Тест "Администратор или лидер?"

Методика предназначена для оценки преобладания администраторских или лидерских (организаторских и коммуникативных) способностей.

ИНСТРУКЦИЯ

Тщательно продумав нижеследующие высказывания, постарайтесь определить по 11-балльной шкале (0, 1, 2, 3,4, 5,6, 7, 8,9, 10) степень вашего согласия с каждым из них. Зафиксируйте результаты ваших размышлений в соответствующих клетках регистрационного бланка. Имейте в виду, что 10 здесь означает полное согласие с высказыванием, 0 — полное несогласие, 5 — согласие наполовину. Остальные степени согласия располагаются по восходящей от 0 до 5 и от 5 до 10 соответственно.

ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ

1. Я доверяю людям.

2. Я считаю, что о решении своих социально-бытовых проблем должны заботиться сами люди, а не их руководители.

3. Я за то, чтобы члены трудовых коллективов сами выбирали себе руководителей.

4. Когда это необходимо, я умею заставить людей "крутиться".

5. Люди хорошо знают, что я умею хранить доверяемые мне их личные тайны.

6. Вес люди хотят одного — власти, и я не исключение.

7. Я склонен и готов вступиться за членов коллектива всякий раз, когда с ними обходятся несправедливо.

8. Думаю, что в интересах дела людям выгоднее иметь руководителем человека непреклонного и жестокого (безжалостного).

9. Я за полную гласность.

10. Я согласен с тем, что основное для достижения успеха в управлении — умение любыми средствами принудить людей выполнять полезную работу.

11. Я могу ладить (срабатываться) даже с теми людьми, которые мне не по душе.

12. Я отдаю команды, распоряжения, приказы, указания всем подчиненным в одинаковой форме.

13. Я склонен и способен использовать в интересах дела мнения, противоположные моей собственной точке зрения.

14. Мое глубокое убеждение состоит в том, что преуспевающим может быть лишь тот руководитель, которого боятся.

15. Мне кажется, что я хорошо знаю общие нужды и проблемы своего коллектива.

16. Мне легче руководить людьми, когда я знаю то, что они не хотели бы афишировать.

17. Я лично заинтересован в том, чтобы общие проблемы и трудности членов того коллектива, в котором я работаю, разрешились.

18. Я уверен, что боязнь наказания — более сильный стимул для любого работника, чем ожидание поощрения.

19. Я чувствую в себе способности и готовность практически действовать для решения общих дел коллектива.

20. Когда надо, я умею поставить себя так, что люди соглашаются со мной из опасения нарваться на неприятность.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

1. Суммируйте все баллы по шкале Л (нечетные высказывания) в регистрационном бланке, итог запишите.

2. Ту же операцию проделайте со шкалой А, итог запишите.

3. Отношение Л/А отражает соотношение в вашей деятельности черт лидера и администратора. Например: Л = 90, А = 60 означает, что вы на 60% лидер и на 40% администратор.

Регистрационный бланк к тесту "Администратор или лидер?"

Шкала

Баллы

Результаты

Баллы

%

Л (лидер)

1

3

5

7

9

11

13

15

17

19

А (администратор)

2

4

6

8

10

12

14

16

18

20

Тест для определения стиля руководства коллективом

Методика направлена на определение стиля руководства трудовым коллективом. Ее применение не требует индивидуального тестирования; возможно использование в блоке тестов в целях оптимизации социально-психологического климата в коллективе.

ВЫДЕЛЯЕМЫЕ СТИЛИ РУКОВОДСТВА

Директивный стиль (Д). Для него характерны ориентация на собственное мнение и оценки; стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными, нежелание признавать свои ошибки; игнорирование инициативы, творческой активности людей; единоличное принятие решений; контроль за действиями подчиненных.

Попустительский стиль (П). Он предполагает снисходительность к работникам, отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными, склонность перекладывать ответственность в принятии решений.

Коллегиальный стиль (К). Требовательность и контроль сочетаются в нем с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Для него характерны стремление делегировать полномочия и разделять ответственность, демократичность в принятии решений.

ИНСТРУКЦИЯ

Опросник содержит 27 групп утверждений, характеризующих деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из нескольких утверждений, обозначенных буквами "а", "б", "в" и т.д. Нужно внимательно прочесть все утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует вашему мнению о руководителе. Отметьте выбранное утверждение на опросном листе знаком "+" под соответствующей буквой.

ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ

1. Распределение полномочий между руководителями и подчиненными:

а) централизует руководство, требует, чтобы обо всех деталях докладывали именно ему;

б) пассивен в выполнении управленческих функций;

в) четко распределяет функции между собой, своими заместителями и подчиненными;

г) ожидает указаний сверху или даже требует их;

д) централизует руководство только в трудных ситуациях.

2. Действия руководителя в критических (напряженных) ситуациях:

а) в критических ситуациях, как правило, переходит на более жесткие методы руководства;

б) критические ситуации не изменяют способов руководства;

в) в критической ситуации не обходится без помощи вышестоящих руководителей;

г) сталкиваясь с трудностями, начинает более тесно взаимодействовать с подчиненными;

д) в критических ситуациях плохо справляется со своими обязанностями.

3. Контакты руководителя с подчиненными:

а) недостаточно общительный человек, с людьми разговаривает мало;

б) регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть;

в) умеет общаться, но специально ограничивает общение с подчиненными, держится от них на расстоянии;

г) старается общаться с подчиненными, но при этом испытывает трудности в общении;

д) общается в основном с активом коллектива.

4. Продуктивность работы коллектива в отсутствие руководителя:

а) в отсутствие руководителя исполнители работают хуже;

б) коллектив снижает продуктивность, если руководитель временно покидает его;

в) исполнители постоянно работают не в полную силу, при другом руководителе могли бы сделать больше;

г) продуктивность работы повышается в отсутствие руководителя;

д) в отсутствие руководителя коллектив работает с переменным успехом.

5. Отношение руководителям к советам и возражениям со стороны исполни гелей:

а) сам обращается за советом к подчиненным;

б) не допускает, чтобы подчиненные советовали ему и тем более возражали;

в) подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю;

г) советуется даже тогда, когда обстоятельства не особенно требуют этого;

д) если исполнители знают, как лучше выполнить работу, они говорят об этом своему руководителю.

6. Контроль деятельности подчиненных:

а) контролирует работу от случая к случаю;

б) всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом;

в) контролируя работу, всегда замечает положительные результаты, хвалит исполнителей;

г) контролируя, обязательно выискивает недостатки в работе;

д) нередко вмешивается в работу исполнителей.

7. Соотношение решения производственных и социально-психологических задач в процессе руководства коллективом:

а) его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу;

б) решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе;

в) в работе не заинтересован, подходит к делу формально;

г) больше внимания уделяет налаживанию взаимоотношений в коллективе, а не выполнению производственных заданий;

д) когда нужно, защищает интересы своих подчиненных.

8. Характер приказов руководителя:

а) приказывает так, что хочется выполнять;

б) приказывать не умеет;

в) просьба руководителя не отличается от приказа;

г) приказы принимаются, но выполняются недостаточно хорошо и быстро;

д) приказы вызывают недовольство подчиненных.

9. Отношение руководителя к критике со стороны подчиненных:

а) на критику обычно не обижается, прислушивается к ней;

б) критику выслушивает, даже обещает принять меры, но ничего не делает;

в) не любит, когда его критикуют и не старается скрыть это;

г) принимает критику только со стороны вышестоящих руководителей;

д) не реагирует на критику.

10. Поведение руководителя при недостатке знаний:

а) сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком;

б) если чего-то не знает, то не боится это показать и обращается за помощью к другим;

в) не стремится пополнить запас своих знаний;

г) когда чего-то не знает, то скрывает это и старается самостоятельно восполнить недостатки в знаниях;

д) если не знает, как решить вопрос или выполнить работу, то поручает это своим подчиненным.

11. Распределение ответственности между руководителями и подчиненными:

а) складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия, хочет уменьшить свою ответственность;

б) распределяет ответственность между собой и своими подчиненными;

в) всю ответственность возлагает только на себя;

г) нередко подчеркивает ответственность вышестоящих руководителей, старается свою ответственность переложить на них;

д) бывает, что руководитель, являясь ответственным за какое-то дело, пытается переложить его на своих заместителей или нижестоящих руководителей.

12. Отношение руководителя к своим заместителям и помощникам:

а) старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами;

б) добивается безотказного подчинения заместителей и помощников;

в) руководителю безразлично, кто у него работает заместителем (помощником);

г) осторожен по отношению к заместителям, потому что опасается за свое положение;

д) не желает иметь рядом очень квалифицированных специалистов.

13. Эмоциональная удовлетворенность исполнителя в отсутствие руководителя:

а) исполнители довольны, когда отсутствует руководитель, они чувствуют некоторое облегчение;

б) с руководителем работать интересно, поэтому ожидают его возвращения;

в) отсутствие руководителя не замечается исполнителями;

г) вначале исполнители довольны, что руководитель отсутствует, а потом скучают;

д) сначала отсутствие руководителя чувствуется исполнителями, а затем быстро забывается.

14. Преобладающие меры воздействия на подчиненных:

а) для выполнения какой-то работы руководителю нередко приходится уговаривать своих подчиненных;

б) всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит;

в) часто обращается к подчиненным с поручениями, просьбами, советами;

г) часто делает подчиненным замечания и выговоры;

д) замечания руководителя всегда справедливы.

15. Характер обращения руководителя с подчиненными:

а) всегда обращается к подчиненным вежливо и доброжелательно;

б) по отношению к подчиненным бывает нетактичен и даже груб;

в) в обращении с подчиненными часто проявляет равнодушие;

г) создается впечатление, что вежливость руководителя неискренняя;

д) характер обращения руководителя к подчиненным часто меняется.

16. Участие членов коллектива в управлении:

а) руководитель привлекает к управлению членов коллектива;

б) руководитель нередко перекладывает свои функции на других;

в) управленческие функции не закрепляются стабильно, их распределение может меняться;

г) бывает, что управленческие функции фактически принимает на себя не руководитель.

17. Поддержание руководителем трудовой дисциплины:

а) стремится к формальной дисциплине и идеальному подчинению;

б) не может влиять на дисциплину;

в) умеет поддерживать дисциплину и порядок;

г) дисциплина выглядит хорошей, так как подчиненные боятся руководителя;

д) недостаточно пресекает нарушения дисциплины.

18. Характер общения руководителя с исполнителями:

а) общается с подчиненными только по деловым вопросам;

б) заговаривая с подчиненными о деле, руководитель спрашивает и о личном, о семье;

в) часто общается поличным вопросам, не касаясь дела;

г) инициатива общения исходит от исполнителей, руководитель редко заговаривает сам;

д) нередко руководителя трудно понять в общении с ним.

19. Характер принятия решений по руководству коллективом:

а) единолично вырабатывает решения или отменяет их;

б) редко берется за выполнение сложного дела, а скорее уходит от него;

в) старается решать вопросы вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы;

г) решает только те вопросы, которые сами возникают, не старается заранее предусмотреть их решение;

д) берется за решение в основном мелких вопросов.

20. Взаимоотношения между людьми в коллективе:

а) в коллективе недостаточно развиты взаимопомощь и взаимное доверие;

б) руководитель старается, чтобы у подчиненных на работе было хорошее настроение;

в) наблюдается повышенная текучесть кадров, люди нередко уходят из коллектива и не жалеют об этом;

г) подчиненные относятся друг к другу чутко, по-дружески;

д) в присутствии руководителя исполнителям постоянно приходится работать в напряжении.

21. Предоставление самостоятельности подчиненным:

а) способствует тому, чтобы подчиненные работали самостоятельно;

б) иногда навязывает свое мнение, а говорит, что это мнение большинства;

в) исполнители работают больше по указаниям руководителя, нежели самостоятельно;

г) исполнители предоставлены сами себе;

л) предоставляет подчиненным самостоятельность лишь время от времени.

22. Отношение руководителя к советам других:

а) регулярно советуется с исполнителями, особенно с опытными работниками;

б) советуется с работниками только в сложной ситуации;

в) обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми исполнителями;

г) с удовольствием прислушивается к мнению коллег;

д) советуется только с вышестоящими руководителями.

23. Соотношение инициативы руководителя и подчиненных:

а) инициатива подчиненных не принимается;

б) руководитель считает, что лучше сделать меньше (тогда меньше спросят);

в) поддерживает инициативу подчиненных;

г) руководитель не может действовать сам, а ждет "подталкивания" со стороны;

д) инициативы не проявляют ни он сам, ни его подчиненные.

24. Характер требовательности руководителя:

а) его любимый лозунг: "Давай, давай!";

б) требователен, но одновременно и справедлив;

в) можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым;

г) пожалуй, он не очень требовательный человек;

д) требователен и к себе, и к другим.

25. Отношение руководителя к нововведениям:

а) наверное, он консервативен, потому что боится нового;

б) охотно поддерживает целесообразные нововведения;

в) поддерживая нововведения в сфере производства, с большим трудом меняет характер общения с людьми;

г) у него лучше получается с нововведениями в непроизводственной сфере (в быту, на отдыхе, в межличностных отношениях);

д) нововведения проходят мимо руководителя.

26. Привлечение членов коллектива к выработке решений:

а) в своей работе широко опирается на общественные организации;

б) многие вопросы решаются коллективом на общественном собрании;

в) некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие;

г) большинство вопросов решает за коллектив сам руководитель;

д) руководитель способствует внедрению различных форм самоуправления в коллективе.

27. Отношение руководителя к самому себе:

а) руководителю безразлично, что о нем думают подчиненные;

б) он никогда и ни в чем не проявляет своего превосходства над исполнителями;

в) считает себя незаменимым в коллективе;

г) увлеченно занимается своим делом и не думает о том, как его оценивают;

д) руководитель излишне критичен по отношению к исполнителям.

КЛЮЧ

Номер вопроса

Вариант ответа

а

б

в

г

д

1

Д-3

П-2

К-3

П-3

К-2

2

Д-3

К-2

П-1

К-3

П-3

3

П-1

К-2

Д-2

К-1; П-2

К-2

4

Д-1

К-2

П-2

П-1

К-2

5

К-3

Д-2

11-2

П-2; К-1

К-2

6

11-3

д-з

К-3

Д-З

Д-2

г-

Л-1

К-1

П-2

П-1; К-1

К-1

8

К-3

П-3

Д-2

П-2

Д-З

9

К-2

П-2

Д-2

Д-2; П-2

П-2

10

Д-2

К-2

П-1

Д-2; К-2

К-1; К-2

11

11-2

К-2

Д-2

Л-1; П-2

Д-2;П-1

12

К-1

Д-1

П-1

Д-2

Д-З

13

Д-2

К-2

П-2

К-1

Д-1; П-2

14

П-3

д-з

К-3

Д-2

К-3

15

К-2

Д-2

П-2

Д-2

Д-2; П-3

16

К-2

Д-1; П-1

Д-1; П-2

П-3

17

Л-2

11-2

К-2

Д-2

П-3

18

д-з

К-3

П-2; К-1

П-2; Д-1

П-1

19

д-з

П-2

К-3

П-3

П-3

20

Д-1

К-1

П-1

К-2

Д-2

21

К-2

Д-2

Д-2

П-2

Д-2

22

К-2

Д-1; К-2

Д-2; К-1

К-2

Д-2

23

Л-2

П-2

К-2

П-2

П-3

24

д-з

К-3

Д-2

П-3

К-2

25

П-1

К-1

Д-2

К-2

П-2

26

К-2

К-3

П-3

Д-З

К-3

27

П-1

К-2

Д-1

К-2

д-з

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

С помощью ключа подсчитайте сумму баллов по каждому из трех стилей руководства. Цифра в таблице означает количество баллов за данный вариант ответа, буква — стиль руководства. Сумму баллов по каждому стилю руководства приведите к цифре, удобной для дальнейшего анализа: разделите на 10 и округлите до целого значения. Результат выражается показателями, каждый из которых может принимать значение от 1 до 10 баллов.

За количественный показатель доминирования того или иного стиля принята разница в 3 балла и более. Возможные соотношения трех крайних типов в стиле руководства:

Д-1-1 — директивный стиль (например: 10-2-4; 6-3-4; 9-5-4 и т.д.);

1-К-1 — коллегиальный стиль (например: 4-9-4; 3-8-4; 5-10-4);

1-1-П — попустительский стиль (например: 3-2-10; 4-3-9 и т.д.).

Если приблизительно одинаковая выраженность двух стилей доминирует над третьим, то стиль руководства является смешанным:

Д-К-1 — директивно-коллегиальный стиль (например: 7-8-4; 6-7-3 и т.д.);

1-К-П — коллегиально-попустительский стиль (например: 4-7-9, 4-7-7, 3-6-7 и т.д.);

Д-1-П— директивно-попустительский стиль (например: 8-1-6; 8-3-8; 7-2-9);

Д-К-П — смешанный стиль (например: 2-3-3; 3-3-3; 5-6-6; 10-88). Результаты смешанного типа соответствуют разным характеристикам руководства:

• одинаково низкая выраженность стилей (2-3-3; 3-3-3 и т.д.) характерна для неопытных руководителей;

• одинаково средняя выраженность стилей (5-6-6; 6-6-4 и т.д.) характеризует оперативно меняющегося руководителя;

• одинаково высокая выраженность стилей (10-8-8; 9-9-8 и т.д.) характеризует противоречивый, непредсказуемый тип.