Тест "Администратор или лидер?"
Методика предназначена для оценки преобладания администраторских или лидерских (организаторских и коммуникативных) способностей.
ИНСТРУКЦИЯ
Тщательно продумав нижеследующие высказывания, постарайтесь определить по 11-балльной шкале (0, 1, 2, 3,4, 5,6, 7, 8,9, 10) степень вашего согласия с каждым из них. Зафиксируйте результаты ваших размышлений в соответствующих клетках регистрационного бланка. Имейте в виду, что 10 здесь означает полное согласие с высказыванием, 0 — полное несогласие, 5 — согласие наполовину. Остальные степени согласия располагаются по восходящей от 0 до 5 и от 5 до 10 соответственно.
ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ
1. Я доверяю людям.
2. Я считаю, что о решении своих социально-бытовых проблем должны заботиться сами люди, а не их руководители.
3. Я за то, чтобы члены трудовых коллективов сами выбирали себе руководителей.
4. Когда это необходимо, я умею заставить людей "крутиться".
5. Люди хорошо знают, что я умею хранить доверяемые мне их личные тайны.
6. Вес люди хотят одного — власти, и я не исключение.
7. Я склонен и готов вступиться за членов коллектива всякий раз, когда с ними обходятся несправедливо.
8. Думаю, что в интересах дела людям выгоднее иметь руководителем человека непреклонного и жестокого (безжалостного).
9. Я за полную гласность.
10. Я согласен с тем, что основное для достижения успеха в управлении — умение любыми средствами принудить людей выполнять полезную работу.
11. Я могу ладить (срабатываться) даже с теми людьми, которые мне не по душе.
12. Я отдаю команды, распоряжения, приказы, указания всем подчиненным в одинаковой форме.
13. Я склонен и способен использовать в интересах дела мнения, противоположные моей собственной точке зрения.
14. Мое глубокое убеждение состоит в том, что преуспевающим может быть лишь тот руководитель, которого боятся.
15. Мне кажется, что я хорошо знаю общие нужды и проблемы своего коллектива.
16. Мне легче руководить людьми, когда я знаю то, что они не хотели бы афишировать.
17. Я лично заинтересован в том, чтобы общие проблемы и трудности членов того коллектива, в котором я работаю, разрешились.
18. Я уверен, что боязнь наказания — более сильный стимул для любого работника, чем ожидание поощрения.
19. Я чувствую в себе способности и готовность практически действовать для решения общих дел коллектива.
20. Когда надо, я умею поставить себя так, что люди соглашаются со мной из опасения нарваться на неприятность.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
1. Суммируйте все баллы по шкале Л (нечетные высказывания) в регистрационном бланке, итог запишите.
2. Ту же операцию проделайте со шкалой А, итог запишите.
3. Отношение Л/А отражает соотношение в вашей деятельности черт лидера и администратора. Например: Л = 90, А = 60 означает, что вы на 60% лидер и на 40% администратор.
Регистрационный бланк к тесту "Администратор или лидер?"
Шкала |
Баллы |
Результаты |
||||||||||
Баллы |
% |
|||||||||||
Л (лидер) |
1 |
3 |
5 |
7 |
9 |
11 |
13 |
15 |
17 |
19 |
||
А (администратор) |
2 |
4 |
6 |
8 |
10 |
12 |
14 |
16 |
18 |
20 |
Тест для определения стиля руководства коллективом
Методика направлена на определение стиля руководства трудовым коллективом. Ее применение не требует индивидуального тестирования; возможно использование в блоке тестов в целях оптимизации социально-психологического климата в коллективе.
ВЫДЕЛЯЕМЫЕ СТИЛИ РУКОВОДСТВА
Директивный стиль (Д). Для него характерны ориентация на собственное мнение и оценки; стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными, нежелание признавать свои ошибки; игнорирование инициативы, творческой активности людей; единоличное принятие решений; контроль за действиями подчиненных.
Попустительский стиль (П). Он предполагает снисходительность к работникам, отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными, склонность перекладывать ответственность в принятии решений.
Коллегиальный стиль (К). Требовательность и контроль сочетаются в нем с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Для него характерны стремление делегировать полномочия и разделять ответственность, демократичность в принятии решений.
ИНСТРУКЦИЯ
Опросник содержит 27 групп утверждений, характеризующих деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из нескольких утверждений, обозначенных буквами "а", "б", "в" и т.д. Нужно внимательно прочесть все утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует вашему мнению о руководителе. Отметьте выбранное утверждение на опросном листе знаком "+" под соответствующей буквой.
ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ
1. Распределение полномочий между руководителями и подчиненными:
а) централизует руководство, требует, чтобы обо всех деталях докладывали именно ему;
б) пассивен в выполнении управленческих функций;
в) четко распределяет функции между собой, своими заместителями и подчиненными;
г) ожидает указаний сверху или даже требует их;
д) централизует руководство только в трудных ситуациях.
2. Действия руководителя в критических (напряженных) ситуациях:
а) в критических ситуациях, как правило, переходит на более жесткие методы руководства;
б) критические ситуации не изменяют способов руководства;
в) в критической ситуации не обходится без помощи вышестоящих руководителей;
г) сталкиваясь с трудностями, начинает более тесно взаимодействовать с подчиненными;
д) в критических ситуациях плохо справляется со своими обязанностями.
3. Контакты руководителя с подчиненными:
а) недостаточно общительный человек, с людьми разговаривает мало;
б) регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть;
в) умеет общаться, но специально ограничивает общение с подчиненными, держится от них на расстоянии;
г) старается общаться с подчиненными, но при этом испытывает трудности в общении;
д) общается в основном с активом коллектива.
4. Продуктивность работы коллектива в отсутствие руководителя:
а) в отсутствие руководителя исполнители работают хуже;
б) коллектив снижает продуктивность, если руководитель временно покидает его;
в) исполнители постоянно работают не в полную силу, при другом руководителе могли бы сделать больше;
г) продуктивность работы повышается в отсутствие руководителя;
д) в отсутствие руководителя коллектив работает с переменным успехом.
5. Отношение руководителям к советам и возражениям со стороны исполни гелей:
а) сам обращается за советом к подчиненным;
б) не допускает, чтобы подчиненные советовали ему и тем более возражали;
в) подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю;
г) советуется даже тогда, когда обстоятельства не особенно требуют этого;
д) если исполнители знают, как лучше выполнить работу, они говорят об этом своему руководителю.
6. Контроль деятельности подчиненных:
а) контролирует работу от случая к случаю;
б) всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом;
в) контролируя работу, всегда замечает положительные результаты, хвалит исполнителей;
г) контролируя, обязательно выискивает недостатки в работе;
д) нередко вмешивается в работу исполнителей.
7. Соотношение решения производственных и социально-психологических задач в процессе руководства коллективом:
а) его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу;
б) решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе;
в) в работе не заинтересован, подходит к делу формально;
г) больше внимания уделяет налаживанию взаимоотношений в коллективе, а не выполнению производственных заданий;
д) когда нужно, защищает интересы своих подчиненных.
8. Характер приказов руководителя:
а) приказывает так, что хочется выполнять;
б) приказывать не умеет;
в) просьба руководителя не отличается от приказа;
г) приказы принимаются, но выполняются недостаточно хорошо и быстро;
д) приказы вызывают недовольство подчиненных.
9. Отношение руководителя к критике со стороны подчиненных:
а) на критику обычно не обижается, прислушивается к ней;
б) критику выслушивает, даже обещает принять меры, но ничего не делает;
в) не любит, когда его критикуют и не старается скрыть это;
г) принимает критику только со стороны вышестоящих руководителей;
д) не реагирует на критику.
10. Поведение руководителя при недостатке знаний:
а) сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком;
б) если чего-то не знает, то не боится это показать и обращается за помощью к другим;
в) не стремится пополнить запас своих знаний;
г) когда чего-то не знает, то скрывает это и старается самостоятельно восполнить недостатки в знаниях;
д) если не знает, как решить вопрос или выполнить работу, то поручает это своим подчиненным.
11. Распределение ответственности между руководителями и подчиненными:
а) складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия, хочет уменьшить свою ответственность;
б) распределяет ответственность между собой и своими подчиненными;
в) всю ответственность возлагает только на себя;
г) нередко подчеркивает ответственность вышестоящих руководителей, старается свою ответственность переложить на них;
д) бывает, что руководитель, являясь ответственным за какое-то дело, пытается переложить его на своих заместителей или нижестоящих руководителей.
12. Отношение руководителя к своим заместителям и помощникам:
а) старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами;
б) добивается безотказного подчинения заместителей и помощников;
в) руководителю безразлично, кто у него работает заместителем (помощником);
г) осторожен по отношению к заместителям, потому что опасается за свое положение;
д) не желает иметь рядом очень квалифицированных специалистов.
13. Эмоциональная удовлетворенность исполнителя в отсутствие руководителя:
а) исполнители довольны, когда отсутствует руководитель, они чувствуют некоторое облегчение;
б) с руководителем работать интересно, поэтому ожидают его возвращения;
в) отсутствие руководителя не замечается исполнителями;
г) вначале исполнители довольны, что руководитель отсутствует, а потом скучают;
д) сначала отсутствие руководителя чувствуется исполнителями, а затем быстро забывается.
14. Преобладающие меры воздействия на подчиненных:
а) для выполнения какой-то работы руководителю нередко приходится уговаривать своих подчиненных;
б) всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит;
в) часто обращается к подчиненным с поручениями, просьбами, советами;
г) часто делает подчиненным замечания и выговоры;
д) замечания руководителя всегда справедливы.
15. Характер обращения руководителя с подчиненными:
а) всегда обращается к подчиненным вежливо и доброжелательно;
б) по отношению к подчиненным бывает нетактичен и даже груб;
в) в обращении с подчиненными часто проявляет равнодушие;
г) создается впечатление, что вежливость руководителя неискренняя;
д) характер обращения руководителя к подчиненным часто меняется.
16. Участие членов коллектива в управлении:
а) руководитель привлекает к управлению членов коллектива;
б) руководитель нередко перекладывает свои функции на других;
в) управленческие функции не закрепляются стабильно, их распределение может меняться;
г) бывает, что управленческие функции фактически принимает на себя не руководитель.
17. Поддержание руководителем трудовой дисциплины:
а) стремится к формальной дисциплине и идеальному подчинению;
б) не может влиять на дисциплину;
в) умеет поддерживать дисциплину и порядок;
г) дисциплина выглядит хорошей, так как подчиненные боятся руководителя;
д) недостаточно пресекает нарушения дисциплины.
18. Характер общения руководителя с исполнителями:
а) общается с подчиненными только по деловым вопросам;
б) заговаривая с подчиненными о деле, руководитель спрашивает и о личном, о семье;
в) часто общается поличным вопросам, не касаясь дела;
г) инициатива общения исходит от исполнителей, руководитель редко заговаривает сам;
д) нередко руководителя трудно понять в общении с ним.
19. Характер принятия решений по руководству коллективом:
а) единолично вырабатывает решения или отменяет их;
б) редко берется за выполнение сложного дела, а скорее уходит от него;
в) старается решать вопросы вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы;
г) решает только те вопросы, которые сами возникают, не старается заранее предусмотреть их решение;
д) берется за решение в основном мелких вопросов.
20. Взаимоотношения между людьми в коллективе:
а) в коллективе недостаточно развиты взаимопомощь и взаимное доверие;
б) руководитель старается, чтобы у подчиненных на работе было хорошее настроение;
в) наблюдается повышенная текучесть кадров, люди нередко уходят из коллектива и не жалеют об этом;
г) подчиненные относятся друг к другу чутко, по-дружески;
д) в присутствии руководителя исполнителям постоянно приходится работать в напряжении.
21. Предоставление самостоятельности подчиненным:
а) способствует тому, чтобы подчиненные работали самостоятельно;
б) иногда навязывает свое мнение, а говорит, что это мнение большинства;
в) исполнители работают больше по указаниям руководителя, нежели самостоятельно;
г) исполнители предоставлены сами себе;
л) предоставляет подчиненным самостоятельность лишь время от времени.
22. Отношение руководителя к советам других:
а) регулярно советуется с исполнителями, особенно с опытными работниками;
б) советуется с работниками только в сложной ситуации;
в) обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми исполнителями;
г) с удовольствием прислушивается к мнению коллег;
д) советуется только с вышестоящими руководителями.
23. Соотношение инициативы руководителя и подчиненных:
а) инициатива подчиненных не принимается;
б) руководитель считает, что лучше сделать меньше (тогда меньше спросят);
в) поддерживает инициативу подчиненных;
г) руководитель не может действовать сам, а ждет "подталкивания" со стороны;
д) инициативы не проявляют ни он сам, ни его подчиненные.
24. Характер требовательности руководителя:
а) его любимый лозунг: "Давай, давай!";
б) требователен, но одновременно и справедлив;
в) можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым;
г) пожалуй, он не очень требовательный человек;
д) требователен и к себе, и к другим.
25. Отношение руководителя к нововведениям:
а) наверное, он консервативен, потому что боится нового;
б) охотно поддерживает целесообразные нововведения;
в) поддерживая нововведения в сфере производства, с большим трудом меняет характер общения с людьми;
г) у него лучше получается с нововведениями в непроизводственной сфере (в быту, на отдыхе, в межличностных отношениях);
д) нововведения проходят мимо руководителя.
26. Привлечение членов коллектива к выработке решений:
а) в своей работе широко опирается на общественные организации;
б) многие вопросы решаются коллективом на общественном собрании;
в) некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие;
г) большинство вопросов решает за коллектив сам руководитель;
д) руководитель способствует внедрению различных форм самоуправления в коллективе.
27. Отношение руководителя к самому себе:
а) руководителю безразлично, что о нем думают подчиненные;
б) он никогда и ни в чем не проявляет своего превосходства над исполнителями;
в) считает себя незаменимым в коллективе;
г) увлеченно занимается своим делом и не думает о том, как его оценивают;
д) руководитель излишне критичен по отношению к исполнителям.
КЛЮЧ
Номер вопроса |
Вариант ответа |
||||||||||
а |
б |
в |
г |
д |
|||||||
1 |
Д-3 |
П-2 |
К-3 |
П-3 |
К-2 |
||||||
2 |
Д-3 |
К-2 |
П-1 |
К-3 |
П-3 |
||||||
3 |
П-1 |
К-2 |
Д-2 |
К-1; П-2 |
К-2 |
||||||
4 |
Д-1 |
К-2 |
П-2 |
П-1 |
К-2 |
||||||
5 |
К-3 |
Д-2 |
11-2 |
П-2; К-1 |
К-2 |
|
|||||
6 |
11-3 |
д-з |
К-3 |
Д-З |
Д-2 |
|
|||||
г- |
Л-1 |
К-1 |
П-2 |
П-1; К-1 |
К-1 |
|
|||||
8 |
К-3 |
П-3 |
Д-2 |
П-2 |
Д-З |
|
|||||
9 |
К-2 |
П-2 |
Д-2 |
Д-2; П-2 |
П-2 |
|
|||||
10 |
Д-2 |
К-2 |
П-1 |
Д-2; К-2 |
К-1; К-2 |
|
|||||
11 |
11-2 |
К-2 |
Д-2 |
Л-1; П-2 |
Д-2;П-1 |
|
|||||
12 |
К-1 |
Д-1 |
П-1 |
Д-2 |
Д-З |
|
|||||
13 |
Д-2 |
К-2 |
П-2 |
К-1 |
Д-1; П-2 |
|
|||||
14 |
П-3 |
д-з |
К-3 |
Д-2 |
К-3 |
|
|||||
15 |
К-2 |
Д-2 |
П-2 |
Д-2 |
Д-2; П-3 |
|
|||||
16 |
К-2 |
Д-1; П-1 |
Д-1; П-2 |
П-3 |
— |
|
|||||
17 |
Л-2 |
11-2 |
К-2 |
Д-2 |
П-3 |
|
|||||
18 |
д-з |
К-3 |
П-2; К-1 |
П-2; Д-1 |
П-1 |
|
|||||
19 |
д-з |
П-2 |
К-3 |
П-3 |
П-3 |
|
|||||
20 |
Д-1 |
К-1 |
П-1 |
К-2 |
Д-2 |
|
|||||
21 |
К-2 |
Д-2 |
Д-2 |
П-2 |
Д-2 |
|
|||||
22 |
К-2 |
Д-1; К-2 |
Д-2; К-1 |
К-2 |
Д-2 |
|
|||||
23 |
Л-2 |
П-2 |
К-2 |
П-2 |
П-3 |
|
|||||
24 |
д-з |
К-3 |
Д-2 |
П-3 |
К-2 |
|
|||||
25 |
П-1 |
К-1 |
Д-2 |
К-2 |
П-2 |
|
|||||
26 |
К-2 |
К-3 |
П-3 |
Д-З |
К-3 |
|
|||||
27 |
П-1 |
К-2 |
Д-1 |
К-2 |
д-з |
|
|||||
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
С помощью ключа подсчитайте сумму баллов по каждому из трех стилей руководства. Цифра в таблице означает количество баллов за данный вариант ответа, буква — стиль руководства. Сумму баллов по каждому стилю руководства приведите к цифре, удобной для дальнейшего анализа: разделите на 10 и округлите до целого значения. Результат выражается показателями, каждый из которых может принимать значение от 1 до 10 баллов.
За количественный показатель доминирования того или иного стиля принята разница в 3 балла и более. Возможные соотношения трех крайних типов в стиле руководства:
Д-1-1 — директивный стиль (например: 10-2-4; 6-3-4; 9-5-4 и т.д.);
1-К-1 — коллегиальный стиль (например: 4-9-4; 3-8-4; 5-10-4);
1-1-П — попустительский стиль (например: 3-2-10; 4-3-9 и т.д.).
Если приблизительно одинаковая выраженность двух стилей доминирует над третьим, то стиль руководства является смешанным:
Д-К-1 — директивно-коллегиальный стиль (например: 7-8-4; 6-7-3 и т.д.);
1-К-П — коллегиально-попустительский стиль (например: 4-7-9, 4-7-7, 3-6-7 и т.д.);
Д-1-П— директивно-попустительский стиль (например: 8-1-6; 8-3-8; 7-2-9);
Д-К-П — смешанный стиль (например: 2-3-3; 3-3-3; 5-6-6; 10-88). Результаты смешанного типа соответствуют разным характеристикам руководства:
• одинаково низкая выраженность стилей (2-3-3; 3-3-3 и т.д.) характерна для неопытных руководителей;
• одинаково средняя выраженность стилей (5-6-6; 6-6-4 и т.д.) характеризует оперативно меняющегося руководителя;
• одинаково высокая выраженность стилей (10-8-8; 9-9-8 и т.д.) характеризует противоречивый, непредсказуемый тип.