Лекция 8. АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Понятие "администрация" (лат. administratio – управление, руководство) имеет следующие значения:

1) государственный орган, обеспечивающий деятельность главы государства – Администрация Президента РФ;

2) орган исполнительно-распорядительной власти в государственной системе (субъекте Федерации), например, администрация края, области, автономной области, автономного округа;

3) исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления в том или ином муниципальном образовании – районе, городе, селе, поселке (администрация района, города и т.д.);

4) совокупность должностных лиц, руководящий персонал организации, предприятия, учреждения или (в более общем плане) какой-либо структуры;

5) распорядитель, ответственное лицо в какой-либо структуре. Например, администратор социальной гостиницы.

Важнейший признак понятия "администрация" – наделение лиц, выполняющих административные функции, необходимыми правами или властью. Поэтому администратор выступает как ЛПР (лицо, принимающее решения) и фиксирующий принятые решения в организационнораспорядительном документе (документах) в соответствии с предоставленными правами.

Понятие "администрирование" имеет как положительное, так и отрицательное значение.

В положительном смысле – это организующая деятельность руководителя (администратора) в условиях и ситуациях, где нужно "власть употребить". Она основывается на таких правилах, как сочетание единоначалия и коллегиальности; персональная ответственность; контроль, проверка исполнения.

Администрирование в отрицательном смысле – "упоение властью", "увлечение командованием", проявление волюнтаризма, самодурства, "голое" или "сплошное" распорядительство. "Административное фельдфебельство" считается свидетельством твердолобости, неумолимого диктата, мелочной и жесткой опеки, силовых методов руководства.

Административный менеджмент это система и процесс постановки целей, задач и организация практической деятельности людей, направленной на их достижение, выполнение.

Как видно из определения, для данного понятия характерны следующие признаки:

а) постановка целей, задач, т.е. административный менеджмент имеет целевой или заданный характер;

б) организация практической деятельности людей или организующее начало;

в) направленность на достижение целей, выполнение задач. Степень (уровень) реализации целей, задач выступает основным измерителем результативности или эффективности административного менеджмента.

В XVIII в. появилась камералистика – наука, представители которой изучали проблемы административного управления. В XVII–XVIII вв. в Германии и других европейских странах начали преподаваться камеральные науки, представлявшие собой сочетание административных и экономических дисциплин.

В XIX в. камералистика разделилась на два направления:

1) наука об административном управлении;

2) наука административного права.

Применительно к первому направлению следует отметить значительный вклад следующих ученых.

Л. фон Штейн (1815–1890) – профессор Венского университета, написавший 8-томньтй труд "Учение об административном управлении" (1865), который издавался на протяжении двадцати лет (1865–1885).

Ф. Тейлор (1856–1915) – американский инженер, основоположник так называемой организационной традиционной школы. Его главная работа – "Принципы и методы научного менеджмента" (1911).

А. Файоль (1841 – 1925) – французский практик-администратор, впервые предложивший перечень основных административных функций в своем труде "Общая и промышленная администрация" (1916) – предвидение, организация, координация, распорядительство и контроль.

В административном менеджменте одной из доминирующих концепций является деятельность руководителей разных сфер и уровней управления. При этом понятие "администратор" употребляется в узком и широком смысле.

В узком значении рассматриваются преимущественно проблемы использования прав (власти) руководителями. В широком – профессиональная деятельность руководителей.