Лекция 12. АДВОКАТ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Для четкого понимания роли и места адвоката в избирательном процессе необходимо кратко ознакомиться с базовыми принципами функционирования избирательной системы как институциональной основы демократии, иметь представление о генезисе избирательной системы современной России и представлять основные тренды развития российской политической системы в части, касающейся выборов.
Типы избирательных систем определяются принципами формирования представительного органа власти и соответствующим порядком распределения мандатов по итогам голосования, также предусмотренными в законодательстве о выборах.
На сегодняшний день модель избирательной системы напрямую зависит от политического режима отдельной страны и тех целей, которые политическая элита страны ставит перед законодателем в рамках формирования нормативной базы избирательной системы.
Однако основные исторически сложившиеся типы избирательных систем весьма просты для понимания — это мажоритарная и пропорциональная избирательные системы.
Мажоритарная избирательная система — система формирования выборных органов власти на основе персонального (индивидуального) представительства, в которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов.
Пропорциональная избирательная система — система формирования выборных органов власти на основе партийного представительства, в которой депутатские места (мандаты) в представительном органе власти распределяются в соответствии с числом набранных партиями голосов в процентном выражении.
Сочетание вышеуказанных систем дает смешанную избирательную систему. Смешанная избирательная система — это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть — на партийной основе по пропорциональному принципу представительства.
Приводимая ниже таблица показывает многообразие избирательных систем, так или иначе применяемых на практике, в зависимости от уровня выборов и их специфики.
Классификация избирательных систем[1]
| 
 Избирательная система  | 
 Избирательные округа  | 
 Голосование за кандидатов или за партии  | 
 Способ голосования  | 
| 
 Мажоритарная  | 
 одномандатные  | 
 за кандидатов  | 
 категорическое  | 
| 
 Мажоритарно-преференциальная  | 
 одномандатные  | 
 за кандидатов  | 
 преференциальное  | 
| 
 Единственного непередаваемого голоса  | 
 многомандатные  | 
 за кандидатов  | 
 категорическое  | 
| 
 Блоковая  | 
 многомандатные  | 
 за кандидатов  | 
 одобрительное  | 
| 
 Кумулятивный вотум  | 
 многомандатные  | 
 за кандидатов  | 
 кумулятивное  | 
| 
 Единственного передаваемого голоса  | 
 многомандатные  | 
 за кандидатов  | 
 преференциальное  | 
| 
 Закрытых партийных списков  | 
 многомандатные  | 
 за партии  | 
 категорическое  | 
| 
 Открытых партийных списков  | 
 многомандатные  | 
 за партии и за кандидатов  | 
 за партии — категорическое, за кандидатов — возможны разные варианты  | 
| 
 "Панаширование"  | 
 многомандатные  | 
 за кандидатов и (фактически) за партии  | 
 одобрительное  | 
| 
 "Персонализированная" смешанная  | 
 многомандатные и одномандатные  | 
 за партии и за кандидатов  | 
 категорическое  | 
| 
 "Добавочных представителей"  | 
 одномандатные и многомандатные  | 
 за кандидатов и (фактически) за партии  | 
 категорическое  | 
Развитие российской политической системы в 1991—2010 гг. позволяет сделать ряд выводов о направлениях изменений в рамках избирательного процесса на среднесрочный период;
1) постепенный переход от концепции избирательной системы мажоритарного типа к концепции избирательной системы пропорционального типа;
2) постоянное усиление роли партий и партийной системы в избирательном процессе, как с политической, так и с юридической точки зрения;
3) усиление роли правовой составляющей, юридической техники на каждой из стадий избирательного процесса.
Подтверждением вышеописанных трендов является выступление Президента РФ Д. А. Медведева перед Федеральным Собранием, где он в частности сказал: "Важнейший показатель качества жизни людей — это качество политической системы. Для ее совершенствования на федеральном и региональном уровне был принят целый ряд решений. Стоя на этой трибуне, в 2008 году я сформулировал 10 позиций и в 2009 году я сформулировал 10 позиций по совершенствованию нашей политической системы и демократии... К сожалению, роль большинства политических партий в работе муниципалитетов пока практически не ощущается, в результате на местном уровне не все партии выполняют функцию общероссийских политических организаций. Я предлагаю сделать обязательным использование пропорциональной или смешанной избирательной системы на выборах представительных органов в городских округах и муниципальных районах с численностью депутатов не менее 20 человек. Политическая конкуренция на низовом уровне будет способствовать укреплению доверия к партийной системе и повышению ответственности партий перед избирателями. Следует сделать их ближе к повседневной жизни наших граждан... Таким образом, выборы в Государственную Думу в декабре следующего года пройдут уже в условиях политической системы, обновленной на всех уровнях".