Лекция 14. АДВОКАТУРА И НОТАРИАТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Появление адвокатуры в России связано с Судебной реформой 1864 г. До этого времени роль адвокатов выполняли стряпчие, ходатаи но делам. Определенных требований к лицам, занимающимся этой деятельностью, не существовало, отсутствовала и какая-либо их организация. В большинстве случаев ходатаями по судебным делам выступали лица, не имевшие не только юридического, но и любого иного образования.

Учреждение судебных установлений, утвержденное 20 ноября 1864 г. Императором Александром II, четко определило правовой статус адвокатов - присяжных поверенных, а также закрепило требования, которым они должны соответствовать.

В соответствии со ст. 354 данного акта присяжными поверенными могли быть лица, имеющие аттестаты университетов или других высших учебных заведений об окончании курса юридических наук либо "по выдержании экзамена в сих науках, если сверх того прослужили не менее пяти лет по судебному ведомству в таких должностях, при исправлении которых могли приобрести практические сведения в производстве судебных дел", или состоявшие не менее пяти лет кандидатами на должности по судебному ведомству, или если они занимались судебной практикой под руководством присяжных поверенных в качестве их помощников. При этом указанные лица не могли быть моложе 25 лет.

Присяжные поверенные приписывались к судебным палатам и избирали место жительства в одном из городов округа той палаты, к которой они были приписаны.

Для надзора за деятельностью присяжных поверенных было предусмотрено создание советов присяжных поверенных.

Ежегодно председателем совета присяжных поверенных созывалось общее собрание, на котором председательствовало лицо, "избранное для сего собравшимися присяжными поверенными из среды себя". Па общем собрании заслушивался отчет о деятельности совета присяжных поверенных за прошедший год, а затем происходили выборы нового состава совета.

Поскольку учреждение адвокатуры было уступкой государственной власти нарастающему общественному движению, ее деятельность достаточно негативно воспринималась самодержавием. В 1875 г. при создании новых судебных органов было приостановлено создание советов присяжных поверенных в тех местах, где они еще не были образованы.

Одновременно с присяжными поверенными в Российской Империи существовал институт частных поверенных, законодательно закрепленный в 1874 г., когда были утверждены Правила о лицах, имеющих право быть поверенными по судебным делам. Частный поверенный осуществлял свою деятельность на основании особого свидетельства, выдаваемого тем судом, в округе которого частный поверенный ходатайствует по делам. Суды, выдавшие свидетельства частным поверенным, имели право накладывать на них дисциплинарные взыскания либо по своей инициативе, либо по предложению прокурора.

Существенные изменения в деятельности адвокатуры произошли после Октябрьской революции 1917 г.

Декретом о суде № 1 от 24.11.1917 ВЦИК упразднил всю судебную систему России, а также адвокатуру. Согласно Декрету интересы личности в суде мог представлять любой человек, обладающий всеми гражданскими правами и неопороченный.

Наркомюст 19 декабря 1917 г. издал Инструкцию "О Революционном Трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний". В соответствии с ней создавались коллегии общественных обвинителей и общественных защитников. Прием в коллегии производился но рекомендации местных Советов. Инструкция предусматривала, что судебное следствие в революционных трибуналах должно было происходить с участием обвинения и защиты.

Декрет о суде № 2 от 07.03.1918 установил: "При Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов учреждается коллегия лиц, посвятивших себя правозаступничеству как форме общественного обвинения, так и форме общественной защиты. В эту коллегию поступают лица, выбранные Советами рабочих, крестьянских депутатов. Только эти лица имеют право выступать в суде за плату". Декрет также предписывал, чтобы члены коллегий правозаступников избирались и отзывались Советами. Каждый обвиняемый был вправе приглашать себе защитника либо просить суд о назначении ему правозаступника. На основании Декрета о суде № 2 местные Советы издавали положения о коллегии правозаступников.

ВЦИК 30 ноября 1918 г. принял Положение о народном суде РСФСР, в соответствии с которым коллегии правозаступников были переименованы и стали называться "коллегиями защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе". Члены данных коллегий признавались государственными служащими и получали оклад в том же размере, что и судьи. Кроме того, данное

Положение значительно ограничило участие защитников в уголовном судопроизводстве. В судебном разбирательстве участие защитника стало выборочным, а не обязательным. Судьи имели право не допускать защитника в суд с целью представления интересов клиента, кроме случаев, когда уголовное дело рассматривал суд с участием шести народных заседателей или когда по делу выступал государственный обвинитель. Контроль за деятельностью коллегий защитников осуществлялся губернскими отделами юстиции.

В 1920 г. коллегии правозаступников были распущены. План привлечения адвокатов к трудовой повинности, утвержденный Третьим Всероссийским съездом работников юстиции 29 июня 1920 г., предусматривал создание системы периодического привлечения юристов, работавших в частных или государственных учреждениях, к ведению дел на основе обязательной трудовой повинности.

Переход к новой экономической политике увеличил сирое на квалифицированную юридическую помощь, которую не могли в полной мере оказать работники отделов юстиции и юристы в порядке трудовой повинности. Это обусловило необходимость создания организации адвокатов.

На III сессии ВЦИК 26 мая 1922 г. было утверждено Положение об адвокатуре, а 5 июля 1922 г. Народный комиссар юстиции издал Положение о коллегиях защитников. При губернских отделах юстиции создавались коллегии защитников по гражданским и уголовным делам. Руководство коллегией осуществлял президиум, избиравшийся на общем собрании адвокатов. Президиум был наделен такими полномочиями, как прием и исключение членов коллегии, осуществление дисциплинарной практики, организация юридических консультаций для обслуживания населения. Адвокат был обязан представлять подробные отчеты о всей проделанной работе.

Надзор за деятельностью коллегий был возложен на суды, исполнительные комитеты, прокуратуру. В частности, стенограммы всех заседаний коллегии направлялись в прокуратуру и суды, а два раза в год президиум предоставлял отчеты о работе коллегии в губернский суд.

Наркомюст СССР 27 февраля 1932 г. утвердил Положение о коллективах членов коллегии защитников. В соответствии с ним высшими органами управления коллектива являлись: общее собрание членов коллектива, бюро коллектива, ревизионная комиссия. Юридические консультации создавались для оказания юридической помощи населению, при этом значительное внимание уделялось созданию консультаций в сельских местностях и рабочих районах. Решение об открытии новых консультаций принималось президиумом коллегии. Членам коллегии защитников было запрещено заниматься иной юридической деятельностью, за исключением работы в качестве юрисконсульта предприятий и учреждений по совместительству. Также было разрешено заниматься научной, педагогической и литературной деятельности. Размер вознаграждения за оказанную юридическую помощь определялся таксой, которая вырабатывалась президиумом коллегии и утверждалась соответствующим судом. Неимущим лицам и гражданам с небольшим заработком юридическая помощь оказывалась бесплатно.

Постановлением Совета народных комиссаров СССР от 16.08.1939 было утверждено Положение об адвокатуре СССР. Общее руководство деятельностью адвокатских коллегий было возложено на Наркомюст СССР, народные комиссариаты юстиции союзных и автономных республик. Положение содержало требование к лицам, поступающим в коллегию: наличие юридического образования или стажа работы не менее трех лет в качестве судьи, прокурора, следователя или юрисконсульта. Лица, не состоявшие членами коллегий адвокатов, могли быть допущены к адвокатской деятельности лишь с разрешения народного комиссара юстиции союзной республики.

Руководил деятельностью коллегии адвокатов президиум, который избирался, как и ревизионная комиссия, на двухлетний срок. Не менее двух раз в год собиралось общее собрание коллегии адвокатов. Руководители юридических консультаций назначалась президиумом коллегии.

Закон РСФСР от 25.07.1962 утвердил Положение об адвокатуре РСФСР, в котором была по-новому установлена подконтрольность коллегий адвокатов, а также значительно расширены права адвокатов при их участии в процессах. Руководство и контроль за деятельностью коллегий адвокатов возлагались на органы исполнительной власти, а общее руководство адвокатурой в РСФСР осуществлялось Министром юстиции РСФСР. Что касается прав адвокатов, то ст. 26 Закона предоставила им право запрашивать справки, характеристики и иные документы из государственных или общественных организаций.

Верховный Совет СССР 30 ноября 1979 г. принял Закон СССР "Об адвокатуре в СССР", а Законом РСФСР от 20.11.1980 утверждено Положение об адвокатуре РСФСР.

Закон СССР "Об адвокатуре в СССР" установил, что коллегия адвокатов создавалась по заявлению группы учредителей, состоявших из лиц, имеющих высшее юридическое образование, или по инициативе исполнительного и распорядительного органа Совета народных депутатов. Данное предложение об образовании коллегии направлялось в Министерство юстиции союзной республики, которое представляло его для утверждения и регистрации в Совет министров союзной республики. Лица, не имевшие стажа работы по юридической специальности или имевшие стаж менее двух лет, могли быть приняты в коллегию после стажировки от шести месяцев до одного года, а лица, имевшие стаж работы по юридической специальности не менее двух лет, могли быть приняты в члены коллегии после прохождения испытательного срока продолжительностью до трех месяцев.

Положение об адвокатуре РСФСР было построено на основе Закона СССР "Об адвокатуре СССР".

До начала демократических преобразований в стране в коллегиях единственной организационной формой оказания правовой помощи населению были юридические консультации, которые подразделялись на три вида - районные, городские и межрайонные. Функционировали также юридические консультации Межреспубликанской коллегии адвокатов и Инюрколлегии. Несмотря на то, что в Положении об адвокатуре 1980 г. ничего не было сказано об адвокатских фирмах, бюро и кабинетах, с начала 90-х гг. XX в. они появились и действовали почти во всех российских коллегиях1.

Изменение государственного строя в стране в 90-х гг. XX в. кардинально повлияло на деятельность адвокатуры в России. Статья 48 Конституции РФ установила, что каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В России создано правовое государство и цивилизованное гражданское общество, где главенствующее положение занимают права, свободы и законные интересы личности. В связи с этим значительным достижением правотворческой деятельности является Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", который регламентирует адвокатскую деятельность в нашей стране.

Адвокатская деятельность представляет собой квалифицированную юридическую помощь, которая оказывается на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Адвокатская деятельность, будучи особым видом социально значимой деятельности, характеризуется рядом признаков.

1. Адвокатская деятельность представляет собой именно квалифицированную юридическую помощь. Это правило вытекает из содержания ч. 1 ст. 48 Конституции РФ, где указано, что каждому гарантируется получение квалифицированной помощи. Лицо, реализовывающее адвокатскую деятельность, должно иметь высокий уровень правосознания, основанный на наличии глубоких юридических знаний.

2. Данная деятельность осуществляется на профессиональной основе. Этот признак означает, что осуществлять такую деятельность могут лишь адвокаты, т.е. лица, которые обладают соответствующим статусом. При этом лицо занимается адвокатской деятельностью в качестве постоянной и не вправе совмещать се с иными видами деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Также адвокат не вправе занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ, должности государственной службы и муниципальные должности.

3. Адвокатская деятельность представляет собой помощь, которая оказывается как физическим, так и юридическим лицам. Ее объем и качество не зависит от того, какому лицу (физическому или юридическому) она предоставляется. Физическим лицам она оказывается независимо от факта наличия или отсутствия у него российского гражданства, а юридическим - независимо от формы собственности.

4. Адвокатская деятельность осуществляется в целях защиты, прав, свобод и интересов физических и юридических лиц, а также обеспечения их доступа к правосудию. Обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права, свободы и интересы закреплена на высшем законодательном уровне (ст. 2 Конституции РФ). Адвокатура, хотя и не относится к государственным органам, входит в механизм социального контроля за деятельностью государства, а также непосредственно защищает права, свободы и интересы своих доверителей.

Обеспечение доступа к правосудию применительно к деятельности адвокатуры означает, что лицо обладает возможностью в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему обвинения в совершении преступления предстать перед судом и участвовать в справедливом и публичном разбирательстве дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

5. Адвокатская деятельность не является предпринимательской. Данный признак означает, что она не имеет своей целью получение прибыли, а гонорар адвоката является вознаграждением за оказанную им помощь. Частично гонорар расходуется на нужды адвокатских образований и органов адвокатского самоуправления.

6. Адвокатской деятельностью не является юридическая помощь, оказываемая иными лицами. К таким лицам относятся работники юридических служб, органов государственной власти, органов местного самоуправления и т.п. При оказании содействия этими лицами правоотношений, регламентированных законодательством об адвокатуре, не возникает.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.

Законность - общеправовой принцип, который применительно к адвокатской деятельности имеет специфическое ОГЛАВЛЕНИЕ. С одной стороны, адвокатура, адвокатские образования создаются в строгом соответствии с действующим законодательством. Адвокаты при разрешении организационных вопросов обязаны строго следовать требованиям закона. С другой стороны, при оказании юридической помощи адвокат вправе совершать любые действия, которые закону прямо не противоречат.

Независимость - принцип, в соответствии с которым организация и функционирование адвокатских образований, а также профессиональная деятельность адвокатов не связаны с мнениями, решениями и действиями органов и должностных лиц, не входящих в систему адвокатуры. Адвокат самостоятельно принимает решения и совершает действия, входящие в круг его профессиональных полномочий. Кроме того, на адвоката при оказании им юридической помощи по конкретному делу не вправе воздействовать другие адвокаты, в том числе являющиеся выборными должностными лицами органов адвокатского самоуправления.

Самоуправление - принцип, представляющий собой совокупность правил, которые обеспечивают самостоятельное регулирование всех отношений, возникающих в адвокатских образованиях. Самоуправление выражается в том, что адвокатские образования создаются самими адвокатами без постороннего воздействия. Адвокатские образования действуют на основании решений органов адвокатской палаты субъекта РФ и Федеральной палаты адвокатов, созданных выборным путем. Все решения органов адвокатского самоуправления принимаются простым большинством голосов и обязательны для адвокатов. При этом все исполнительные органы адвокатской палаты подотчетны и подконтрольны собранию адвокатской палаты субъекта РФ и Всероссийскому съезду адвокатов.

Корпоративность - принцип, в соответствии с которым адвокатура организована и осуществляет свою деятельность в качестве добровольного союза лиц, объединенных общими интересами и целью обеспечить надлежащую защиту прав, свобод и интересов доверителя и их доступ к правосудию.

Корпорация в общем смысле - это общество, союз, группа лиц, объединенных общностью профессиональных интересов. Лица, наделенные статусом адвоката, объединены в адвокатскую палату субъекта РФ и Федеральную палату адвокатов. Исходя из принципа корпоративности, взаимоотношения между адвокатами должны строиться на основе уважения друг к другу и приоритета общих интересов и ценностей. Каждый адвокат во взаимоотношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления должен не только оказывать помощь своему доверителю, но и выступать в качестве представителя всего адвокатского сообщества, действовать в его интересах.

Равноправие - принцип деятельности адвокатов, в соответствии с которым любое лицо, получившее статус адвоката, является равноправным членом адвокатского сообщества. Объем предоставленных адвокату полномочий не зависит от его стажа работы по юридической специальности, продолжительности его адвокатской практики. Каждый адвокат имеет право на равное применение к нему действующего законодательства, а также на участие в органах адвокатского самоуправления.