Административные правонарушения в области воинского учета

Глава 21 КоАП включает в себя девять составов административных правонарушений и является самой лапидарной из всех шестнадцати глав Особенной части КоАП. Рассматриваемые административные правонарушения устанавливают административную ответственность за нарушения правил исполнения военно-учетных обязанностей, определенных Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-Φ3 "О воинской обязанности и военной службе" и подзаконными актами, принятыми в случаях, специально предусмотренных этим Федеральным законом.

Под воинским учетом понимается государственная система контроля призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Правила воинского учета представляют собой совокупность обязанностей граждан и публичных должностных лиц, ответственных за представление военно-учетной документированной информации.

Исполнение военно-учетных обязанностей, как и любых иных публичных обязанностей физических лиц, влечет за собой ограничение их прав, например, граждане, подлежащие воинскому учету, должны обеспечить систему мониторинга за исполнением военно-учетных обязанностей. Функционирование системы воинского учета возложено на Минобороны России, МВД России, ФСБ России и другие федеральные органы исполнительной власти, которые также наделены обязанностями в сфере мобилизационной готовности. Федеральные министерства обеспечивают исполнение таких обязанностей в центральном аппарате и контролируют их исполнение подчиненными им федеральными службами и федеральными агентствами. Последние обеспечивают контроль за исполнением полномочий в сфере мобилизационной готовности подведомственными им территориальными органами, публичными учреждениями и организациями.

Рассмотренные выше полномочия в сфере военного строительства возложены на все публичные органы, включая органы специальной компетенции (ЦБ РФ, Счетная палата РФ и др.), а также на муниципальные органы. Контроль за исполнением военно-учетных обязанностей своими сотрудниками обязаны обеспечивать должностные лица коммерческих и некоммерческих организаций, например, общественных объединений.

К субъектам административных правонарушений, установленных ст. 21.1-21.3, ч. 1-3 ст. 21.4 КоАП, относятся должностные лица органов исполнительной власти, иных публичных органов и организаций, ответственные за представление документированной информации в военные комиссариаты, а также должностные лица кадровых служб указанных органов и организаций, к ведению которых отнесены иные учетные обязанности (см., например, ст. 21.2 КоАП). Субъектами административных правонарушений, предусмотренных ст. 21.5 (неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету), ст. 21.6 (уклонение от медицинского обследования) и ст. 21.7 КоАП (умышленные порча или утрата документов воинского учета), могут быть только граждане.

Санкции рассматриваемых правонарушений предусматривают возможность применения только двух видов административных наказаний - предупреждения (см. ст. 21.5-21.7) или административного штрафа, максимальный размер которого не превышает 1 тыс. руб. (см. ст. 21.1-21.3 и ч. 3 ст. 21.4 КоАП). Санкциями правонарушений, субъектами которых являются граждане, установлен минимальный размер штрафа в сумме 100 руб. (см. ч. 2 ст. 3.5 КоАП).

Для рассмотрения дел об административных правонарушениях в области воинского учета характерна унификация юрисдикционных полномочий, осуществляемых военными комиссариатами, к ведению которых отнесены основные процессуальные действия, - от возбуждения дела о правонарушении до исполнения вынесенного ими административного наказания.