Восточная Европа, Финляндия
В конституциях Беларуси (ст. 55), Украины (ст. 66), Болгарии (ст. 55), Словении (ст. 73), Финляндии (ст. 375) предусматриваются обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к земле и иным природным богатствам. В Украине использование собственности не должно наносить вред правам, свободам и достоинству граждан, интересам общества, ухудшать экологическую ситуацию и природные качества земли.
В Литве земля, ее внутренние воды, леса, парки на праве собственности могут принадлежать только гражданам Литовской Республики и государству. По ст. 54 Конституции Литвы законом запрещается истощать землю, ее недра, воды, загрязнять воды и воздух, оказывать радиационное преступное воздействие на окружающую среду, а также обеднять растительный и животный мир.
Полезные ископаемые и природные ресурсы Эстонии являются национальным богатством, пользоваться которым надлежит рачительно.
В Словакии никто не имеет права сверх норм, установленных законом, создавать угрозу или наносить ущерб окружающей среде, земле и иным природным ресурсам.
По Конституции Чехии граждане полны решимости сообща беречь и развивать полученное в наследство природное и культурное, материальное и духовное богатство.
В Словении государство заботится об охране окружающей среды; в этих целях законом определяются условия и порядок осуществления хозяйственной и иной деятельности. В целях целесообразного использования земель вводятся особые условия их эксплуатации; предусмотрена особая защита сельскохозяйственных угодий.
В Греции законом регулируются вопросы собственности, эксплуатации и управления морскими лагунами и крупными озерами, реализации возникающих в результате их высыхания территорий.
Охрана природной и культурной окружающей среды - обязанность государства. Оно должно принимать специальные превентивные или репрессивные меры для ее охраны. Закон определяет вопросы охраны лесов и в целом лесных территорий.
Регулирование и контроль структуры землеустройства Греции, формирования, развития, застройки и расширения городов и вообще жилых районов входят в компетенцию государства: целью этого являются обеспечение функциональной целостности и развития жилых массивов, достижение наилучших условий жизни. Для активизации градостроительной деятельности и благоустройства владельцы недвижимости в принудительном порядке предоставляют без компенсации необходимую территорию для сооружения улиц, площадей, а также берут на себя расходы по благоустройству и сооружению мест и объектов общего пользования, как это определено законом на основе утвержденного плана. В Греции в соответствии с определенной особым законом процедурой допускаются перераспределение сельскохозяйственных угодий в целях наиболее эффективного использования земли, а также принятие мер для избежания чрезмерной чересполосицы и облегчения реорганизации мелкой земельной собственности. Законом могут регулироваться вопросы реализации заброшенных территорий с целью использования в интересах национальной экономики и содействия безземельным крестьянам. Законом определяются также вопросы выплаты частичной или полной компенсации владельцам земель.
Все природные богатства Республики Македония в соответствии с законом пользуются особой защитой государства.
В Румынии для работ, представляющих общий интерес, публичная власть может использовать недра под любой недвижимостью при обязательном возмещении собственнику ущерба, нанесенного почве, насаждениям или строениям. Право собственности обязывает к выполнению задач охраны окружающей среды и обеспечения добрососедства, а также других задач, выполнение которых согласно закону или обычаю возлагается на собственника.
По ст. 23 Конституции Кипра права Республики на подземные воды, разработки и ископаемые неприкосновенны. В случае аграрных реформ земля предоставляется только тем лицам, которые входят в общину владельца экспроприированных земель.
Исключительной собственностью Болгарии являются подземные богатства, прибрежная пляжная полоса, воды, леса и парки, имеющие национальное значение, природные и археологические резерваты, определенные в законе. В Республике Болгария земля признается основным национальным богатством, которое пользуется особой зашитой государства и общества. Обрабатываемая земля используется только для сельскохозяйственных целей; изменение ее предназначения допускается в порядке исключения, если доказана необходимость этого и при условиях и в порядке, определенных законом.
В Хорватии морское побережье и острова, полезные ископаемые и другие природные богатства, а также земля, леса, растительный и животный мир, другие природные объекты, недвижимость, имеющая особое культурное, историческое, экономическое и экологическое значение и определенная законом как объект, представляющий интерес для республики, находятся под ее особой защитой.
Таким образом, складывающиеся норой представления о преимущественно частной собственности на землю и иные природные объекты в зарубежных государствах не являются по большей части обоснованными, поскольку все национально значимые земли и иные существенные природные ресурсы находятся в публичном ведении, а имеющие воздействие на окружающую среду характеристики и факторы подвергаются тщательному общественному контролю и государственному надзору.
Для регулирования земельных отношений в странах СНГ и иных странах, расположенных на постсоветском пространстве, характерны поиск новых форм хозяйствования и сочетания свободы и ограничений предпринимательства на земле, внедрение наряду с административными гражданско-правовых способов воздействия на землепользование.
Регулирование земельных отношений в Украине исходит из конституционных положений о том, что земля является основным национальным богатством, находящимся под охраной государства. Согласно ст. 1 Земельного кодекса Украины 2001 г. использование собственности на землю не может ухудшать экологическую ситуацию и природные качества земли.
Среди принципов земельных отношений в Украине - обеспечение равенства права собственности на землю граждан, юридических лиц, территориальных громад и государства (п. "б" ст. 5 ЗК Украины), невмешательство государства в осуществление гражданами, юридическими лицами и территориальными громадами своих прав по владению, пользованию и распоряжению землями, кроме случаев, предусмотренных законом.
В гл. 2 ЗК Украины сохраняется полновластие Верховной Рады Украины, Верховной Рады Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления в области земельных отношений. Статьи 8 и 9 Кодекса посвящены земельной компетенции областных, Киевского и Севастопольского городских советов, ст. 10–12 – земельной компетенции других городских, а также районных, районных в городах, сельских, поселковых советов.
В развитии аграрной реформы в Украине большое значение уделяется возрождению аренды земель сельскохозяйственного назначения после се запрета в 1937 г. Центральное место в ее регулировании после Конституции, ГК и ЗК Украины принадлежит Закону Украины "Об аренде земли".
Наряду с арендой возможен близкий к ней предусмотренный с 2004 г. в гл. 33 ГК Украины эмфитевзис, устанавливающий право на земельный участок сельскохозяйственного назначения на неопределенный срок на основании гражданско-правовой сделки. Его установление делает право собственности на земельный участок почти номинальным и больше гарантирует права сельхозпроизводителя, чем аренда.
Кодекс Республики Беларусь о земле 2008 г. для лучшего понимания и толкования текста предписаний включает разъяснение основных терминов и понятий, дающих некоторое представление о характере регулирования земельных отношений в республике.
Так, даются определения, что означают аукцион, близкие родственники, вид земель, государственные нужды, государственный земельный кадастр, государственный контроль за использованием и охраной земель, деградация земель, земельно-информационная система, земельный контур, кадастровая оценка и стоимость земель и земельного участка, решение об изъятии или предоставлении земельного участка, равноценный земельный участок, эффективное использование земельного участка.
В объекты земельных отношений, подлежащих регулированию, включаются ограничения (обременения) прав на земельные участки, в том числе сервитуты. Согласно ст. 5. к ним относятся:
– государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, в том числе установления единого порядка изъятия и предоставления земельных участков, перевода земель из одной категории в другую;
– приоритет использования сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, лесных земель лесного фонда для целей, связанных с назначением этих земель;
– гласность и учет общественного мнения при принятии решений об изъятии и предоставлении земельных участков, изменении их целевого назначения, установлении ограничений (обременений) прав на земельные участки, в том числе сервитутов, затрагивающих права и защищаемые законом интересы граждан.
Согласно ст. 45 ГК Республики Беларусь указание в учредительных документах юридического лица цели его деятельности, в том числе в области использования земель и аграрного производства, является обязательным и согласно ст. 174 ГК республики сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями его деятельности, признается судом недействительной.
В соответствии с Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования юридическое лицо может указывать виды деятельности в заявлении о регистрации; если организация хочет заниматься новыми видами деятельности, не указанными в учредительных документах либо в заявлении о регистрации, она обязана до начала ее осуществления письменно уведомить об этом регистрирующий и налоговый органы. При нарушении этих требований деятельность субъектов хозяйствования согласно п. 6 Положения прекращается.
Полагаем, что такое ограничение правоспособности сельскохозяйственных организаций служит в ряде случаев тормозом их аграрной деятельности, но известен довод и о том, что хозяйствование на земле должно ограничиваться целевым и рациональным их использованием, охраной земель, особенно сельскохозяйственных угодий.
Согласно Примерному уставу колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива) Республики Беларусь колхоз рационально использует землю, охраняет ее и другие природные ресурсы, заключает договоры, осуществляет права и те виды деятельности, которые отвечают целевому назначению земель и задачам его организации. Согласно его п. 8 основными задачами колхоза являются предпринимательская деятельности, направленная на обеспечение республики продуктами питания, иными товарами, сельскохозяйственным сырьем, создание условий для экономического развития колхоза. Колхоз признается организацией не государственной, а частной формы собственности.
Постановлением Кабинета Министров Республики утверждено Положение о порядке заключения контрактов с руководителями сельскохозяйственных предприятий негосударственной формы собственности, где стороной выступают местные исполнительные и распорядительные органы, которые могут координировать и контролировать использование земель.
Приоритетность сельскохозяйственного использования земель обусловливает внимание государств к поддержке сельскохозяйственных производителей. В Финляндии 90% фермеров объединены в общества производителей, которые являются добровольными и имеются в каждой коммуне. Общества финансируются из членских взносов и из доходов; от государства денег не получают. Низовые кооперативы (примерно 500 пайщиков на один кооператив) обладают полной экономической самостоятельностью: им принадлежит большая заслуга в организации и финансировании сельскохозяйственного образования, экспериментальных работ в области земледелия и животноводства, обмена и внедрения передового опыта по обработке земельных участков.
Консультационное обслуживание ведут сельскохозяйственные центры, половину расходов которых покрывает правительство; остальное – членские взносы, плата за консультационные услуги, выставки, продажу книг. В каждом центре работает несколько специалистов – по экономике, налогообложению и бухгалтерскому учету, земледелию, растениеводству, плодоовощеводству, картофелеводству, свиноводству, рыбоводству, дренажным работам, домоводству.
Опытные станции принадлежат государству, показательные фермы – учебным заведениям и научным учреждениям. Между ними и сельскохозяйственными центрами заключаются соглашения о нововведениях в обработке земли, экскурсиях, консультировании. Активно используются для консультирования по производственно-экономическим вопросам компьютерные технологии, через телефонную сеть консультанты имеют выход в центральную ЭВМ. Сами фермеры ввиду дороговизны терминалы не приобретают, а пользуются услугами консультантов.