Агиографическое творчество Епифания Премудрого

Историческая эпоха рубежа XIV–XV вв. породила тот тип церковного деятеля, который способствовал духовному возрождению русского народа, консолидации русских княжеств вокруг Москвы и стал главным объектом поэтизации в житиях святых, созданных Епифанием Премудрым. Герои его произведений – не затворники и аскеты, а натуры деятельные, кипучие, их подвигам присущ государственный размах. Среди них миссионер- просветитель Стефан Пермский, который крестил пермяков, составил азбуку и перевел на пермский (зырянский) язык книги Священного Писания, основатель Троицкого монастыря Сергий Радонежский. Преподобный Сергий благословил на Куликовскую битву московского князя Дмитрия Ивановича, чье житие, возможно, тоже принадлежит перу Епифания. Святые этого типа, по словам историка В. О. Ключевского, своей жизнью-подвигом дали "почувствовать заскорбевшему народу, что в нем не все еще доброе погасло и замерло".

Свод биографических сведений о Епифаний Премудром (вторая половина XIV – первая четверть XV в.) скуден. Известно, что он учился в ростовском монастыре Григория Богослова вместе со Стефаном Пермским; прекрасно знал книги Священного Писания, святоотеческую и агиографическую литературу, видимо, владел и славянским, и греческим языками. Долгое время Епифаний жил в Троице-Сергисвом монастыре, являясь учеником и сподвижником Сергия Радонежского (вторая половина 1370-х – 1380-е). Здесь к Епифания) Премудрому пришла слава опытного книжного писца и графика. В 1390-е гг. он перебирается в Москву, где становится причастным к летописанию.

Во время нашествия Едигея (1408) Епифаний бежал из Москвы в Тверь и нашел приют у архимандрита Спасо-Афанасьева монастыря Корнилия (в схиме – Кирилла), с которым позднее состоял в переписке. Послание Епифания к "другу своему Кириллу" (1415) содержит ценные сведения о Феофане Греке, с которым писатель сблизился в московский период жизни. По свидетельству Епифания, Феофан расписал более 40 церквей в Константинополе и Кафе, Великом и Нижнем Новгороде, Москве и других городах. Автора послания поражала свободная манера работы художника, который никогда не копировал образцы. Из письма становится известно, что и сам Епифаний был изографом, скорее всего, миниатюристом: не случайно стиль его литературных произведений нередко сравнивают с плетеным орнаментом, распространенным в книжной графике того времени.

Епифаний Премудрый принадлежал к интеллектуальной элите русского общества рубежа XIV–XV вв. По предположению ученых, он выполнял обязанности секретаря митрополита Фотия; в 1411 г. в составе свиты московской княжны Анны, сосватанной за византийского цесаревича, совершил путешествие в Константинополь; побывал на Афоне и в Иерусалиме. Последние годы жизни Епифаний провел в Троице-Сергиевом монастыре, где и умер (не позднее 1418–1419).

Епифания Премудрого относят к когорте троицких писателей, среди которых он был первым не только по старшинству, но и по значимости сделанного. Кроме монументальных агиографических полотен, какими являются жизнеописания Стефана Пермского и Сергия Радонежского, им созданы "Похвальное слово" Сергию, ряд фрагментов Троицкой летописи. Несомненна стилевая близость к этим произведениям "Слова о житии" московского князя Дмитрия Ивановича Донского. Список сочинений, принадлежащих Епифанию Премудрому, со временем будет пополнен и уточнен.

Наиболее ярко талант писателя проявился в области агиографии. Созданные Епифанием жития святых принято расценивать как вершинные явления экспрессивно-эмоционального стиля в русской литературе. Епифаний Премудрый пытался изобразить богатый духовный мир своих героев, уяснить причинно-следственную связь между их "нравом" и "деянием". Нравственное совершенство человека он мыслил как результат напряженного труда.