Административные правонарушения в сфере налогообложения
Административные правонарушения – это противоправные, виновные действия (бездействие) физических или юридических лиц, за которые КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Под административными правонарушениями в сфере налогообложения следует понимать нарушения налогового законодательства, ответственность за совершение которых установлена КоАП.
КоАП устанавливает исчерпывающий перечень видов административных наказаний и правил их применения, порядок производства по делам об административных правонарушениях и исполнения постановлений о назначении административных наказаний, содержит много новых норм и положений, разработанных с учетом общепризнанных принципов и норм международного права, действующей Конституции РФ и законодательства РФ.
Задачами законодательства об административных правонарушениях в области налогообложения являются защита установленного порядка осуществления государственной власти в данной сфере, а также защита законных экономических интересов общества и государства от административных правонарушений и предупреждение административных правонарушений, в том числе административных правонарушений в сфере налогообложения.
Основными принципами привлечения к административной ответственности за нарушение норм налогового законодательства являются следующие.
1. Принцип законности. В соответствии с этим принципом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
При этом применение норм административного наказания (а это, как правило, административные штрафы) и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении осуществляется только уполномоченными на то законом органом или должностным лицом в пределах компетенции указанных органа или должностного лица. При применении мер административного принуждения закон не допускает решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство наказуемого.
2. Принцип равенства перед законом. "Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом", – указывается в ст. 1.4 КоАП. В развитие в административном законодательстве конституционного запрета любых форм дискриминации при привлечении к административной ответственности физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.
3. Презумпция невиновности. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство но делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности за правонарушения в сфере налогообложения, толкуются в пользу этого лица.
Элементами административного правонарушения в сфере налогообложения (как, впрочем, и элементами любого правонарушения) являются: объект, объективная сторона, субъективная сторона и субъект правонарушения.
Субъектами административный ответственности за совершение нарушений норм законодательства о налогах и сборах, как правило, являются должностные лица (например, руководитель, главный бухгалтер) организаций.
При этом должностное лицо организации подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в сфере налогообложения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, выразившимся в нарушении руководимой им организацией норм налогового законодательства. Под должностным лицом принято понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационнораспорядительные или административно-хозяйственные функции в организациях.
Физические лица могут быть привлечены к административной ответственности с 16-летнего возраста. Не привлекаются к административной ответственности за правонарушения в области налогов предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Должностное лицо организации подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Административная ответственность в сфере налогообложения дополняет налоговую ответственность.
Привлечение организации к налоговой ответственности не освобождает от административной ответственности за правонарушение виновное физическое лицо (например, руководителя организации), равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица (руководителя организации) не освобождает от налоговой ответственности за данное (аналогичное) правонарушение само юридическое лицо.
Виды административных правонарушений в сфере налогообложения
В КоАП (ст. 15.3–15.9, 15.11 и 19.7.6) предусмотрено девять составов подлежащих наказанию административных правонарушений в сфере налогообложения: нарушение срока постановки на учет в налоговом органе; нарушение срока представления сведений об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации; нарушение сроков представления налоговой декларации; непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля; нарушение порядка открытия счета налогоплательщику; нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора; неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента; грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности; незаконный отказ в доступе должностного лица налогового органа к осмотру территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка.