Лекция 28. Административное управление и административно-правовое регулирование в области образования, науки и молодежной политики

В России сформирована организационная система административного управления и административно-правового регулирования, получившая наименование "Образование, наука и молодежная политика". Ее предметную основу составляют три гуманитарные области: образование, наука и молодежная политика. В управленческую часть указанной системы входят Министерство образования и науки Российской Федерации, подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Федеральное агентство по делам молодежи.

Образование составляют социальные институты, поддерживающие и обеспечивающие образовательную деятельность, система социально значимых знаний, навыков, опыта, соответствующая установленным требованиям, необходимая для существования и развития граждан, общества и государства, предназначенная для передачи обучающимся и освоения ими, а также образовательная деятельность социальных институтов и обучающихся, результатом которой является достижение и подтверждение обучающимися установленных государством образовательных уровней (цензов), удостоверяемых соответствующими документами.

Наука - область гуманитарной сферы в составе системы научных и образовательных учреждений вместе с органами управления и регулирования, осуществляющей научную деятельность, в процессе которой обеспечивается получение, накопление, систематизация и применение новых знаний. Система таких знаний также входит в науку.

Молодежная политика - это система сформировавшихся в обществе представлений, приоритетов и направлений деятельности социальных институтов, обеспечивающих создание условий и возможностей для эффективной социализации и самореализации молодежи. Молодежь представляет собой большую социально-демографическую группу, имеющую специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется возрастными особенностями молодых людей, их социально-экономическим, общественно-политическим положением, общностью их жизненных устремлений и интересов. Духовный мир молодежи находится в стадии становления, формирования. К этой группе относят, как правило, людей в возрасте от 16 до 35 лет. Значительную ее часть составляет студенчество.

Основными направлениями молодежной политики являются: а) социализация молодежи, ее информирование о потенциальных возможностях развития общества, государства и собственного развития молодежи; б) поддержка организационно-деятельностной активности молодежи, креативных и позитивно деятельных ее слоев; в) поддержка групп молодежи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В области образования, науки и молодежной политики действует ряд международных правовых актов: 1) Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры (1998 г.); 2) Конвенция о техническом и профессиональном образовании (1989 г.) |4; 17].

Законодательную основу управления и регулирования в области образования, науки и молодежной политики составляют Конституция РФ, Закон РФ "Об образовании", Федеральные законы "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "О науке и государственной научно-технической политике", "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений [27; 67; 78; 115; 191]. Президент РФ принял Указ "О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации" [236].

Общие вопросы воспитания, образования, науки и молодежной политики находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в этой области 127. Ст. 43; ст. 72, п. "е"; ст. 114, п. "в"].

Федеральные законы в области образования разграничивают компетенцию и ответственность по вопросам образования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Субъекты РФ могут принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам образования, не противоречащие федеральным законам.

Система образования в Российской Федерации объединяет в своем составе следующие взаимодействующие компоненты: а) преемственные образовательные программы различного уровня и направленности, федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования;

6) сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций; в) органы, осуществляющие управление в области образования, подведомственные им организации; г) объединения юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

Образовательные программы подразделяют на общеобразовательные и профессиональные. Закон об образовании выделяет следующие виды основных общеобразовательных программ:

1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего общего (полного) образования.

Основные профессиональные программы также подразделяют на четыре вида: 1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования; 3) высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры); 4) послевузовского профессионального образования. Указанные программы реализуют образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию.

Важным регулятором области образования являются федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Они представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ от начального общего до высшего профессионального образования. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Образовательным учреждением является организация, которая осуществляет образовательную деятельность, образовательный процесс, т.е. реализует одну или несколько образовательных программ и обеспечивает ОГЛАВЛЕНИЕ и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юридическим лицом.

Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или субъектов РФ), муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций, объединений). Они финансируются соответственно за счет соответствующих бюджетов либо организаций, объединений [191. Ст. 1,3, 7, 8, 9, 12].

Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" определяет основы правового регулирования отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования, государственной политики в этой области, а также основы интеграции высшего и послевузовского профессионального образования и пауки. Он предусматривает автономию образовательных учреждений высшего профессионального образования и академические свободы. Указанный Закон устанавливает: 1) систему высшего и послевузовского профессионального образования (включая правовой статус вуза, его задачи и структуру, виды вузов); 2) особенности правового статуса субъектов образовательной и научной деятельности вузов (студентов, слушателей, аспирантов (адъюнктов), соискателей и докторантов, научно-педагогических работников); 3) организацию управления системой высшего и послевузовского профессионального образования; 4) экономические основы системы высшего и послевузовского профессионального образования; 5) особенности международной и внешнеэкономической деятельности вузов [67].

Важная роль в правовом регулировании науки принадлежит Федеральному закону "О науке и государственной научно-технической политике" 1115]. Указанный Закон содержит определения ряда понятий, характеризующих область науки и отношение государства к ней. Научная (научно-исследовательская) деятельность направлена на получение и применение новых знаний. Он разграничивает такую деятельность на два вида: 1) фундаментальные научные исследования (экспериментальную или теоретическую деятельность, направленную на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды); 2) прикладные научные исследования (исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач). Научно-техническая деятельность направлена на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Соответственно государственная научно-техническая политика - это составная часть социально-экономической ноли-тики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации их достижений.

Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" определяет правовой статус субъектов научной и научно-технической деятельности (научных работников, специалистов научных организаций, работников сферы научного обслуживания, объединений научных работников, научных организаций, в том числе шести государственных академий наук). Он устанавливает основы организации и принципы регулирования научной и научно-технической деятельности. Управление указанной деятельностью осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления в пределах, гарантирующих свободу научного творчества.

Иные федеральные законы, направленные на регулирование образования и науки, устанавливают: 1) порядок выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; 2) права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации; 3) основы организации и цели научных исследований в области охраны окружающей среды; 4) правовое положение, принципы организации, цели создания, деятельности и функции Российской корпорации нанотехнологий; 5) основы осуществления опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами [39; 40; 144; 196; 215. Гл. XII].

Правительство РФ как высший орган исполнительной власти осуществляет административное управление и административно-правовое регулирование в области образования и науки посредством осуществления правотворческой и правоприменительной деятельности. Им приняты многочисленные нормативные правовые акты по вопросам образования и науки.

В составе молодежной политики общества выделяют государственную молодежную политику. Ее составляет деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развитие молодежных объединений, движений и инициатив. Такая политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека.

Государственная молодежная политика проводится в отношении: а) граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет; б) иностранных граждан, лиц без гражданства в возрасте от 14 до 30 лет (в той мере, в какой их пребывание на территории России влечет за собой соответствующие обязанности федеральных государственных органов); в) молодых семей - семей в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста; г) молодежных объединений.

Государственная молодежная политика предполагает поэтапные действия в следующих основных направлениях: 1) обеспечение соблюдения прав молодежи; 2) обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи; 3) содействие предпринимательской деятельности молодежи; 4) государственная поддержка молодой семьи; 5) гарантированное предоставление социальных услуг; 6) поддержка талантливой молодежи; 7) формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи;

8) поддержка деятельности молодежных и детских объединений;

9) содействие международным молодежным обменам. Правительство РФ как высший орган исполнительной власти осуществляет административное управление и административно-правовое регулирование в области образования, науки и молодежной политики посредством правотворческой и правоприменительной деятельности. Оно принимает в этой области нормативные и индивидуальные правовые акты.