Лекция 12. Административные реформы как воплощение принципов PUBLIC ADMINISTRATION
Административные реформы, которые стали проводиться в большинстве государств мира в период с середины 1980-х и до конца 1990-х гг., были результатом научных исследований и воплощением принципов Public Administration. По призыву ученых мира, усиленному СМИ и поддержанному международными организациями (ООН, ОЭСР, МВВБ, Сеть институтов и школ государственной службы в Центральной и Восточной Европе — NISPAcee и др.), были инициированы и реализованы крупномасштабные и комплексные программы реформирования государственного управления практически во всех странах мира.
Под административной реформой понимаются преобразования в органах исполнительной власти с целью создания системы управления, работающей в интересах населения, более того, реально им контролируемой. Превращение государства в орган, обслуживающий жителей своих стран, было и остается лейтмотивом современных преобразований.
Особенностью современных реформ является совпадение субъекта инициации — организатора — и объекта модернизации в одном лице. Сама власть — в лице ее инициативных групп, а в Российской Федерации это Президент страны — организует процесс самосовершенствования. Понятно, что важным и, бесспорно, усиливающим фоном при этом был и остается общемировой тренд на осуществление реформ, но окончательное решение об их проведении принимает руководство страны.
Административные реформы в полной мере соответствуют тому классу преобразований, который идентифицируется термином "реформа". Слово "реформа" восходит к латинскому reforme, что означает изменение. Принято давать следующее определение понятию "реформа": это изменение в какой-либо сфере жизни, не затрагивающее функциональных основ, или преобразование, вводимое законодательным путем. Слово "реформа" может рассматриваться и буквально: как re и form, т.е. как изменение форм, в нашем случае — форм управления государством. Этот подход подчеркивает бесспорную и неизменную важность государства как организатора общества, но отражает необходимость постоянного обновления технологий его функционирования.
Реформы — это важный и обязательный элемент социального развития. Видя необходимость изменений в той или иной области, общество аккумулирует на данном направлении ресурсы, фокусирует на нем социальное внимание и проводит необходимые эволюционные преобразования.
Реформы — это рациональный и целенаправленный процесс, включающий, в большинстве своем, следующие фазы преобразований: замысел инноваций, целеполагание, отбор ресурсов, выбор средств и методов, планирование во времени и по звеньям, учет зависимых и независимых переменных (факторов), оценка риска, выбор исполнителей, схема (алгоритм) принятия решения, формы, сроки и условия контроля за ходом процесса и достигнутыми результатами. Как правило, реформы проводятся сверху, хотя инициироваться они могут снизу (представителями населения) или "сбоку", т.е. по примеру других стран.
Следует отличать реформы от революционных преобразований. Последние ведут к качественным изменениям, меняющим суть и (или) важнейшие принципы функционирования системы. Современные административные реформы нельзя назвать революционными преобразованиями, поскольку демократия и основы публичного (открытого) управления в большинстве стран уже достигнуты, а реформы лишь совершенствуют и углубляют их воплощение. В России и Китае это тоже не так, но по другим причинам. Здесь реформы практически не меняют сути управления — высокой степени централизации власти.
Реформирование следует отличать и от процессов изменения, идентифицируемых как "преобразование", "совершенствование" или "модернизация". Все названные процессы предполагают незначительные, возможно формальные изменения. Реформа — это изменение коренных устоев, часто ведущих к изменению традиций. Именно как реформы расцениваются в России отмена крепостного права, Столыпинская аграрная реформа, современные рыночные преобразования.
Полем реформы не обязательно должно быть управ, шине. Как реформы рассматриваются изменения в русской орфографии (1918 г.), изменение мирового летоисчисления, введение единой валюты евро на территории Европейского союза. Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни: экономике, политике, социальном устройстве.
Реформы могут касаться изменения основ государственного управления, но гораздо чаще, что вполне закономерно, осуществляется реформирование отраслей. Так, широко известными являются реформа системы здравоохранения, проводимая правительством Б. Обамы, реформа дошкольного обучения, вводящая изучение иностранных языков в дошкольных учреждениях Нидерландов и др. В нашей стране как реформа оценивается преобразование милиции в полицию. Всем известна реформа школьного обучения, в ходе которой был введен Единый государственный экзамен и изменена система поступления в вузы и т.д.
Реформы могут иметь не только государственный, но и надгосударственный характер. К последним можно отнести реформ}' европейской образовательной системы, известную как Болонский процесс (1980—2000-е гг.), создание органов управления Объединенной Европы и др. Хотя и считается, что реформы воспринимаются как прогрессивные преобразования, это не всегда так. Таковыми не являются реформы, проводимые вразрез с интересами населения, например, вводящие новые налоги, увеличивающие возраст, требуемый для выхода на пенсию, или увеличивающие продолжительность рабочего дня.
Реформаторских идей и практических проектов было немало и в XIX в., и на протяжении всего XX в. В связи с этим французский профессор Ролан Драго отмечал: "В некотором смысле административная реформа — это миф. Администрация находится в состоянии постоянной реформы, что является признаком ее здоровья"'. Системы государственного управления постоянно реформируются, адаптируясь к изменяющимся условиям. Каждая страна накопила собственный опыт в сфере их проведения.
Национальная специфика реформирования предопределена политическими, историческими, правовыми и культурными особенностями государств. При этом существуют общие, ключевые направления административных реформ:
— изменение роли государства в обществе;
— структура и функции органов государственного управления;
— повышение эффективности и результативности деятельности государственной службы;
— улучшение финансового управления;
— внедрение принципов и практик подотчетности и прозрачности в деятельность государственного аппарата.
Отрицать роль и необходимость государства в обществе невозможно. Важно постоянно совершенствовать условия его деятельности, применяя все передовое, что накоплено человечеством за тысячелетнюю историю и особенно за последние 20 лет.