Адвокатура России в периоде 1864 по 1917 год

Во второй половине XIX в. в период царствования Александра II в России произошли кардинальные преобразования российского общества и государства. После отмены крепостного права был осуществлен ряд реформ: военная, крестьянская, земская, городская реформы, в том числе и судебная реформа. В результате проведения Судебной реформы 1864 г. в России был создан институт адвокатуры.

В 1861 г. началась планомерная подготовка судебной реформы, была образована комиссия, результатом работы которой стали "Основные положения преобразования судебной части в России", утвержденные императором Александром II 29 сентября 1862 г. Эти Положения состояли из трех частей, посвященных соответственно судоустройству, гражданскому и уголовному судопроизводству. В них были зафиксированы следующие принципиальные изменения: осуществлено отделение суда от администрации, включавшее гласность и состязательность судебного процесса, выборный мировой суд, несменяемость судей и судебных следователей, введен суд присяжных заседателей.

Все это легло в основу документа, утвержденного Александром 11 20 ноября 1864 г., "Учреждение судебных установлений". Этим актом впервые в России был учрежден институт адвокатуры, присяжных поверенных.

Институт присяжных поверенных создавался в качестве особой корпорации, состоявшей при судебных палатах. Несмотря на существование определенного судебного контроля, присяжная адвокатура являлась компетентной и самоуправляемой организацией адвокатов. Органами самоуправления были совет и общее собрание присяжных поверенных.

В акте "Учреждение судебных установлений" были определены предъявляемые к присяжным поверенным условия, они фактически совпадали с требованиями, предъявляемым к судьям. Так, кандидат в присяжные поверенные должен был иметь высшее юридическое образование и пятилетний стаж работы по юридической специальности.

Кроме того, существовали определенные условия, препятствующие получению статуса присяжного поверенного. Присяжными поверенными не могли быть:

– лица, не достигшие 25-летнего возраста;

– иностранцы;

– граждане, объявленные несостоятельными должниками (банкротами);

– лица, состоящие на службе от правительства или по выборам, кроме занимающих почетные или общественные должности без жалованья;

– лица, подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишенные духовного сана по приговорам духовного суда;

– граждане, состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собою лишение или ограничение прав состояния;

– граждане, исключенные со службы по суду или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат;

– те, кому по суду воспрещено хождение по чужим делам, а также исключенные из числа присяжных поверенных.

Присяжными поверенными и их помощниками не могли быть лица женского пола.

Названный документ регламентировал порядок поступления в числоприсяжных поверенных. Чтобы стать присяжным поверенным, необходимо было подать прошение в совет присяжных поверенных, указав в нем необходимые в соответствии с законом сведения. К прошению прилагались документы, подтверждающие образование, стаж и другую необходимую информацию о претенденте. Совет присяжных поверенных, рассмотрев представленные лицом документы и приняв к сведению все сведения, которые признавал нужными, выносил постановление о принятии просителя в число присяжных поверенных, о чем выдавалось ему надлежащее свидетельство, или об отказе.

В случае утверждения советом кандидатуры принимаемый в присяжные поверенные приносил присягу по правилам его вероисповедания. Затем принятый в число присяжных поверенных вносился в список поверенных, о чем делалась соответствующая запись в свидетельстве, выданном ему советом присяжных поверенных. Сообщение о принятии лица в присяжные поверенные публиковалось.

Согласно Основным положения преобразования судебной части в России присяжные поверенные не были государственными служащими, они рассматривались как установленные в государственных интересах лица свободной профессии.

Присяжные поверенные имели право принять на себя ведение любого дела, как уголовного, так и гражданского, во всех судебных местах округа судебной палаты, к которой они были приписаны.

По уголовным делам присяжные поверенные принимали на себя защиту подсудимых либо по соглашению, либо по назначению председателя судебного места. Присяжный поверенный, назначенный для производства дела советом или председателем судебного места, мог отказаться от исполнения данного ему поручения только по уважительным причинам.

Гражданские дела присяжные поверенные могли вести на основании доверенности, данной им тяжущимся[1]; словесным заявлением на суде; по назначению советом присяжных поверенных по просьбе тяжущихся или по назначению председателя суда при отказе избранного тяжущимся поверенного.

Оплата за оказание присяжным поверенным юридической помощи определялась соглашением сторон в письменной форме. Кроме того, существовала определенная такса, которой руководствовался суд при исчислении издержек, подлежащих взысканию с проигравшей стороны в пользу выигравшей на оплату услуг адвоката, а также с учетом данной таксы суд определял размер гонорара поверенного, если тот не имел письменного соглашения с клиентом о размере оплаты его услуг.

Кроме того, на присяжных поверенных распространялись определенные запреты при оказании помощи своим доверителям. Так, присяжный поверенный:

– не мог действовать в суде в качестве поверенного против своих родителей, жены, детей, родных братьев, сестер, дядей и двоюродных братьев и сестер, что основывалось на нормах морали и нравственности;

– не мог быть одновременно поверенным обеих спорящих сторон или менять своих доверителей по одному и тому же делу, переходя от одной стороны к другой;

– не имел права покупать или иным образом приобретать права своих доверителей по их тяжбам как на свое имя, так и под видом приобретения для других лиц (Все сделки такого рода признавались недействительными. В случае нарушения данного положения присяжные поверенные привлекались к дисциплинарной ответственности по решению совета.);

– не должен был оглашать тайн своего доверителя не только во время производства его дела, но и по окончании судебного разбирательства.

Помимо этого, каждый присяжный поверенный был обязан вести список дел, порученных ему, и представлять этот список в совет поверенных по первому требованию.

Присяжные поверенные могли быть привлечены к уголовной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности.

К уголовной ответственности подлежал привлечению присяжный, совершивший умышленные действия во вред своему доверителю, в частности, за злонамеренное превышение пределов полномочий и злонамеренное вступление в сношения или сделки с противниками своего доверителя во вред ему или за злонамеренное истребление или повреждение, присвоение, утайку или растрату документов или имущества доверителей. Также присяжные поверенные подлежали уголовной ответственности за умышленное оскорбление членов суда или участников процесса.

Гражданская ответственность наступала при совершении присяжным деяния, нанесшего материальный вред доверителю, например, за пропущенные по вине присяжного поверенного процессуальные сроки.

Совет присяжных поверенных мог привлечь присяжного поверенного к дисциплинарной ответственности, назначив одно из следующих наказаний за нарушение принятых присяжным поверенным взятых на себя обязательств:

1) предостережение;

2) выговор;

3) запрещение отправлять обязанности поверенного в продолжение определенного советом срока, но не более одного года (Если присяжному поверенному уже запрещалось два раза временно отправлять его обязанности, то в случае его новой вины, которую совет признавал заслуживающей такого же взыскания, он исключался из числа поверенных.);

4) исключение из числа присяжных поверенных. Специально оговаривалось и то обстоятельство, что исключенные из числа присяжных поверенных лишаются права поступать в это звание на территории всего государства.

При этом законом был определен порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, обеспечивающий объективное рассмотрение дела о нарушении присяжным поверенным принятых на себя обязательств. Предусматриваюсь истребование от привлекаемого к ответственности присяжного поверенного объяснений в установленный советом срок, его явка на заседание совета, наличие кворума на заседании, а также возможность обжалования постановления совета, за исключением тех, которыми присяжный поверенный подвергался предостережению и выговору.

Что касается совета присяжных поверенных, которому закон предписывал наблюдать за профессиональной деятельностью присяжных поверенных, то данный орган адвокатского сообщества учреждался в каждом округе судебной палаты, если в нем насчитывалось не менее 20 присяжных поверенных. Совет присяжных поверенных избирался проводимым ежегодно общим собранием присяжных поверенных. Число членов совета должно было быть соразмерно числу подведомых[2] совету присяжных поверенных, не менее пяти и не более 15 человек. Перед выборами членов совета общему собранию представлялся отчет о действиях совета за минувший судебный год.

В городах, в которых отсутствовала судебная палата, но проживало более 10 присяжных поверенных, последние могли с разрешения совета присяжных поверенных, действие которого распространялось на данный город, создавать отделения. В судебных округах, где не было совета присяжных поверенных или его отделения, права и обязанности совета возлагались на судебные органы.

В соответствии с законом совет присяжных поверенных обладал следующими полномочиями:

1) рассмотрение прошений лиц, желающих приписаться к числу присяжных поверенных или выйти из этого звания, и сообщение судебной палате о приписке их или об отказе им в этом;

2) рассмотрение жалоб на действия присяжных поверенных и наблюдение за точным исполнением ими законов, установленных правил и всех принимаемых ими на себя обязанностей;

3) выдача присяжным поверенным свидетельств в том, что они не подвергались осуждению совета;

4) назначение поверенных по очереди для безвозмездного хождения по делам лиц, пользующихся на суде правом бедности;

5) назначение по очереди поверенных для ходатайства по делам лиц, обратившихся в совет с просьбой о назначении им таковых;

6) определение вознаграждения поверенному по таксе в случае несогласия по данному предмету между ним и тяжущимся или когда между ними не заключено письменное условие;

7) распределение между присяжными поверенными процентного сбора;

8) наложение дисциплинарных взысканий на поверенных, как по собственному усмотрению совета, так и по жалобам, поступающим в совет.

Вследствие недостаточного количества присяжных поверенных, несмотря на то, что в уголовных процессах кроме присяжных поверенных могли осуществлять защиту близкие родственники, образовалась не упорядоченная законом частная адвокатура в лице всевозможных ходатаев по делам, как правило, гражданским. В связи с чем возникла необходимость в законодательной регламентации возникновения института частных поверенных.

25 мая 1874 г. были утверждены "Правила о лицах, имеющих право быть поверенными по судебным делам". Требования, предъявлявшиеся к частным поверенным, были весьма занижены. В соответствии с вышеназванными правилами частным поверенным мог стать всякий грамотный, совершеннолетний и не учащийся, не отлученный от церкви и не исключенный со службы, из своего сословного общества или из ходатаев по чужим делам, а также не лишенный по суду всех прав состояния.

Частный поверенный осуществлял свою деятельность на основании особого свидетельства на право ходатайствовать по другим делам, которое выдавалось тем судом, в округе которого частный поверенный ходатайствовал по делам.

К дисциплинарной ответственности частный поверенный мог быть привлечен судом, который выдал ему свидетельство. Меры дисциплинарного взыскания были аналогичны мерам, применяемым в отношении присяжных поверенных: предостережение, выговор, запрещение осуществления практики, исключение из числа частных поверенных.

В вышеназванных Правилах осуществлена попытка легализовать деятельность "подпольных" адвокатов, имевших репутацию мошенников, но она оказалась неудачной. Частные поверенные не обладали достаточной юридической квалификацией и нравственными качествами.

В результате Судебной реформы 1864 г., как отмечал современник того времени, русский цивилист и выдающийся адвокат Е. В. Васьковский, организация русской адвокатуры строилась на следующих принципах:

1) совмещение правозаступничества с судебным представительством;

2) относительная свобода профессии;

3) формальное отсутствие связи с магистратурой;

4) корпоративность и сословность организации, сочетавшаяся с элементами дисциплинарной подчиненности судам;

5) договорное определение суммы гонорара[3].

Вместо старых ходатаев и челобитчиков[4] с заднего крыльца, судебной реформой был создан институт адвокатуры. Российскую адвокатуру достойно украсили своими именами выдающиеся представители того времени: В. Д. Спасович, А. И. Урусов, С. А. Андреевский, П. А. Александров, Ф. Н. Плевако, Η. П. Карабчевский, В. И. Жуковский и другие выдающиеся присяжные поверенные.