Административное право Великобритании
Понимание административного права.
До конца XIX в. административное право Великобритании не относили к самостоятельной отрасти права в связи с тем, что вмешательство государства в общественную жизнь было незначительным, а аппарат исполнительной власти имел скромные размеры. В начале следующего века произошел существенный рост аппарата государственной администрации и объем его деятельности, что и привело к становлению административного права.
Британскую государственно-правовую систему отличает наличие монархии, верховенство парламента, практическая реализация принципа разделения властей, господство права, отсутствие конституции как единого документа, действие прецедентного права. Под воздействием указанных особенностей сформировалось административное право.
Одной из ключевых проблем административно-правового регулирования является организация и осуществление судебного и внесудебного контроля за деятельностью органов исполнительной власти.
Источники административного права.
К ним относятся: 1) законы (конституционные и обычные); 2) обычаи; 3) решения судов по конкретным делам; 4) административные нормативные правовые акты.
Среди конституционных законов особого внимания заслуживают так называемые исторические документы: Великая хартия вольностей (1215); Петиция о правах (1628); Акт Хабеас корпус (1679); Билль о правах (1689). Перечисленные законы, называемые иногда "библией английской конституции", возложили на исполнительную власть обязанность уважать и соблюдать права граждан на жизнь, свободу, собственность, установили правила привлечения граждан к суду. К обычным законам принадлежат: Законы о Парламенте(1911, 1949); Закон о народном представительстве (1989); Законы о чрезвычайном положении (1920, 1964); Законы о местном самоуправлении (1972, 1974, 1985); Закон о гражданстве (1981); Закон об актах делегированного законодательства (1946), установивший порядок принятия и публикации административных нормативных актов, издаваемых по полномочию парламента; Закон о трибуналах и расследованиях (1971), регулирующий организацию и деятельность британской административной юстиции (административных трибуналов и министерских расследований); Закон об исках к короне (1947), в котором обобщена практика судов по делам об ответственности администрации за вред, причиненный се служащими.
Значительна роль обычаев среди источников административного права. Например, на обычае основано право короны, т.е. высшей государственной власти, регулировать вопросы государственной службы или право судов решать окончательно все спорные вопросы права.
Нормы судебного прецедентного права действуют в сфере контроля судов над администрацией. Они касаются, в частности, обращений частных лиц в суды, форм такого обращения, глубины проверки судами действий администрации.
Среди источников административного права многочисленны административные нормативные акты: 1) приказы короны в Совете; 2) циркуляры, инструкции, приказы министерств и ведомств; акты органов местного самоуправления; 3) решения администрации по отдельным делам, действующие в качестве административных прецедентов.
Организация администрации.
Систему органов исполнительной власти возглавляет номинально корона. Термин "корона" трактуется как общая сумма всех правомочий органов правления. Он рассматривается как синоним термина "исполнительная власть".
В системе органов исполнительной власти имеются центральные органы и органы местного самоуправления. Центральными административными органами являются помимо короны премьер-министр, кабинет, правительство, Тайный совет, министерства и ведомства. Наряду с отраслевыми и функциональными министерствами имеются территориальные министерства но делам Ирландии, Уэльса и Шотландии.
Премьер-министр - главный советник короны. Он возглавляет правительство, руководит деятельностью кабинета, министерств и центральных ведомств. Он назначает не только высших должностных лиц исполнительной власти, но и высших судей.
Кабинет возник в конце XVII в. как орган при короне, в котором заседали министры, возглавлявшие наиболее важные министерства. Ныне он включает около 20 членов. Функциями кабинета являются: 1) представление парламенту окончательного варианта политики; 2) контроль за соответствием действий органов исполнительной власти политическому курсу, утвержденному парламентом; 3) разграничение сфер и координация деятельности министерств и ведомств.
Согласно закону максимальная численность британского правительства - 95 членов. В него входят: министры, возглавляющие министерства, и их заместители; министры без портфеля; парламентские секретари министерств; лица, занимающие некоторые традиционные должности (лорд-канцлер, лорд казначейства, лорд-председатель совета, канцлер герцогства Ланкастерского, лорд-хранитель печати, главный почтмейстер). Правительство в полном составе никогда не заседает и не принимает решений. Оно представляет собой группу лиц, которые несут коллективную политическую ответственность перед правительством и уходят в отставку вместе с премьер-министром.
Тайный совет при короне является органом, принимающим решения. Его численность составляет от 300 до 400 человек. Это правительственный орган. В пего входят: все министры кабинета и некоторые другие министры; судьи Апелляционного суда; архиепископы англиканской церкви; почетные члены. На заседаниях Тайного совета оформляются решения кабинета в форме приказов короны в Совете.
В 1998-2000 гг. была осуществлена реформа региональной администрации в составных частях Великобритании (Англии, Уэльсе, Шотландии, Северной Ирландии).
В Великобритании действует сравнительно независимое от центральной власти местное самоуправление. Его характерными особенностями являются: а) обладание органами местного самоуправления статусом юридических лиц (корпораций); б) реализация административных полномочий на подведомственных территориях; в) финансовая самостоятельность (право устанавливать местные налоги, выборность руководителей местных органов).
Гражданская служба.
В XIX в. были введены открытые конкурсные экзамены для поступления на государственную службу, введена Комиссия гражданской службы как руководящий орган системы набора служащих. За основу был взят принцип отделения управления от политики. Поэтому всех должностных лиц администрации разделили на сменяемых политиков (около 100 человек) и несменяемых администраторов. Первые уходят в отставку вместе с премьер-министром. Вторые являются профессиональными служащими и не уходят в отставку, несмотря на смену правительства.
В настоящее время управление гражданской службой осуществляет Министерство финансов и Управление министра гражданской службы, которым с 1968 г. становится вновь избранный премьер-министр. Ныне гражданская служба в Великобритании регулируется актами 1990-х гг.
Регулирование административной деятельности.
В Великобритании выделяют два основных вида деятельности администрации: нормотворчество, называемое делегированным законодательством, и административную юстицию. Первый из них получил такое наименование в связи с тем, что осуществляется в основном путем реализации администрацией полномочий, делегированных особыми законами парламентом. Администрация не имеет собственных полномочий на издание нормативных актов, кроме тех редких случаев, когда действует в соответствии с королевской прерогативой. Парламент передает полномочия администрации по дополнению и детализации законов, внесению в них изменений. Контроль за административным нормотворчеством осуществляют парламент и суды. При разработке администрацией проектов нормативных правовых актов широко распространены консультации с заинтересованными лицами и организациями.
Административная юстиция.
Она осуществляется в Великобритании трибуналами (независимыми от других учреждений административными судами) и путем министерских расследований. Трибуналы действуют обычно в случаях назначения социальных пособий и оказания иных социальных услуг. Министерские расследования проводятся министрами при решении вопросов проводимой ими политики, когда им необходимо перед принятием решения выслушать мнение заинтересованных лиц, общественности.
Организация трибуналов и расследований, их процедуры урегулированы Законом о трибуналах и расследованиях 1971 г. Согласно этому Закону образован постоянно действующий Совет по трибуналам как надзорный и консультативный орган.
Контроль судов над администрацией.
Его осуществляют парламент и суды. Роль других органов в контроле над администрацией незначительна. Британские суды являются последней инстанцией, разрешающей все споры о праве, в том числе с участием должностных лиц государства. Контроль судов над администрацией - это практическое воплощение принципа господства права.
Любое заинтересованное лицо имеет право обратиться с жалобой в суд на действия администрации. Суд принимает жалобу к рассмотрению, если администрация превышает пределы полномочий, предусмотренных законом, или неправильно применяет нормы права.