Аксиома 8. Наследственные задатки являются фактором развития человека

"Человеку, наделенному способностями сверх обычного, можно сообщить высокие и глубокие принципы. Но человеку со слабым умом нельзя сообщить высоких и глубоких принципов"[1].

"Способность познавать все – это врожденное качество человека"[2].

"Способность к знанию – это прирожденный дар, благодаря которому приобретают знания, но это еще не само знание, подобно тому, как видят солнце, обладая способностью видеть"[3].

"Действительно, в ком столь же остры ум, сообразительность и память, как у этого юноши, те по большей части впечатлительны и норовисты, они носятся стремительно, как порожние триеры, и по природе своей скорее неистовы, чем мужественные; а более уравновешенные, те как-то вяло подходят к ученью, их отягощает забывчивость"[4].

Аксиома 9. Воспитание есть образование привычек

"Усвоение преподанного зависит от привычек слушателя: какие у нас сложились привычки, такого изложения мы и требуем, и то, что говорят против обыкновения, кажется неподходящим, а из-за непривычности – более непонятным и чуждым, ибо привычное более понятно. <...> Одни не воспринимают преподанного, если излагают математически, другие – если не приводят примеров, третьи требуют, чтобы приводились свидетельства поэта. И одни хотят, чтобы все излагалось точно, а других точность тяготит или потому, что они не в состоянии связать [одно с другим], или потому, что считают точность мелочностью"[5].

"Учитель сказал: “По природе все люди сходны между собой, привычки и воспитание делают людей отличными друг от друга <...> Лишь высшая мудрость и крайняя глупость неизменимы”"[6].

Аксиомы Я. А. Коменского

Под аксиомами Коменский понимает двоякие вещи. В первом значении – это врожденные идеи, запечатленные в нашем мозге. Они активизируются воспитанием – всеобщим средством "пробуждения разума". Если научиться разумно расспрашивать восьмилетнего ребенка о любой части философии, то на все услышим разумный ответ, потому что свет разума, если умеешь им пользоваться, по словам Протагора, есть мера всех вещей. Во втором значении аксиомы для Коменского – истины, принимаемые без новых доказательств.

Аксиома 1. Пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира.

Аксиома 2. Приобретенные в семье пороки ведут позже к мучительным трудностям в школах, церквях и общественной жизни.

Аксиома 3. Всего тщательнее надо воспитывать тех, на кого другие возлагают свои надежды, например детей знати, государей.

Аксиома 4. Основа хорошего воспитания состоит в том, чтобы все научились понимать, чем отличается человек от животного, чем отличается добрый человек от злого, ученый от неученого, мудрый от глупого и, наконец, чем земная жизнь отличается от будущей, и путь, ведущий к блаженству, от пути, уводящего к погибели.

Аксиома 5. Воспитание и обучение – единый органически неделимый процесс[7].