логистики; достаточность транспортных мощностей, помещений, складов и хранилищ, технологические риски, ключевые партнеры компании (поставщики, покупатели, потребители, заказчики), качество кооперационных связей, маркетинговая и рекламная политика и т.д.
В случае осуществления заемщиком внешнеэкономической деятельности оценивается его позиция на внешнем рынке, валютные риски, принимается во внимание международный кредитный рейтинг. Чрезвычайно важны корпоративные аспекты – качество управления, компетентность и опыт менеджмента, деловая репутация, качество и оперативность учета и отчетности, стратегия развития бизнеса, его прозрачность, зависимость от аффилированных лиц, дивидендная политика, вхождение в группы и холдинги и пр. Одним словом, оценивается рыночная позиция и перспективы клиента, уровень бизнес-риска.
Оценка финансового риска производится с помощью сбора и анализа информации о финансовом состоянии потенциального заемщика, дабы можно было определить степень его кредитоспособности и возможность погашения кредита. С помощью различных методов анализа (метод коэффициентов, факторный, корреляционный) детализируется информация о финансовом положении заемщика – объемы продаж, активы и пассивы компании, финансовая устойчивость, рентабельность, ликвидность, структура затрат, денежные потоки, взаимозадолженности с партнерами, в том числе проблемные, зависимость от государственного субсидирования, налоговая позиция, риск финансовых санкций и т.д. Это необходимо для того, чтобы понять, какие источники погашения кредита будут ведущими (текущие денежные потоки, прибыль, продажа активов, рефинансирование задолженности, помощь третьих лиц).
Выясняется кредитная история потенциального заемщика, его взаимоотношения с другими банками, длительность отношений с ними, дисциплина платежей клиента, наличие непогашенных или просроченных кредитов, история иных кредитных публичных заимствований, внебалансовые обязательства (гарантии и поручительства, вовлеченность заемщика в судебные разбирательства), вероятность реорганизации.
Таким образом, собранные сведения являются информационным массивом, на базе которого оценивается кредитоспособность заемщика. Агрегированная оценка кредитоспособности выражается в выставлении ему кредитного рейтинга или отнесении к тому или иному классу. Как правило, высокий рейтинг и статус первоклассного клиента предполагают некоторые льготы и привилегии по ценовым условиям и кредитному контролю; низкий рейтинг и статус клиента третьего класса предполагает более жесткие условия кредитования. Средний уровень клиента означает кредитование на общих условиях.
На основе общей оценки кредитоспособности клиента банк проводит экономический анализ конкретной кредитуемой сделки, уточняет профиль будущего кредита. Для этого подробно анализируются рентабельность операции, доля кредита в общем финансировании проекта, соотнесение платежей по кредиту с денежными оборотами.
После детального анализа принимается принципиальное решение о выдаче кредита либо отказе в кредитовании. Причинами отказа могут быть неудовлетворительное финансовое состояние заемщика, высокая долговая нагрузка, плохая кредитная история, недостоверность документации, неясность цели кредитования, неопределенность бизнеса заемщика, нестабильность его доходов. Вслед за принципиальным решением о выдаче кредита начинается работа по сбору всей необходимой информации для заключения кредитного договора (юридические документы, бухгалтерская отчетность, бизнес-план кредитуемого проекта, контракты, лицензии, сертификаты, касающиеся кредитуемой хозяйственной операции, документы об обеспечении кредита, аудиторское заключение, информация кредитных бюро, неофициальная информация, поступающая от государственных органов, налоговых инспекций, контрагентов компании и пр.).
В итоге вся кредитная документация постепенно группируется, накапливается и контролируется в грех блоках – представляемая клиентом (кредитная заявка, бизнес-план, отчетность, договоры залога и поручительства), составляемая банком (заключение на заявку, информация от третьих лиц) и совместная информация (кредитный договор, срочные обязательства и пр.). Вся кредитная документация, включая ту, которая сопровождает выполнение кредита (переписка, справки, итоги проверок заемщика), представляет собой кредитное дело (досье).
Структурирование ссуды как этап кредитных операций включает определение основных характеристик кредита – вида, суммы, срока, способа погашения, обеспечения, цены кредита, прочих условий. Суммы и срок кредита определяются в пределах лимитов кредитного комитета с учетом характера сферы заемщика. Обязательным условием является соблюдение лимитов кредитования на одного заемщика, лимитов по крупным кредитным рискам, устанавливаемых нормативами Центрального банка. Детально обговариваются форма ссуды, графики предоставления и погашения, схемы начисления процента, алгоритм оценки ликвидности залога, его юридической чистоты, способ хранения залога и т.д.
Существенное место в структурировании ссуды занимают финансово-ценовые параметры кредитной сделки – величина общей платы за кредит (процентная ставка и комиссии), размер компенсационного остатка на счете и пр. Основными факторами уровня платы за кредит являются финансовое положение заемщика, его рейтинг, статус, кредитная история, конкретный риск по сделке, качество обеспечения кредита, а также макроэкономические факторы – уровень инфляции, состояние рынка ссудных капиталов и пр. Согласно ст. 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", кредитная организация не имеет нрава в одностороннем порядке изменять процентные ставки по кредитам, комиссионное вознаграждение, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или договором с клиентом. Более подробная информация о ссудном проценте содержится в гл. 10.
Заключение кредитного договора является важной юридической стороной кредитных операций банка, легитимизирующей его отношения с заемщиком. Не касаясь детально правового содержания кредитного договора, отметим лишь один важный для обеих сторон аспект – включение в договор финансовых ковенант[1]. Финансовые ковенанты оговаривают поддержание на определенном уровне экономических показателей деятельности обязующейся стороны.
Например, устанавливаются минимальные или максимальные значения для размера собственного капитала, доли активов, находящихся в залоге у третьих лиц, размера дебиторской задолженности, уровня выплаты дивидендов и пр. Еще пример: в 90% случаев банки включают ковенанту в виде обязательности перевода денежных оборотов заемщика в банк-кредитор. Это не вполне добросовестное условие. В Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-Φ3 "О защите конкуренции" предполагается внести поправки и классифицировать такие действия банков как недобросовестную конкуренцию. Приведем пример рейтинговой ковенанты: снижение рейтинга заемщика ниже оговоренного уровня влечет за собой право кредитора потребовать досрочного погашения займа.
После заключения кредитного договора и срочного обязательства и зачисления средств на ссудный счет заемщика наступает этап обслуживания кредита и осуществления кредитного контроля. Кредитный мониторинг ведется на основе кредитного досье заемщика, где собрана вся документация о кредите. Он включает контроль графика платежей по кредиту – денежных перечислений заемщика в погашение ссуды и уплаты процентов. Кредитный мониторинг включает текущий контроль финансового положения заемщика, проверку обеспечения, иногда – корректировку условий кредитного договора: рефинансирование, пролонгацию, перерасчет процентов по ссуде, передачу коллекторским агентствам проблемных кредитов (в основном по массовым однородным ссудам заемщикам – физическим лицам).
Важным элементом кредитования является работа банка с проблемными кредитами (troubled loans). Они могут возникнуть как вследствие финансовых затруднений заемщика, так и в результате неудовлетворительного кредитного менеджмента банка. Индикаторы некачественных кредитов выявляются в ходе кредитного контроля и включают:
• нарушения графика платежей по кредиту, их нерегулярность, допущение просрочки;
• падение объемов производства и продаж;
• внезапное дивестирование (продажу) материальных активов (оборудования, материалов);
• резкие колебания по счетам;
• ухудшение ключевых финансовых показателей (ликвидности, рентабельности), рост дебиторской задолженности, отрицательный собственный оборотный капитал, резкий рост долга в структуре капитала, отрицательные чистые активы, рост задолженности по выплате дивидендов;
• снижение качества обеспечения.
После констатации проблемной ссуды банк разрабатывает тактику ее спасения. Это могут быть самые разнообразные меры – довнесение обеспечения, рефинансирование или реструктурирование задолженности, получение дополнительных гарантий, консультационная помощь по санации и финансовому оздоровлению, переговоры с третьими лицами о финансовой помощи, обращение к гарантам, продажа залоговых активов. Если эти меры не помогают, банк как один из кредиторов инициирует банкротство заемщика.
Консолидированный анализ масштаба и структуры банковских операций по кредитованию представлен в табл. 14.2.
Таблица 14.2
Структура кредитных операций банковского сектора на 01.01.2014
Показатели |
% к общей сумме кредитов |
% к сумме активов |
1. Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства, всего |
100,0 |
70,4 |
1.1. Кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные нефинансовым организациям – резидентам, из них: |
50,3 |
35,4 |
1.1.1. Кредиты физическим лицам – индивидуальным предпринимателям |
1,7 |
1,2 |
1.2. Кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные юридическим лицам – нерезидентам (кроме банков) |
5,4 |
3,8 |
1.3. Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства, предоставленные финансовому сектору, из них: |
8,1 |
5,7 |
1.3.1. Кредитным организациям – резидентам |
5,2 |
3,6 |
1.3.2. Финансовым организациям – резидентам |
2,9 |
2,1 |
1.4. Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства, предоставленные банкам- нерезидентам |
7,5 |
5,3 |
1.5. Кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные государственным финансовым органам и внебюджетным фондам |
2,0 |
1,4 |
1.6. Кредиты физическим лицам – резидентам |
24,6 |
17,3 |
1.7. Кредиты физическим лицам – нерезидентам |
0,1 |
0,0 |
Из таблицы видна преимущественная ориентация российских банков на кредитование российских предприятий нефинансовой сферы, т.е. предприятий реального сектора. На них приходится более половины всех кредитов и 37% всех активов. Значимым также является кредитование российских граждан (соответственно 24,1 и 17,3%). Таким образом, резидентам предоставляется 3/4 всех кредитов, что является обоснованным и закономерным фактом.