Агностицизм и скептицизм Д. Юма
Шотландский философ, историк и дипломат Дэвид Юм (1711 – 1776), известен тем, что преобразовал субъективно-идеалистическую теорию познания Дж. Беркли в духе агностицизма и скептицизма, результаты чего представлены в его работах "Трактат о человеческой природе, или Попытка применить на опыте метод рассуждения к моральным предметам" и наиболее известном труде "Исследование о человеческом познании".
В своем философском учении Юм примыкал к исходным субъективно-идеалистическим положениям философии Дж. Беркли, но, в отличие от последнего, он не переходил на позиции объективного идеализма и не делал из своей философии религиозных выводов.
В теории познания Юм, подобно Беркли, исходил из ощущений или впечатлений субъекта. Однако по вопросу об источнике ощущений он занимал агностическую позицию. В отличие от Беркли, который источник ощущений искал в мировом духе, Боге, Юм считал невозможным ссылаться на Бога, так как никакой человеческий опыт не может доказать его существования. Юм также не хотел следовать в этом вопросе за материализмом и признать существование вещей, независимых от сознания. Он считал, что человеческому уму недоступно ничего, кроме образов и восприятий, но каков их источник – неизвестно. Человеческие чувства не могут установить никакого соотношения между образом и его объектом, хотя люди, в силу природного инстинкта или предрасположения, готовы верить своим чувствам.
Задача философии, согласно Юму, – исследование ощущений и восприятий и выяснения тех отношений, которые устанавливаются между ними в человеческом сознании.
Как и Беркли, Юм не признавал никаких различий между первичными и вторичными качествами: и те и другие субъективны. Все первичное ОГЛАВЛЕНИЕ сознания он характеризует термином "восприятие". Все восприятия он подразделял на простые (например, красный, теплый) и сложные (например, яблоко). Из этих впечатлений и представлений строится, согласно Юму, все ОГЛАВЛЕНИЕ сознания и все знание. Ум сам по себе ничего не приносит в этот материал. Он способен лишь приводить в порядок и комбинировать впечатления.
Возникает вопрос: "Как идеи связаны друг с другом?" Согласно концепции Юма, связь между идеями осуществляется на основе трех принципов, к которым относятся принципы сходства, смежности во времени и пространстве и принцип причинности.
Последний принцип – принцип причинности – вызвал оживленную дискуссию среди философов, поскольку именно он лежит в основе научного познания. Юм прекрасно понимал, что научное естествознание стремится к раскрытию причинно-следственной связи в природных явлениях. Он считал, что отношение между причиной и следствием не может быть выведено ни интуитивно, ни путем логического анализа и доказательства. Причинно-следственные связи являются лишь результатом привычной связи восприятий. К примеру, ни один человек, видевший только однажды, что тело движется, получив толчок от другого тела, не мог бы заключить, что всякое тело придет в движение после подобного толчка. Возможно, причинные связи и существуют, но установить это не представляется возможным. Значит, причинная связь непознаваема. Поэтому и вопрос о том, что служит причиной наших ощущений, незаконен. Следовательно, разрешить спор между Дж. Локком, утверждавшим, что причиной наших ощущений являются вещи, и Дж. Беркли, считавшим причиной ощущений Бога, мы не можем.
Итогом философии Д. Юма оказался скептицизм, который носил не методологический, как это было у Декарта, а мировоззренческий характер. Путем цепочки рассуждений он приходит к скептическому выводу о невозможности достоверного познания мира. "Самая совершенная философия природы, – как писал Юм, – только отодвигает дальше границы нашего незнания..."[1]
Он считал, что "мы должны сохранять свой скептицизм во всех случаях жизни", в том числе и по отношению к бытию Бога. В своих работах шотландский мыслитель подверг критике рационалистические доказательства бытия Бога. Подробно рассматривая вопрос о происхождении религиозных верований, он пришел к выводу, что источник религии – в фантазии людей, стимулируемой чувствами страха и надежды. Вместе с тем Юм не отвергал религию, а считал необходимым сохранить религиозную мораль для народных масс, предназначая религиозный скептицизм для просвещенных социальных верхов.
Влияние идей Д. Юма на последующее развитие философской мысли значительно. Его религиозный скептицизм был использован французскими просветителями, которые высоко оценивали эту сторону взглядов Юма. И. Кант, чья критическая философия стала прямой реакцией на идеи Юма, говорил, что Юм пробудил его от "догматического сна". Учение Юма – один из источников западной философии позитивизма и неопозитивизма.